Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по политологии (М.А. Мунтян).doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
22.06.2014
Размер:
1.11 Mб
Скачать

II. Три модели взаимоотношений власти и человека:

первая модель представлена патерналистскими (Конфуций)и этатистскими (Платон, Аристотель, Заратустра) теориями, согласно которым государство обладает неоспоримым приоритетом и преимуществом перед человеком, оно призвано полностью определять статус и права человека, каналы и пределы его политической активности;

вторая модель основывается на признании того, что в основе государства и его политики должны лежать права и природа человека. Дж. Локк, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон и другие либеральные мыслители настаивали на том, что что высшей социальной ценностью является личность, на основе потребностей которой и должна строиться вся система государственной власти. Они развивали возникшие еще в афинском полисе и римском праве идеи суверенитета личности. Государство объявлялось результатом соглашения свободных индивидуумов, граждан, которые ограничивают его возможности вмешательства в их частную жизнь. В силу этого государство становилось подконтрольным народу. Главной же сферой реализации человека считалось гражданское общество, то есть сфера независимых от государства горизонтальных связей индивидуумов, деятельности общественных объединений. Указанная модель в известном приближении к ее основным критериям, так или иначе реализована в современных демократических странах Запада;

третья модель, срединная, развивалась многими древними мыслителями, призывавшими к установлению гармоничных отношений между государством и личностью, не утратила она своих позиций и в настоящее время. Современные сторонники такой модели выступают за то, чтобы государство и индивид действовали в соответствии с принципами солидарности и субсидиарности. Первый из них предполагает, что благо каждого неразрывно связано с процветанием (или ослаблением) целого, с заботой каждого друг о друге и о государстве как воплощении гражданских уз. Второй принцип означает, что государство обязано оказывать помощь тем, кто не в состоянии самостоятельно обеспечивать себе достойную жизнь, у кого нет для этого необходимых средств и духовных сил. Но такая помощь должна иметь избирательный и адресный характер, не вырождаясь в поддержку иждивенчества.

III. Права человека. Они представляют собой совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ. Права человека имеют нормативное и институциональное (реальное) содержание. В первом случае они выступают в виде универсальных, всеобщих требований к организации любой системы политической власти. Это некая планка требований, к которым должна приспосабливаться каждая система власти. Права человека, в частности, рассматриваются выше принципа невмешательства во внутренние дела отдельных государств. Право гуманитарной интервенции. Некоторые страны, где господствуют коллективистские ценности, не признают универсальный характер прав человека (Китай, Иран, Бангладеш, Сирия, Малайзия и др.). Однако опыт мирового развития показывает, что национальные особенности не являются препятствием для реализации прав человека. Впервые свое юридическое выражение права человека получили в 1776 г. в Вирджинской декларации, которая впоследствии была положена в основу Билля о правах (конституции) США. Такую же роль сыграла Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции в 1789 г. Права человека были зафиксированы в провозглашенной ООН Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина (1948 г.). Европейская конвенция о защите прав и свобод человека была принята в 1950 г. и получила свое развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в ряде других актов. В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – первостепенной обязанностью государства.

Впервые представления о правах человека сформировались в VI-V вв. до н.э. в рамках теорий естественного права, которые развивали китайский мыслитель Мо Цзы, софисты в Древней Греции, Аристотель и др. Их основные идеи состояли в признании равенства людей от рождения и справедливости наделения их одинаковыми, обусловленными человеческой природой, правами. Либеральные мыслители XVII-XVIII вв. в качестве основных рассматривали политические и гражданские права индивида, не придавая особого значения социально-экономическим возможностям их обеспечения. Видя свою главную задачу в ограждении человека от внешней агрессии со стороны государства, либералы чрезмерно изолировали личность от общества и государства, не замечая, что формальное равенство лишает наименее защищенные слои населения возможности реально пользоваться его плодами. В настоящее время принято считать, что в зрелом правовом и социальном государстве политические права личности утрачивают свой былой приоритет. Наибольшее внимание в данном случае уделяется нарастающей индивидуализации в понимании и реализации прав человека. Постепенно утверждается идея, что человек волен сам определять формы реализации своих прав и свобод. Государство в таком случае – лишь средство поддержания индивидуальных инициатив, инструмент создания наиболее благоприятных условий для развития личности.

В самом широком понимании права человека распадаются на негативные и позитивные. К первым из них относятся такие права и свободы, которые основаны на препятствовании необоснованному вмешательству государства и других лиц в суверенные дела индивида. Это права, лежащие в основании индивидуальной свободы личности. Позитивные права основываются на ответственности государства за предоставление личности определенных социальных благ, например, прав на образование, охрану здоровья и т.д. С более содержательной точки зрения права и свободы человека разделяются на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и экологические:

- гражданские или личные права – это тот круг присущих человеку от рождения прав, которые определяют его автономность и индивидуальность, достоинство и самобытность, предохраняют его от произвола власти – право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу и др.;

- политические права обеспечивают возможность участия граждан в управлении делами государства и общества, к ним относятся свобода слова, печати, совести, свобода избирать и быть избранным и т.д.;

- социально-политические права – это права и возможности граждан в сфере производства, обмена и потребления материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной деятельности. Их еще называют “правами второго поколения”, так как они явились результатом борьбы за социальные гарантии и защиту личности в сфере производства (право на труд, на собственность, свободу предпринимательской деятельности, коллективные действия по защите трудовых прав и т.д.);

- культурные и экологические права относятся к так называемым “правам третьего поколения”, отражающим проблемы общественного развития последней трети XX – начала XXI веков (право на мир, здоровую экологически среду обитания, свободы передвижения и др.).

С учетом мирового опыта, можно выделить следующие четыре группы нарушений прав человека со стороны государства и отдельных политических сил:

а) геноцид и этнические “чистки”, гражданские войны, политический терроризм;

б) апартеид, расовая дискриминация, сегрегация;

в) ограничение политических прав гражданина;

г) уничтожение природы, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям. Историческая траектория современного развития требует сильного демократического государства, которое должно стоять на страже прав и свобод человека, предотвращая и не допуская их нарушения.

IV. Политическое участие. Участие гражданина в политике демонстрирует востребованность и осуществимость им своих прав, в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям обычного человека. Известный американский политолог Дж. Нагель определяет политическое участие как действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности. В этом смысле участие в политике понимается как одно из средств, используемых человеком для реализации своих индивидуально осознанных целей. Политическим участием в этой связи могут быть признаны только целенаправленные поступки, то есть те действия, которые сознательно проектируются и осуществляются в политическом пространстве. Например, сознательно спланированное участие гражданина в митинге можно считать политическим участием, а его случайное появление там – не может. Практические и целенаправленные формы политического участия могут характеризоваться масштабностью и интенсивностью. Степень и характер участия индивида в политической жизни непосредственно определяется значимыми причинами, факторами участия. Последние крайне разнообразны и связаны с ролями, которые индивиды играют в политической практике (избиратель, активист партии, член парламента и т.д.). Факторы политического участия традиционно рассматриваются через два его глобальных механизма - принуждение, которое делает упор на действии внешних по отношению к индивиду сил (Т. Гоббс), а также интерес, который, напротив, ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуру личности (А. Смит, Г. Спенсер). Каждый фактор способен оказывать влияние на те или иные формы политического участия людей, но наибольшее значение в политологии придается:

а) психологическим состояниям личности (Г. Лассуэлл);

б) рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса (А. Лэйн);

в) желанию жизненного успеха и общественного признания (А. Доунс);

г) пониманию общественного долга;

д) реализации собственных прав;

ж) страху за самосохранение в общественной системе и т.д.

Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия населения. В государствах любого типа политический протест протекает в конвенциональных (в виде разрешенных властями демонстраций, пикетов) и неконвенциональных формах (деятельность подпольных политических организаций и групп, запрещенные шествия и т.п.). Для того, чтобы придать протесту цивилизованную форму, в демократических государствах формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью неправительственных партий и движений. Крайней формой неконвенционального политического протеста является политический терроризм с его физическим уничтожением политических деятелей, силовыми акциями возмездия режиму и т.п. 11 сентября 2001 г. в США.

V. Политика как наука и искусство. С центральной позицией личности в политической жизни связан весьма распространенный подход к политике как к науке и искусству. Наукой она считается с тех пор, как человечеству стали известными законы общественного развития, знание которых позволило людям целенаправленно влиять на политическую практику. Политика как наука особенно наглядно проявляется в достижении общественно важных целей и реализации крупных политических программ. Однако вероятностный характер политических процессов, возможность появления непредвиденных обстоятельств, неполнота информации, неопределенность конечных результатов, невозможность проконтролировать ряд слагаемых политических процессов – все это характеристики, с которыми связана политика как вид деятельности. И именно они делают научное обоснование политики недостаточным для обеспечения высокой эффективности при ее реализации. Компенсацией того, что не в силах сделать наука в политике, является искусство. Политика как деятельность необыкновенно сложная, требует от тех, кто ее проводит, тонкого маневрирования, психологического расчета, неординарных действий и риска в конкретных политических ситуациях. Политика как искусство проявляется в деятельности, связанной с интуицией, позволяющей политику находить в сложных ситуациях неожиданные и единственно верные решения, буквально спасительные для возглавляемых ими наций. Искусство в политике включает интеллектуальные, рациональные, интуитивные начала, совокупность которых позволяет политику увлекать за собой людей, мобилизовать их энергию для достижения поставленных целей, внушать им доверие, легитимизировать свои поступки. В практическом обиходе политика получила название “искусства возможного”.

ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ