Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антибактериальные препараты различных классов.docx
Скачиваний:
221
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
401.75 Кб
Скачать

Макролиды, линкозамиды и стрептограмины Макролиды

  • Азитромицин, джозамицин, кларитромицин, мидекамицин, олеандомицин, рокситромицин, спирамицин, эритромицин.

Линкозамиды

  • Клиндамицин, линкомицин.

Стрептограмины

  • Дальфопристин, хинупристин.

Указанные группы АМП объединяют в группу MLS-антибиотиков. Они имеют одинаковый механизм действия: обратимо связываются с различными доменами каталитического пептидил-трансферазного центра 50S субъединицы рибосом. В результате этого нарушаются процессы транслокации/транспептидации и преждевременно отщепляется растущая т-РНК-полипептидная цепочка, что приводит к нарушению сборки белковой молекулы. Эти антибиотики в отношении большинства микроорганизмов обладают бактериостатическим действием, однако в зависимости от концентрации могут оказывать бактерицидное действие на стафилококки, стрептококки и анаэробы. Обладают умеренно выраженным постантибиотическим эффектом.

Гликопептиды

  • Ванкомицин, тейкопланин.

Проявляют несколько механизмов антимикробного действия, нарушая:

  • Второй этап синтеза клеточной стенки бактерий, блокируя образование пептидогликана (гликопептиды и ß-лактамы воздействуют на разные этапы синтеза пептидогликана);

  • Структуру и функцию цитоплазматической мембраны;

  • Синтез РНК на уровне рибосом.

На большинство микроорганизмов гликопептиды действуют бактерицидно; бактериостатически действуют на энтерококки, коагулазонегативные стафилококки и на некоторые стрептококки группы Viridans. Обладают незначительным ПАЭ.

Клиническое значение ПАЭ заключается во влиянии на режим дозирования АМП.

Оксазолидиноны

  • Линезолид.

Механизм их действия связан с ингибированием синтеза белка в рибосомах бактериальной клетки. В отличие от других антибиотиков, ингибирующих синтез белка, они действуют на ранних этапах трансляции (необратимое связывание с 30S и 50S субъединиц рибосом) в результате чего нарушаются процесс образования 70S-комплекса и формирование пептидной цепи. В результате уникального механизма действия не отмечается перекрестной устойчивости микроорганизмов к линезолиду и другим антибиотикам, действующим на рибосомы (макролиды, линкозамиды, стрептограмины, аминогликозиды, тетрациклины и хлорамфеникол).

Тетрациклины

  • Доксициклин, окситетрациклин, тетрациклин.

Тетрациклины обладают бактериостатическим действием, подавляют синтез белка в бактериальной клетке на уровне 30S субъединицы рибосомы.

Представители данного семейства характеризуются общим спектром и механизмом антимикробного действия, полной перекрёстной устойчивостью, близкими фармакологическими характеристиками. Различия касаются некоторых физико-химических свойств, степени антибактериального эффекта, особенностей всасывания, распределения, метаболизма в макроорганизме и переносимости.

Хинолы и фторхинолы

  • Оксолиновая кислота, налидиксиновая кислота, пипемидоновая кислота;

  • Фторхинолины: гемифлоксацин, левофлоксацин, ломефлоксацин, моксифлоксацин, норфлоксацин, пефлоксацин, спарфлоксацин, ципрофлоксацин.

Хинолоны являются производными нафтиридина и хинолина. Фторхинолоны синтезированы путем введения в молекулу хинолона нафтиридина одного, двух или трех атомов фтора, что привело к созданию группы ЛС с широким антимикробным спектром действия, с хорошими фармакокинетическими характеристиками, относительно низкой токсичностью.

Хинолоны и фторхинолоны обладают бактерицидным действием, ингибируют ключевой фермент бактерий – ДНК-гиразы (топоизомеразы II), определяющий процесс биосинтеза ДНК и деления клетки, и топоизомеразу IV, нарушая тем самым синтез ДНК микробной клетки. Некоторые фторхинолоны – ломефлоксацин и моксифлоксацин – ингибируют топоизомеразы II и IV.

Каждый из ферментов состоит из четырех субъединиц. ДНК-гираза состоит их двух gyrA и двух gyrB субъединиц (соответствующие гены gyrA и gyrB). Топоизомераза IV – из субъединиц parC и parE (соответствующие гены parC и parE). Гены обоих ферментов локализованы на бактериальной хромосоме.

Поскольку топоизомеразы выполняют несколько различных функций, то для подавления жизнедеятельности микробной клетки достаточно ингибировать активность только одного фермента, активность второго может сохраняться. Эта особенность объясняют объясняет тот факт, что для всех хинолонов можно выделить первичную и вторичную мишень действия. Первичной мишенью является тот фермент, к которому данный хинолон проявляет наибольшее сродство.

У G- бактерий наибольшее сродство хинолоны проявляют к ДНК-гиразе, благодаря чему именно этот фермент является первичной мишенью их действия.

У G+ бактерий для большинства хинолонов основной первичной мишенью действия является топоизомераза IV, а для спарфлоксацина и гатифлоксацина – ДНК-гираза. Монофлоксацин и гемифлоксацин, вероятно, обладают приблизительно одинаковым сродством к обоим ферментам. Хинолонов, которые проявляют абсолютно одинаковое сродство к обоим топоизомерам, не существует.

Фторхинолоны имеют достаточно выраженный постантибиотический эффект.