Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Монография Метелев ПТСС.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

§ 2.2. Особенности влияния экстремального индивидуального боевого опыта на личность и поведение сотрудников овд и их учет при проведении психологической экспертизы птсс

Изучение влияния экстремального индивидуального боевого профессионального опыта на личность и поведение сотрудника ОВД- участника КТО в юридически значимых ситуациях профессиональной деятельности возможно при условии: а) разработки научно обоснованного методического инструментария, направленного на изучение влияния экстремального, индивидуального боевого профессионального опыта на личность сотрудника ОВД при исполнении им служебных обязанностей в постэкстремальный период профессиональной и внеслужебной деятельности; б) совершенствования имеющихся методик, повышения их надежности и валидности; в) изучения динамики поведенческих особенностей и проявлений отсроченного психического состояния у сотрудников ОВД, переживших стрессовые ситуации; г) поиска психологических механизмов влияния экстремального боевого профессионального опыта, приводящих к профессионально- и социально-психологической дезадаптации в посттравматический, постстрессовый период деятельности. При этом изучение постстрессовых состояний должно носить комплексный характер и сочетать методы, выявляющие как непосредственную оценку состояния самим сотрудником (субъективная оценка событийного компонента травмирующей ситуации), так и внешних проявлений (особенностей поведения), фиксируемых окружающими.

В процессе проведения психологической экспертизы ПТСС психологу, исследующему посттравматические стрессовые состояния, необходимо установить, с какими психологически травмирующими событиями человеку пришлось столкнуться и насколько интенсивными были его эмоциональные реакции и переживания во время этих событий; выявить стресс-факторы экстернального и интернального характера, влияющие на последующую профессиональную и социальную адаптацию, на развитие дезадаптивных реакций и состояний в посттравматический, постэкстремальный период деятельности. Например, к интернальным факторам относят индивидуально-психологические, личностные особенности; мотивацию участия в контртеррористической операции; субъективное восприятие опасности, угрозы; самооценку уровня профессиональной и психологической готовности к работе в чрезвычайных условиях. К экстернальным факторам, вызывающим психическую напряженность и эмоциональные нарушения, относятся стресс-факторы природного, техногенного, климатогеографического характера; качественное и своевременное медицинское обеспечение; социально-психологический климат и сплоченность в коллективе. Некоторые ученые98 относят также к экстернальным факторам отсутствие государственной и социальной поддержки.

В практике психологического обеспечения органов внутренних дел для исследования посттравматических стрессовых состояний и производства психологической экспертизы ПТСС психологи ОВД наряду с традиционно используемыми методами – MMPI, 16-факторный опросник Кеттелла, тестом фрустрационной толерантности Розенцвейга, патохарактерологическим диагностическим опросником (ПДО) диагностирующего акцентуацию характера, проективной портретной методикой Л. Зонди, методом «Незаконченных предложений», тестом Люшера, применяют и более узко направленные тесты –УСК, ВСК, тест руки Вагнера, ЦТО, а также специализированные психодиагностические методики, адаптированные и апробированные в лаборатории психологии посттравматического стресса и психотерапии ИП РАН, относящиеся к числу наиболее часто применяемых в мировой практике:99 метод структурированного клинического интервью - СКИД (SCID - Structured Clinical Interview for DSM-III-R), Миссисипскую шкалу (Mississippi Scale for Combat Related PTSD), Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory — BDI), Опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, Шкала диссоциативного опыта (Dissociation Experience Scale- DES), Шкала оценки тяжести воздействия травмирующего события (Impact of Event Scale - IOES) Горовитца, Тест психиатрической оценки (Psychiatric Evaluation Form PEP) Эндикотта и Шпицера, Опросник выраженности психопатологической симптоматики Дерогатиса (Symptom Checklist – SCL-90).

Кроме указанных традиционных методик рядом ученых психологов и психиатров100 были разработаны оригинальные авторские методики, направленные на диагностику психического состояния и изучающие влияние боевого опыта на поведение людей в экстремальный и постэкстремальный период профессиональной деятельности. К ним можно отнести исследования Н.В. Тарабриной, И.О. Котенева, Г.Б. Калманова, В.М. Мельникова, И.В. Соловьева, А.М. Столяренко, М.В. Леви, Н.А. Ратиновой, П.И. Сидорова, С.В. Литвинцева, М.Ф. Лукманова, Д.В. Ольшанского и др.

Так, В.М. Мельников в своем диссертационном исследовании создал методику «Банк экстремальных ситуаций» и описал 24 разновидности типовых служебно-боевых ситуаций, каждая из которых несет в себе психодраматические и психотрагедийные черты, а также разработал фрустрационную методику «48 экстремальных ситуаций»101.

М.В. Леви были проведены исследования стрессовых состояний у сотрудников противопожарной службы. Им были разработаны методики оценки травматического профессионального опыта (опросник стрессовых ситуаций) пожарных (ОССП), а также шкала структурированного наблюдения (ШСН) для руководителей подразделений для оценки риска развития стрессовых расстройств методом наблюдения102.

Данные методы позволяют определить индивидуально-психологические особенности, уровень агрессивности и ее формы, способность к самоконтролю, уровень субъективного принятия ответственности испытуемого за происходящие события, особенности психической травматизации вплоть до проявления посттравматического расстройства (ПТСР).

В соответствие с разработанными нами теоретическими моделями формирования, проявления ПТСС при проведении эмпирического исследования мы ставили следующие задачи:

  1. Эмпирически обосновать теоретическую модель экспертно-психологической оценки ПТСС в практике психологического обеспечения деятельности ОВД.

  2. Выявить критерии оценки, а также факторы и условия, влияющие на проявления ПТСС.

  3. Выделить особенности и специфику влияния экстремального боевого профессионального опыта и ПТСС на личность и поведение сотрудников ОВД – участников КТО при производстве психологической экспертизы в постэкстремальный период профессиональной деятельности.

  4. Разработать и апробировать методический инструментарий, отражающий особенности производства психологической экспертизы ПТСС.

  5. На основе анализа полученных данных эмпирического исследования разработать научно-практические рекомендации по организации и методике проведения психологической экспертизы ПТСС, обусловленной действием травматического стресса и экстремального индивидуального боевого профессионального опыта.

При подборе и разработке методик, применяемых в изучении посттравматических стрессовых состояний, мы исходили из следующих позиций:

При исследовании экстремальной ситуации и психического состояния личности, предпочтение должно быть отдано субъективным психологическим методам, т.к. объективные физиологические методы диагностики, широко применяемые в изучении функциональных состояний, фиксирующие количественные показатели, не чувствительны к характеру и содержанию личностных переживаний, не раскрывают взаимосвязи (причинно-следственной связи) между ситуацией, личностью, психическим состоянием и не могут объяснить поведение человека в этой либо другой отсроченной по времени конкретной ситуации.

На формирование и развитие ПТСС у сотрудника влияет в большей степени воспринимаемая, истолкованная личностью ситуация, а не только объективно-формальные ее характеристики. Поэтому первостепенное значение имеет изучение субъективного (субъектного) отношения личности к травматическому событию – «критическому инциденту», к травматической ситуации и их психологической оценке.

Используемые методы исследования должны отражать основные свойства травматического стрессового состояния - психическую напряженность и субъектные переживания, их влияние на личность и поведение.

ПТСС может представляться и проявляться в виде психического образования особой психической реальности: «субъективного образа критического инцидента».

ПТСС характеризуется пролонгированным влиянием экстремальной ситуации на личность и деятельность сотрудника ОВД - участника КТО, а также отсроченным по времени воздействием экстремального события «критического инцидента». При этом возможен перенос экстремального индивидуального боевого профессионального опыта, сформированных и закрепленных в экстремальных условиях реакций и действий (стереотипов) на оценку ситуации и деятельность в постэкстремальный период несения службы и во вне служебные отношения.

Изучение постстрессовых состояний должно носить комплексный характер и сочетать методы, выявляющие как непосредственную оценку состояния самим сотрудником (субъективная оценка событийного компонента травмирующей ситуации), так и внешних проявлений (поведенческих реакций), фиксируемых окружающими.

С целью определения комплекса методов и психологических методик, используемых при диагностике ПТСС и применяемых в практике психологической экспертизы, нами было проведено эмпирическое исследование на сотрудниках органов внутренних дел – участниках контртеррористической операции в Чеченской Республике. Разработана программа и алгоритм проведения исследования, подобран адекватный целям и задачам методический и психодиагностический инструментарий.

Разработанные нами методики – Анкетный опросник травматического стресса (АОТС) и Экспертный лист (ЭЛ) были апробированы в процессе эмпирического обследования 1049 сотрудников ОВД – участников КТО, из них ОМОН - 330 чел., СОБР – 124 чел., ППСМ - 285 чел., ГИБДД - 189 чел, ВОВД - 121 человек и могут быть использованы в оценке ПТСС в рамках проведения служебной проверки (расследования) в ОВД.

Методический инструментарий исследования:

  1. Анкетный опросник травматического стресса (АОТС) для сотрудников ОВД - участников контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе.

  2. Шкала стресса - форма Опросника травматического стресса (ОТС), разработанного И.О. Котеневым, предназначенная для психологической диагностики посттравматических стрессовых состояний.

  3. Экспертный лист для оценки выраженности поведенческих проявлений негативных психологических последствий пребывания сотрудников ОВД - участников КТО в постэкстремальный период профессиональной деятельности.

В апробируемых в настоящей работе методиках мы также исходили из требований, предъявляемых наукой к диагностическим инструментам, в частности, к Опросникам - Анкетам 103 и постарались максимально полно учесть факторы, влияющие на возникновение и протекание постстрессовых нарушений. Особенностью примененных методик является взаимосвязь субъективной оценки влияния травматического стресса обследуемым сотрудником и объективация его проявления в постэкстремальный период в форме социальной дезадаптации и девиантного поведения. При этом методика «Экспертный лист» занимает особое место в методическом комплексе, т.к. заполняется не обследуемым, а другим лицом, выступающим в роли независимого эксперта.

Во всех методиках исследования для оценки состояния обследуемых применялась 5‑балльная шкала Лайкерта (от «абсолютно верно» до «абсолютно неверно»), предполагающая широкую амплитуду вариантов ответов, которая практически не вызывала затруднений со стороны испытуемых во время заполнения бланка-опросника. Cormey (1970) – наиболее видный исследователь, использовавший аналогичную шкалу, отдавал ей предпочтение потому, что в ней за счет большей полноты возможного выбора преодолеваются трудности, связанные с традиционно дихотомичным выбором варианта ответа. Необходимо обратить внимание на то, что весь методический инструментарий очень прост для заполнения и каждая из методик занимает не больше 10–15 минут.

Характеристика и описание методик:

Шкала Стресса - форма Опросника травматического стресса (ОТС), разработанного в 1996 году И.О. Котеневым104 - предназначена для оценки выраженности симптомов постстрессовых нарушений на основе критериев, содержащихся в DSM-4.

В нашем исследовании опросник травматического стресса (Шкала стресса) был использован в качестве надежного и валидного психодиагностического инструмента исследования посттравматических стрессовых нарушений105.

Экспертный лист (ЭЛ)106 применяется для выявления различных вариантов дезадаптивного, отклоняющегося поведения сотрудников ОВД – участников КТО, обусловленного воздействием травматического стресса в постэкстремальный период профессиональной деятельности и представляет собой модернизированный вариант «Опросника для руководителей подразделений и заместителей по работе с личным составом».

Данная шкала создавалась в целях оценки поведенческих признаков нарушений психической травматизации, в частности, посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у сотрудников пожарной охраны. Указанные авторы методики ШСН предполагали, что она может служить:

  • одним из внешних критериев достоверности диагностических данных развития ПТСР;

  • в качестве ориентира для руководителя ОВД для организации необходимой и своевременной психологической помощи подчиненному;

  • для использования при работе с семьей сотрудника и его социальным окружением;

  • для формирования групп сотрудников, требующих особого психологического внимания107.

Анализ данных опросника (ШСН) позволил его авторам выделить в нем две субшкалы: 1. «Общая дезадаптация», 2. «Нарушение социальных контактов». Ими были рассчитаны корреляции субшкал данного опросника с показателями нескольких психодиагностических методик: Шкалы тяжести воздействия травмирующего события Горовица (IOES); Опросника выраженности психопатологической симптоматики Дерогатиса (SCL); Опросника перитравматической диссоциации (ОПД); Опросника травматического стресса Котенева (ОТС); Опросника стрессовых ситуаций пожарных (ОССП). Выявленные значимые положительные корреляции позволили соотнести субъективные оценки состояния испытуемых с внешними их проявлениями, оцениваемыми экспертами108.

В то же время, оценивая полученные результаты ШСН на выборке пожарных (101 чел.), авторы отметили его вероятностный предварительный характер, требующий дальнейшей доработки и анализа на другой и более многочисленной выборке испытуемых.

В нашем исследовании мы решили применять модернизированную Шкалу структурированного наблюдения не в качестве диагностики признаков ПТСР, а в качестве измерительного инструмента дезадаптивного, отклоняющегося поведения сотрудников ОВД – участников КТО, обусловленного воздействием травматического стресса в постэкстремальный период профессиональной деятельности. То есть, в качестве инструмента, отражающего влияние приобретенного экстремального профессионального опыта на последующую постэкстремальную адаптацию и ее динамику.

При этом, в соответствии с базовой теоретической концепцией возникновения и протекания ПТСС, оценки тяжести последствий пребывания сотрудников в зоне проведения КТО и прогноза девиантного поведения, мы в Экспертном листе условно выделили два периода: период ранней постэкстремальной адаптации, определенный нами 2 месяцами после выхода из экстремальных условий, и отсроченный период, определенный 6 месяцами.

При заполнении методики экспертам (как правило, руководителям подразделений) предлагалось оценить выраженность рассматриваемых поведенческих проявлений у их подчиненных через 2 и 6 месяцев после возвращения сотрудников из зоны проведения КТО.

В связи с этим в ШСН были внесены изменения: исключен пункт 15 («стал стремиться к неоправданному риску, искать приключений»), и добавлены 2 пункта, отражающие профессиональную дезадаптацию и характеризующие агрессивность и конфликтность сотрудников в профессиональной деятельности, а именно п. 23 («Стал более агрессивным в отношении граждан») и п. 24 («Стал более конфликтным в общении с сослуживцами»). Было изменено название «ШСН» – на «Экспертный лист» (ЭЛ).

Общее количество обследованных составили сотрудники специальных подразделений служб криминальной милиции и милиции общественной безопасности (СОБР, ОМОН, ГИБДД, ППСМ), а также сотрудники ОВД, выполнявшие оперативно-служебные и служебно-боевые задачи во временных отделах внутренних дел (ВОВД), образованных непосредственно в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской республики) в количестве 2460 человек из 48 регионов Российской федерации.

Анализируемую выборку составили 1049 сотрудников, из них СОБР (124 чел.), ОМОН (327 чел.), ГИБДД (189 чел.), ППСМ (278 чел.), ВОВД (121 чел.), подобранные по критерию полноты обследования.

Математическая обработка полученных данных с помощью факторного анализа109 позволила выделить четыре субшкалы методики Экспертный лист: интегральный показатель «Общая дезадаптация»; «Социально и профессионально-психологическая дезадаптация», отражающая неблагоприятные изменения социально-психологической и профессиональной компоненты в постэкстремальной адаптации; «Астенизация и дистресс», отражающая общее снижение интенсивности и качества жизнедеятельности человека; «Специфические признаки ПТСС», отражающие некоторые специфические симптомы, входящие в диагностические критерии стрессовых расстройств, включенные в десятую редакцию Международного классификатора болезней – МКБ-10.

Значения по каждой из субшкал рассчитываются следующим образом:

  1. Выраженность «Общей дезадаптации» определяется суммой баллов по всем утверждениям.

  2. «Социально и профессионально-психологическая дезадаптация»- п.п. 4,6-8, 18-24.

  3. «Астенизация и дистресс» - п.п.1-3,5,11-14,16,17

  4. «Специфические признаки ПТСС» - п.п. 9,10,15

Из числа обследованных сотрудников необходимо было выделить группу, характеризующуюся наибольшей выраженностью признаков девиантного поведения. Для этого был применен статистический метод кластерного анализа. В качестве показателя для кластеризации взята субшкала «Социально- и профессионально-психологической дезадаптации» (СиППД) как наиболее полно отражающая признаки девиантного поведения сотрудника в служебной и вне служебной деятельности.

В результате исходная выборка разделилась на 5 групп, различающихся по показателям СиППД. Затем выбраны показатели как внешне наблюдаемой (ЭЛ), так и субъективно отмечаемой дезадаптации (показатели Шкалы стресса И.О. Котенева), наиболее согласующиеся между собой, что видно из помещенной ниже Таблицы 1.

Таблица 1.