Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гуров.docx
Скачиваний:
56
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
153.64 Кб
Скачать
  1. Особенности социально-политического строя и административного устройства Великого княжества Литовского Русского и Жемайтийского.

Для понимания городского слоя ВКЛ нужно учитывать особенности происхождения этого государства. Девять десятых его территории составляли бывшие земли Киевской Руси. Долгое время в составе новой державы сохранялась автономия древнерусских земель. Можно сказать что Киевская Русь IX-XII вв. получила прямое продолжение в ВКЛ. Поэтому развитие городов великого княжества находилось под влиянием традиций более раннего, древнерусского периода.

Ядро города государства составлял старейший город. Старейшим городам подчинялись пригороды. Вполне вероятно что зависимость пригородов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал как своего рода метрополия.

Вокруг города располагалась волость, составляя с ним одно территориальное целое. Эти волости имели свои границы: «сумежья», «межи», «рубежи». Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношении. Волости, как отдельные государственные образования, в силу присущей им суверенности отправляли посольства друг к другу.

Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече- народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча должны были подчиниться также обитатели пригородов. На нем решались разнообразные вопросы, вплоть до приглашения князей на княжение. Федеративный характер политического строя ВКЛ обусловил долгое сохранение всех черт древнерусского городского строя в рамках нового государства. Одной из важнейших прерогатив вечевых собраний - решение вопроса внешней политики. Решались и торговые дела. Таким образом в социально-политическом строе ВКЛ ярко наблюдается присутствие общинно-княжеских отношений существовавших в Древней Руси.

  1. Кревская уния 1385г. И ее последствия в развитии западнорусских земель.

Политику Гедимина продолжил князь Ольгерд A345—1377), действовавший в тесном союзе с братом Кейстутом. К княжеству были присоединены Чернигово-Северские земли. Ольгерд начал

наступление на Смоленское княжество и зависимые от него Верховские княжества.

В 1363 г. Ольгерду в сражении у Синих Вод (недалеко от Буга) удалось разгромить ордынцев. Победа ускорила освобождение Южной Руси от ордынского владычества. За Литвой окончательно закрепились Киевская, Подольская (Восточная часть) и Волынская земли. Великое княжество Литовское стало одним из центров объединения древнерусских земель, оставив позади более слабые в военном отношении Тверское и Московское княжества. Политические амбиции Ольгерда побуждали его вмешиваться в дела северо-восточных соседей — «соперников» в деле объединения. На рубеже 60— 70-х годов это привело к столкновению с Московским княжеством, в котором молодой князь Дмитрий Иванович оказался стороной оборонявшейся. В составе Литвы русские князья и бояре не чувствовали себя сильно стисненными. На землях княжества действовали нормы «Русской Правды» и церковного права. Русский язык в его западном варианте стал государственным языком и средством общения между литовцами и русскими. Рюриковичи, признавшие власть Гедимина, на правах наместников управляли подвластными землями, получая «корма» и судебные пошлины. Их отношения с великим князем определялись договорами.

Покровительствовал в своих владениях Ольгерд и православной церкви. После того как ему не удалось поставить под контроль деятельность митрополита, он попытался получить согласие

Константинополя на создание в Литве самостоятельной митрополии. Греки не пошли навстречу литовскому князю. Москва, как место пребывания первосвятителя, сохранила свое преимущество, а митрополиты — единство епархии.

Великое княжество Литовское находилось под постоянным давлением со стороны Тевтонского ордена. С 50-х годов Кейстут и Ольгерд вели войны с рыцарями, пытаясь вернуть земли ятвягов и

пруссов. Противостояние, несомненно, оттягивало силы Ольгерда с востока на запад, давая московским князьям возможность собраться с силами. Одновременно возрастала зависимость литовских князей от боярства русских земель, которое составляло значительную

часть вооруженных сил.

Постоянное колебание литовских правителей между восточным и западным направлениями внешней политики, и, как следствие, колебание между православной и католической культурой —

характерная черта истории Литвы. Выбор в пользу западного направления был сделан во многом под давлением обстоятельств: смертельная угроза, исходившая от Тевтонского ордена, побудила

сосредоточиться на борьбе с рыцарями-завоевателями. Общая борьба сблизила Литву с Польшей. Польская сторона выдвинула идею объединения (унию) двух государств. Условием брака наследника Ольгерда, князя Ягайло, и польской королевны Ядвиги, и получения литовским князем польской короны стало распространение в Литве католичества. Династическая уния, заключенная в 1385 г., положила начало объединению двух государств.

Сближение Литвы и Польши проходило крайне болезненно. Стоявшая ниже в политическом и культурном отношении литовская знать не без оснований опасалась оказаться на вторых ролях.

Сопротивление возглавил сын Кейстута Вигповт. Литовский летописец писал о молодом Витовте как о «храбром юноше, смелом сердцем, любешем войну». Историки прозвали Витовта Великим.

Он не допустил активного проникновения поляков на земли Великого княжества. Ягайло вынужден был уступить ему великое княжение. Формально Витовт признавал главенство польского короля, но по сути они были равноправными суверенными государями.

В 1409 г. началась «Великая война» королевства Польского и Великого княжества Литовского против Тевтонского ордена. В 1410 г. у местечка Грюнвальд войска Ордена потерпели поражение.

Немецкая экспансия была остановлена.

Успехи Витовта, крупного и дальновидного политического деятеля, упрочили позицию Литовского княжества. В 1413 г. Ягайло и Витовт подписали Городельскую унию. Согласно ее условиям, стороны обязались выбирать государей не иначе, как по взаимному соглашению; литовские паны, исповедовавшие католичество, получали такие же права и привилегии, что и польские феодалы; наследовать должности и владения имели право только католики.

Таким образом, уния открывала путь для проникновения в Литву католической религии и польской культуры. Местная землевладельческая элита в православных землях Литвы — русские князья и бояре, православная община — вынуждена была выбирать: или, примирившись с дискредитацией, остаться в «вере отцов», или, приобретая привилегии и должности, перейти в католичество. Будущее показало, что часть русской элиты предпочла последний вариант.