Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
All_in_one_last.docx
Скачиваний:
85
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
443.1 Кб
Скачать
  1. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

Две ступени познания: чувственное и логическое познание – находятся в диалектическом единстве.

Сенсуализм (лат. sensus – чувства, ощущения) (Бэкон, Локк, Гоббс) преувеличивает значение чувственного в познании: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах».

Рационализм (лат. rationalis – разумный) (Декарт, Спиноза) недооценивает роль чувственного в познании, утверждая, что мышление может постигать сущность вещей, минуя чувства, не опираясь на ощущения (врожденные идеи, интеллектуальные умозрения).

Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятия. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, иными словами, - субъективный образ объективного мира, преобразования энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и др. ощущения. Биологическая природа наших органов чувств, их число и соответственно число различных ощущений сформировалось в ходе эволюции человеческого рода. Не все объекты с их свойствами находятся в сфере возможностей наших органов чувств. Но отсюда не следует. Что существуют в принципе непознаваемые объекты. Если тот или иной объект по своей природе таков, то наши органы чувств не приспособлены к его чувственному познанию поэтому, имеется возможность найти другой объект, на который первый объект будет действовать ощутимым образом. С помощью таких объектов («приборов») расширяются возможности чувственного познания явления. Важно заметить, что ощущение – исходный, самый простой элемент познания.

Восприятие – это целостный образ отображающий предметы и явления непосредственно воздействующие на органы чувств. Особенность его в том, что она складывается не только в результате синтеза ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность, избирательность, константность, апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность.

Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Оно формируются на основе памяти (воспоминание того, что человек видел когда-то ранее), но различные представления могут комбинироваться по-разному, благодаря чему могут создаваться образы даже несуществующих в природе объектов (кентавра, например).

Чувственные образы появляются в итоге воздействия материальных объектов на наши органы чувств. Энергия внешнего раздражителя порождает в нервной системе физиологический процесс, результатом чего является чувственный, наглядный образ. В процессе отражения органы чувств активны. Это может выражаться в ощупывающем движении рук, в движении глаз, прослеживающих видимый контур предмета в процессе вслушивания и т.д. Этот образ не появляется без активности органов чувств. Поэтому чувственное познание является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Мышление, логические образы и понятия относятся к внешнему миру опосредованно. Для своего формирования им необходимы чувственные составляющие.

Ощущения, восприятия, представления сходны с отображаемыми объектами, являются образами объектов, и поэтому объекты познаваемы.

Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные и абстрактные понятия, различающиеся по степени общности. В формировании понятий используют следующие познавательные операции: сравнение, синтез, анализ, абстрагирование и обобщение. Сравнение – установление сходства и различия между явлениями. Анализ – это логический прием, при котором изучаемое явление мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности. В синтезе осуществляется мысленное соединение частей явления расчлененного в процессе анализа, установления взаимосвязи частей и познания явления как целого. Абстрагирование – это процесс мысленного выделения некоторого признака явления и отвлечения от других признаков. И последнее, обобщение фиксация общих признаков некоторого класса явлений. Итогом этих логических операций является понятие. Понятия связаны со словом. В каждом из них есть содержание и объем. Содержание понятия – это совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений, объем понятия – это множество явлений, к которому относится данное понятие. Содержание понятия выявляется с помощью определения понятия, когда перечисляются признаки понятия, объем – либо простым перечислением членов множества, либо с помощью ее классификации. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета и общие, объем которых может включать в себя множество предметов.

Умение верно давать определения и классификации – один из важнейших показателей культуры мышления.

В процессе мышления понятия связаны друг с другом. Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают. Элементарное суждение состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия).

Перечислим виды суждений: утвердительные, отрицательные, частные, общие, условные, разделительные и т.д. Суждения выражаются в языке в предложениях.

Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. Умозаключения по форме могут быть дедуктивными, в которых мысль идет от общего к частному индуктивными, в которых мысль идет от частного к общему. Но не всякое сочетание суждений является умозаключением. Для того, чтобы из двух суждений следовал вывод, надо, чтобы у них был общий термин. В логике существует много различных фигур и модусов умозаключений.

Выделяют два различных уровня мышления: рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах жесткого стандарта, неизменной схемы, рассматривая понятия и предметы как неизменные и постоянные. Разум – диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями, постижение сущности вещей в их развитии и саморефлексия своего познания, деятельности.

Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности, т.е. отражение идет через призму интересов и потребностей человека. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без предварительного логического доказательства. От чувственной и логической ступени познания необходимо отличать эмпирический и теоретический уровни. Хотя эмпирическое познание не исчерпывается чувственной сферой и предполагает логическую обработку, классификацию и упорядочивание полученной в опыте информации, тем не менее, только теоретическое познание способно выходить далеко за пределы полуденных опытным путем данных.

Завершая разговор о чувственном и логическом познании, затронем вопрос «границ» познания. Очень долго считали, чувственным познанием на основе органов чувств можно отобразить все явления материального мира. Но потом оказалось, что существуют явления, непосредственно недоступные чувственному восприятию. Так появилась проблема «шестого чувства» Она получила свое решение благодаря созданию и использованию приборов, которые неограниченно расширяют область доступных чувственному познанию явлений.

Знание и вера

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия – познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры. Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание – сила», указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Уже в начале XX в. католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога. Проблема соединения веры и знания занимает важное место в одном из направлений современной философии – неотомизме, представители которого стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая откровению веры. Так, Ж. Маритен, доказывая необходимость гармонии разума и веры, считал плодотворным главенство теологии и метафизики над конкретными областями теоретического разума, ратовал за возрождение религиозно ориентированной философии природы. Тейяр де Шарден пытался создать «научную феноменологию», которая синтезировала бы данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Этот процесс подчинен, с его точки зрения, своему регулятору и своей конечной цели – «точке Омега», воплощением которой является Христос. Важнейшее условие реализации этой идеи – технический прогресс и развитие экономики. Но решающую роль, по его мнению, должен сыграть духовный фактор – ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции.

Б. Рассел понимал веру как совокупность связанных между собой состояний организма, полностью или частично имеющих отношение к чему-то внешнему. Среди различных видов веры философ выделял воспоминание, ожидание, веру нерефлекторную и проистекающую из сознательного вывода и др. Истина же есть свойство веры и как производное – свойство предложений, выражающих веру. Всякая вера, по его мнению, «имеет изобразительную природу», соединенную с чувством одобрения или неодобрения. В случае одобрения она «истинна», если есть факт, имеющий с изображением, в которое верят, такое же сходство, какое имеет прототип с образом. В случае неодобрения она «истинна», если такого факта нет. Вера, не являющаяся истинной, называется ложной.

Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал особое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой – «цельное знание». Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей, начиная с А.С. Хомякова и Вл. Соловьева. Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы – чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также – что очень важно – религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге. Они исходили из того, что вера – важнейший феномен внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей. Она основывается на авторитете, на внутреннем чувстве (интуиции), на уважении к чужому опыту и традиции. Вера в объективное значение абсолютных ценностей есть религия (С.Л. Франк). Но и в атеистическом гуманистическом сознании вера как убежденность в справедливости, правоте целей и реальности их достижения является необходимым условием и могучим стимулом творчества, прогресса. Такая вера (в отличие от слепой веры, или фанатизма) не только не противостоит и не противоречит разуму, но и открывает простор для активной деятельности сознания. Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология). Оно не может носить только теоретический характер, а должно отвечать всем потребностям духа, удовлетворять высшим стремлениям человека в воле, разуме и чувстве. Развивая идею о всестороннем синтезе теологии, философии и науки, Вл. Соловьев обращает внимание на то, что этот «великий синтез» не есть чья-то субъективная личная потребность, а имеет определенные объективные основания. Они обусловлены, по его мнению, как недостаточностью эмпирической науки и бесплодностью чисто отвлеченной философии, так и невозможностью возврата к теологической системе в ее прежней исключительности. Необходимость данного синтеза диктует сам реальный жизненный процесс, осмысленный человеческим разумом. И.А. Ильин подчеркивал, что знание и вера совсем не исключают друг друга. С одной стороны, потому что положительная наука, если она стоит на высоте, не преувеличивает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем не пытается судить о предметах веры (к примеру – «Бог есть» или наоборот «Бога нет»). Ее граница – чувственный опыт, ее метод – объяснить все явления естественными законами и стараться доказать каждое свое суждение. Она, согласно И. А. Ильину, держится за этот опыт и за этот метод, отнюдь не утверждая, что они всеобъемлющи и неисчерпываемы, и отнюдь не отрицая того, что можно достигнуть истины в другой области при помощи другого опыта и другого метода.

Таким образом, вера входит необходимым составным компонентом во всякий познавательный акт. Вера предшествует знанию, является движущей причиной и конечной целью познания. Вера предстает как форма принятия решения без достаточного экспериментального и логического обоснования. Вера является отправной точкой всякого познания, помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием, служит средством их интеграции. Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил при недостатке информации или отсутствии достаточных доказательств.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]