Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11006

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
27.25 Mб
Скачать

дающих в цивилизации идей разделения и властвования следует иметь в виду тенденцию усложнения взаимодействия стран. После второй мировой войны их было менее 50, а теперь их число приближается к 200.

В синархической взаимозависимости понятийной предметности, отражающей упорядоченные пространства человека созидающего, сопрягаются архитектонические принципы И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, М. Бахтина , а также архетектонические и архетипические подходы (К. Гюнг). Если неизвестны архитектоника (устройство, организация, порядок, ориентиры, меры и тенденции развития) и архетектоника (духовность, образность, ментальность) чего-либо как целого, образующего некую синархическую систему, то преобразования, реформы и перестройки этого нечто могут превратить его в ничто. Возникает потребность в основах систематизации архитектоники и архетектоники как двух дисимметричных научных дисциплин. В центре их внимания стоят философские проблемы интеграционного телесного и духовного исследования человека, гуманизирующего окружающий предметный мир по высоким правилам упорядочения целостности – «закону синархии», проявляющегося в качестве суперпорядка в организации искусственных систем.

Все эти системы образуют начало начал − систему трехмерных и единых в своей двойственной целостности координат, состоящих в формальном плане из трех взаимодополняющих осей, образующих новое к а- чество − систему всеобщего отсчета в развитии понимания устройства мироздания – синархию. Любопытно заметить ряд общих черт и особенностей, которые роднят дуальные позиции в системных связях синархии и архитектонике, синергетике и иеархиологии. В контексте всеобщей упорядоченности организованного пространства архитектоника его единства, прежде всего, выступает в трех ипостасях: во-первых, как конструктивная структура субстратного начала мира; во-вторых, как творческое начало в лице человека, преобразующего предметно-пространственный мир и тем самым совершенствующего себя; в-третьих, как всеобщий критерий социальной организации позитивного созидательного творчества в жизни людей; в-четвертых, как сферы приращения качества ансамблевости и суперупорядоченности в предметно-человеческой пространственности действительности.

80

В анализе исходных пунктов диалектики архе- и архи- в структурах архитектонического взаимодействия человека с синархией организации пространства могут быть использованы три ведущие эвристические идеи в качестве начальных аксиом дальнейших размышлений. Аксиома первая отражает неудовлетворенность человека пространственным миром и во з- никающую в связи с этим способность к его преобразованиям. В более общем контексте этот постулат отмечает стремление человека к добыв а- нию средств существования посредством производства, а отсюда форм и- руется социальная потребность, основой которой является творческий труд. Аксиома вторая фиксирует качественно новое состояние в развитии человека за счет преобразуемого им окружающего мира. Человек выраж а- ет себя, свой образ и подобие в предметно-вещном пространстве.

81

Рис. 11. Карта «звездного неба» научной сферы

«Продлевая» себя в новой среде, человек создает интеллектуально более целесообразный и комфортный для себя мир. Первая и вторая а к- сиомы отражаются в третьей аксиоме, конкретизирующей меру преобр а- зований в области воспроизводства как их общее основание.

В воображаемых рисунках основным руководящим началом для зрительного представления перечня наук, дисциплин, направлений и областей знания может служить алфавитная (в ряде случаев – нормированная в ГОСТах) последовательность начальных букв в словах. Выделение некоторых из них в словесной форме объясняется особой их значимостью

82

для концептуального проектирования и моделирования в русле архитектонического творчества. В данном случае подобные рисунки станут пре д- ставлять собой простейшие примеры перевода вербальной информации в умозрительные эстетически осмысленные структурные иерархии.

Возможно, значительный творческо-архитектонический потенциал визуального представления информации станет более понятным и пра к- тически доступным каждому, если принять на вооружение с ледующий образ действий. Уподобим систему наук карте звезд ного неба. Предположим, что мы находимся в звездной системе под названием «Эстетика». Естественно, что ближе всего будут центральные звезды всей звездной системы: «Философия», «Философия искусства», «Этика», «История искусств» и т.д. В этой системе отсчета мы получим одну из множества возможных версий карт «звездного неба» преспективного фрагментированной сферы науки (рис. 11).

Однако эта карта окажется совсем иной, если мы перелетим в окр е- стности другой звезды, допустим в «Философию проектной культуры», где ближе и значимее уже оказываются совсем иные «звезды»-науки. Иерархические приоритеты перераспределяются в соответствии с задачами синтеза архитектонических искусств и наук. На пути конкретного движения по определенному маршруту каждый раз при остановке можно фи к- сировать разные карты «звездного неба», и все это, опять же, с реально конкретными творческими проектами.

Иерархичная карта наук в истории науки непрерывно составляется и уточняется по аналогии с картами Земли, Луны, Марса. Некогда они представляли из себя комбинацию образов, рассказов и картинок. Сейчас это дело проектировщиков профессионалов. «Штурманы – проектировщики» разного времени имели разные по системной прораб о- танности карты знания. Окружающая человека среда создавалась и будет создаваться различной, в том числе и потому, что используются разные знаниевые модели, концепты, образы. В заключении данного раздела можно задаться критическим вопросом: «Каков практический результат этих фантазий?» Ответ прост: «Более высокая по осмысленности проектная культура!» К этому упрощенному ответу можно добавить еще одно достоверное утверждение: «Цена создаваемых проектировщиками дв и-

83

жимых и недвижимых объектов, как правило, возрастает, а соответственно и интеллектуальный вклад архитекторов, градостроителей и дизайн е- ров должен соответствовать последнему слову науки и техники, пунктам и позициям эволюционирующего законодательства.

Глава 3. СИНАРХИЯ АРХИТЕКТОНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

3.1. Артефакты в кодовых таксонах хронотопов синархии

На великих просторах России находится огромное количество ансамблей, памятников архитектуры, объектов культурного наследия. «Белые, черные и красные» книги, описывающие их по городам и весям н а- шего Отечества, не могут вобрать в себя все обилие национально - исторических архитектурных пространств. Актуализация данной проблемы тем более важна, что при высокой экономической значимости объе к- тов культурного наследия, на повестке дня очень остро стоят вопросы не только социокультурной, но и бизнес-цивилизационной возможности их сохранения, реставрации и реконструкции.

В идеале целостно-целевого развертывания архивной информации, отражающей сверхсложное устройство организации архитектурного наследия нашей страны лежит системно-ценностный подход. Историкокультурологическое измерение пространства наследия грамотно кодированных таксонов в аспекте системогенезиса социально-цивилизационного целого должно дополняться архитектонической методологией.3

3.1.1. Артефакты как хронотопы синархии

Теоретико-методологические составляющие, вероятно, станут необходимым разделом всякого историко-архитектурного научнопрактического исследования, опирающегося на философию науки. Сложность проблемы распознования феноменов пространственных искусств связана с трудностью достоверной паспортизации произведений зодчест-

3 Крашенинникова Е. С., Норенкоа С. В., Грауверг Т. А. Кодовые таксоны пространственных артефак-

тов культурного наследия. Приволжский научный журнал, Н. Новгород, №1, 2017 г., ННГАСУ, с. 75-82.

84

ва, архитектуры, градостроительства, монументального искусства, пр о- странственных памятников культуры. Комплекс архитектонических искусств, вбирающий в себя устойчивую триаду (архитектуру, градостроительство, дизайн) дополняется архитектурным и градостроительным дизайном, артдизайном, индустриальным дизайном, декоративно - прикладным искусством, ремеслами, промыслами, представляющими из себя совокупность артефактов.

Этот далеко не полный перечень прикладных видов искусства уже нельзя представить без садово-паркового искусства, ландшафтной архитектуры, архитектурно-экологического дизайна. Все эти и схожие с ними феномены важно моделировать и кодировать как артефакты. Понятие «артефакт» в специальной литературе имеет множество смыслов. Разночтения артефактов по-разному трактуются в архитектуре, искусствоведении, эстетике, культурологии, археологии, художественно -прикладных искусствах, дизайне. В дизайне, например, понятие «независим ый (индепендентный) артефакт» понимается очень широко, поскольку включает в себя все богатство артдизайна, промдизайна, архитектурного и град о- строительного дизайна, искусства интерьера. Типологией артефактов в будущем способны заниматься специалисты самых разных дисциплин, но главные трудности состоят в их взаимопонимании по интеграции базовых моделей (рис. 12–14).

85

Рис. 12. Нелинейно-концентрическая модель схождения материальных и духовных полярностей в аспектах реальных возможностей действительности, при сверке смысла жизни человека с монизмом, дуализмом, тринитаризмом и иными плюралистическими путями постижения целого в его частях, векторах абсолютного и относительного

86

Рис. 13. Пространство и время в предметном единстве хронотопов, закодированных в векторных переходах по структурным модификациям сфер, сред, полей, областей, зон и конкретизирующихся в гранях, объемах, сетях

87

Рис. 14. Модуляции отражения и преображения в иерархической концентрации воспроизведения самоорганизации во множестве подвижных точек зрения в разных типах перспектив информационных потоков научно-технических и социальных преобразований

88

Предварительно все носители кодов можно представить в качестве матрешки. Главная ее особенность – выступать в качестве глубокого по смыслу национального факта искусства, задаваемого в аспекте своеобразной модели. Такого вида допущение пригодно для лучшего понимания сверхсложных систем. Важная особенность заключается в способности вбирать в большом объеме аналогичные формы, подобные основному т е- лу. С точки зрения математики и топологии пространства эти задачи о б- разуют класс фрактальных (геометрически подобных) фигур и преимущественно многопрофильных пластически-выразительных архитектонических явлений.

Всякое специфическое архитектоническое искусство, которое, как правило, вступает в синтез с другими формами на базе архитектуры, предстает в серии типических и типологических симбиозов. В этом смы с- ле образ матрешки как бы размножается по определенным кодификационным, локальным правилам. Более того, возникает необходимость создания комплексных упаковок и своеобразных ячеек: художественно - прикладных, прикладных, художественных, художественно-культурных, эстетически-культурных, историко-культурных. На подобие пазловой сборки они проявляются в качестве своеобразных полок для расстановки артефактов по неким иерархическим алгоритмам.

3.1.2.Кодовая таксономизация пространства артефактов

Вцелях таксономической предельно элементарной типологизации для нас важно при анализе и синтезе элементов и компонентов (таксонов) архитектурного наследия не упустить все типическое богатство а р- тефактов архитектурной деятельности. В самом общем виде таксономизация артефактов может быть представлена в многообразии руинирова н- ных остатков зданий и сооружений, памятников, культурных ландшафтов, ансамблей, кварталов и фрагментов исторических городов и посел е- ний. Важное значение в этом имеют кодифицированные карты пространства, соотносимые с реальными кадастрами.

Таксон в качестве условной единицы пространства территории имеет специфические уровни, связанные с кадастровой кодификацией объе к-

89

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]