Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11006

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
27.25 Mб
Скачать

Проектирование по своему образу и подобию, помимо прагматических «цеховых» интересов, способно собирать в себе разные «религии», «мифологии», «магии». Эта закономерность исторического развития проектной деятельности вносит в нее качество универсальности, родственное синархичности. В проектном творчестве можно использовать все типы знания (философские и научные, исторические и фактографические, религиозные и мифологические, искусствоведческие и обыденные, мифологические и магические). Но в эффективном проектировании нельзя абстрагироваться от истинности и достоверности применяемого конкретного знания, подтвержденного специалистами множества областей.

В этом отношении ближе всего к стремлению проектной убедительности стоит научное знание. Правда, у него есть существенные ограничения, которые затрудняют использование науки в проектном процессе. Это разрозненность и относительная автономность знания, «разнесенность» его по разным наукам, их разделам и специальностям. При том, что «нельзя объять необъятное», каждый объект одновременно несет в себе совокупность свойств: физических, химических, экологических , технических, социальных. А следовательно нужны и соответствующие комплексы наук, дающие возможность оперативного использования накопленных знаний.

С прагматической точки зрения проектировщика, который всегда имеет лимит времени, очень серьезное препятствие, каким является потребность каждый раз искать необходимую информацию, преодолимо за счет комбинирования способов мышления и процедур программирования проектировщиков. Образно-модельное представление информации в проекте подсказывает выход, которым пользуются все практики проектиро в- щики. Это ценностно целесообразный выборочный поиск научной информации, основанный на профессиональной интуиции проектанта.

Зададимся вопросом: «Какие конкретно задачи стоят перед проектировщиком?». На предпроектном, концептуальном этапе они преимущественно фундаментальные, общенаучные и философские. Далее идут прикладные, частные и конкретные науки и дисциплины. Для упрощения понимания сложных междисциплинарных взаимосвязей могут быть представлены художественные образы-модели выведения и наведения научно-

40

го знания и по формированию архитектоники самой науки. Графически выделяются несколько типов возможных зримых представлений морфологии интеграции архитектонических структур:

1.Модель – «горы». Каждая «гора» – наука или научное направление, горизонтали которых представляются как качественные составля ю- щие предмета данной науки, вертикали – количественное напластование исторической информации в области данных исследований, «диагональные вектора» – квалиметрическое приращение знаний родственных областей.

2.Модель – «спираль». Концентрические окружности сходятся к центру (всеобщему знанию) и расходятся к периферии (прикладному и конкретному знанию). Радиально-концентрические структуры в виде изогнутых спиралей отражают возможность разнонаправленного развития объекта. Эта модель дает возможность возвратов к начальным моментам по типу ленты Мебиуса и бутыли Клейна.

3.«Сотовая» модель. Наука распространяется «по сотам» в соответствии с предметом, объектом, углом зрения на мир и т. д. Учитывая абс т- рактный характер такой модели организации научного знания, возможно бесконечное количество подобных моделей. Масштаб последних может выбираться условно по фактическим аналогам сеток разной геометрии в зависимости от поставленных задач.

4.Модель – «аналог мозга». Например: 4.1. Внутренние поверхности и слои правого и левого полушария мозга человека. 4.2. Верхние боковые поверхности левого и правого полушария мозга человека: а) ядро двигательного анализатора; б) ядро кожного анализатора; в) ядро слух о- вого анализатора; г) ядро зрительного анализатора письменной речи; д) ядро зрительного анализатора (зрительная память). В этой модели отражены основные вектора высокого «Ай-кью» личности по степеням взаимосвязей зрительных (изображения), слуховых (тексты), собирательных (знаки) и количественно-качественных (цифры).

1.3.2.Инфографика и методологика поиска

41

Поиск нужной информации может стать более эффективным, если есть структурный алгоритм поиска. В качестве одного из возможных алгоритмов такого поиска можно предложить метод аналогий , фрактальной, соподчиненности. Этот метод не нов в проектировании, им пользовались многие корифеи архитектуры и дизайна. Его эффективность может быть увеличена, если удастся найти формализованные коды образного поиска. Обогащаемое научной информацией образное начало приобретает новые качества в образах дерева, огня, реки, движущегося шарика, разворачивающейся сетки – структуры, объема (рис. 8). Здесь ключи графо информационного поиска раскрываются как структурно-морфологические, функционально-пластические, контекстуально-конструктивные.

Если проблемы архитектоники науки и архитектоники как науки рассматривать в изобразительно-выразительном плане, то одним из самых привлекательных образов здесь могут стать «горы». Картографирование «гор-наук» и их графическое представление в этой аналогии есть основы начертательной архитектоники хронотопов.

Философия в «горном» ландшафте знаний человека о мире, по мнению авторов – одна из высочайших гор. Поднимаясь по склонам этой «горы», те или иные философы, ученые, проектировщики оставляют свои «крепежно-узловые» для них «точки-понятия». «Гора» может весьма условно менять свою конфигурацию, в объеме куба или шара в зависимости от «точек» опоры, выбираемых самими исследователями, практиками. «Точки» – это те «крепления», которые служили и служат для ориентира в междисциплинарных взаимодействиях специалистов разного профиля академических и прикладных поисков истины. Говоря языком поэзии со стороны вершин Философии науки, есть возможность окинуть взглядом весь «горный ландшафт» Науки, спускающейся к живительному источнику, текущему в долине Искусства.

Сравнение архитектоники науки с горным ландшафтом – это лишь средство для более эффективного применения ее в проектировании. Однако сама эта образная аналогия страдает статичностью. Даже е сли ее развернуть в кантовской динамике строящегося знания как здания (здесь архитектоника науки более цивилизованна и конструктивна), то и этот путь будет страдать значительной ограниченностью. Но есть и другие об-

42

разы, языковые и программные системы. Они могут обладать более динамичной природой, которая сродни мобильности современной науки , ориентированной на цифровое программирование и многомерное голографическое моделирование.

Начало наведения междисциплинарных мостов профессиональных проектных коммуникаций идет по связям со сферой искусства, для которой образы мерцающего пламени, распускающегося цветка, сродни пониманию родственной сути явлений. Так, например, И. Дицген сравнивал науку и все человеческое познание в целом с потоком лучей, освещающих мир. В его образной интерпретации наука как бы озаряет решение всех проблем (в том числе и проектных) светом истины. Свет знания в завис и- мости от точки его расположения, как научной точки зрения, по-разному может осветить одни и те же смысловые структуры. Мн ожественность источников информации делает проектную картину более объемной и я с- ной, подобно помещениям с искусственным освещением.

При расширении познания и систематизации знаний в науке требуется их междисциплинарная упорядоченность, целесообразность, взаимосвязанность. Рассматривая такие процессы в философии науки, И. Кант («Логика. Пособие к лекциям. 1800 г.») считал, что «руков о-

дством для этого служит архитектоника наук, которая является систе м- ной, согласно идеям, где науки рассматриваются со стороны их сродства и систематического соединения в одно целое знание, интересующее чел о- вечество».

По вопросу интеграции всех наук в единой науке он также писал, что х о- тел бы создать формальную науку, где необходимы: критика, дисциплина, канон и архитектоника чистого разума.

43

Рис. 8. Некоторые возможные алгоритмы информационного поиска: А - «шарики, двигающиеся в лабиринте», «кубик Рубика», «раскрываемый черный ящик», «смысловая пространственная структура»; Б - поле интегральных информационных структур четырех верхних смысловых пространств

1.3.3. Прагматика структурирования научно-проектных исследований

Современная наука на стыках с философией и проектной деятельн о- стью занимается проектированием здания научного знания. То, что когда -

44

то Кант представлял метафорически, сегодня переходит в плоскость практической реализации при создании графоаналитических моделей. Такой поворот дела вполне оправдан в качестве средства ориентирования в информпотоках. Он также обоснован практическими нуждами в развитии проектной культуры (архитектурной, градостроительной, технической, художественной, конструкторской).

Отсюда закономерно проявляется тенденция увеличения наукоемкости проектирования. Возникают качественно новые проектоемкие технологии. Их развитие обеспечивается за счет использования электронной техники и информационных технологий. Компьютеризация проектирования позволяет совершать переход от всеобщих философских абстракций до конкретного их проявления в многообразных модификациях развития архитектонических форм предметного мира.

Все эти предварительно намеченные предпосылки обеспечивают возможность развития архитектоноведения как интегрального направл е- ния на стыке философии, философии науки, науки и проектного творчества. Важнейшей его особенностью является «ведческий» аспект. Практическую приложимость архитектоноведения можно увидеть в экспозициях и на презентациях при решении сложнейших искусствоведческих вопросов эстетики архитектонического творчества.

В контексте эскизно нарисованного образа покорения чел овеком «горных вершин» можно увидеть и «научно-архитектоническое» в графическом представлении. Прежде всего, для того, чтобы лучше рассмотреть весь ландшафт данного направления познания, отметим на «горе – философии» площадку, которую обозначил И. Кант для своей архитектоники как всеобщей методологической науки. В своюочередь, такая площадка может служить своеобразным «модулем», при помощи которого можно соизмерять все научные знания. Базовым нравственнокультурологическим «модулором» вполне может быть испо льзован русский модулор – как ангел с крыльями, преодолевающий пространства времени.

Если наука о науке (как отдельная горная вершина, которая по обр а- зу далека от простейшей формы египетских пирамид) занимается в о с- новном изучением свойств науки, так сказать «гранитом науки», то в ар-

45

хитектоноведении больше преобладает анализ структурных закономерн о- стей. Архитектоника в целом это самостоятельная наука, и соответстве н- но на карте «гор» ей есть свое место. В истории научного знания мы лишь гипотетически можем наметить на ней отметки архитектонологии, архитектоноведения, общей теории архитектоники. Они еще не имеют той высоты, какую достигли развитые науки.

В качестве горизонталей, возвышающих хронотопы познания над нулевой отметкой (над большой «равниной» обыденного знания), могут быть приняты тектологияА. А. Богданова и принцип «архи», кот о- рый методологически конкретизируется в архитектоническом принципе

ряда выдающихся

философов

и ученых

(И. Канта, Г. Гегеля,

О. Шпенглера, С.

Н. Булгакова,

Д. Лукача,

М. М. Бахтина и др.). Это и

будет картографически представленная новая в науке «гора 8, которую не только умозрительно можно будет увидеть в виде своеобразных сеток, накинутых на «горные хребты» научного и философского знания.

Если есть понятия интеграции и мобильности науки, то они целиком могут быть отнесены и к динамике в общей архитектонике науч ного знания (рис. 9,10).

Начало всякого проектного процесса как научного исследования обусловлено логикой выделения главного и конструированием взаи модействий научного знания в системе проектного мышления. Специфической особенностью такого конструирования является рождение нового проектно-реализуемого знания. Как правило, оно появляется на стыках наук, там, где та или иная наука считает информацию для себя запредельной или пограничной. То, что для отдельных наук объясняется необход и- мостью чтить «чистоту», в проектной культуре не имеет прин ципиально недопустимого значения. Путеводной нитью для нее является отбор и о б- работка информации, касающейся конкретной проектной проблемы.

46

Рис. 9. Сетка научного (А) и ненаучного (Б) знания. Основные элементы:

1 — отдельная наука; 2 — наука, образуемая на стыках наук; 3 — комплексные науки; 4 — полидисциплинарные науки (центральный квадрат, образуемый этими типами научных элементов, может служить простейшей базовой формой, координирующей фундаментальные и прикладные науки, макро- и микронауки, многопрофильные и однопрофильные науки, общие и частные науки, мета- и меганауки); 5 — координационные комплексы наук; 6 — субординационные комплексы наук; 7 — координационно-субординационные узловые линии наук (поля, обрамляющие квадрат или куб, также могут быть пространственно развернуты в иерархии наук); 8 — псевдонаука; 9 — протонаука; 10 — донаучное знание

47

Рис.10. Архитектоника дизайн-структуры (не)решаемых проблем архитектурноградостроительной науки (аналог решения – 7 мудрецов и междисциплинарный «слон»)

48

Принятая в содержании данной работы дифференциация современной архитектоники как науки в целом еще не утвердилась. Все же она имеет устойчивые тенденции «кристаллизации» своих разделов (логических, «ведческих», знаниевых и др.). Хотя сама архитектоника еще в значительной части вбирает в себя сведения из других наук, она уже обрела элементы самостоятельности. В предлагаемом тексте прослеживаются определяющие ее характерные черты, аспекты составляющие, а самое главное – иерархические уровни. Важнейшие из них – фундаментальная и прикладная науки, теория, история, критика, метатеория; фундаментальные и прикладные теории. Архитектурно-градостроительная наука и дизайн имеют свою специфическую архитектонику.

Проектирование все более и более приобретает черты комплексн о- сти исследований. Если оно возвышается до серьезного уровня, то в на- учно-проектном исследовании уже не обойтись без науки. Эта мысль не является странной, если речь идет о проектировании очень сложных ко н- кретных объектов. Так или иначе, оно опирается на конкретные знания плюс открытия в физике, химии, биологии. В данной части работы освещались научные основы логического превращения пространств структурных параметров предметного мира и человека в универсальную меру пр о- ектирования, соответствующего нормам и правилам, принципам и законам архитектоники и синархии. В соответствии со структурой науки , в структурологии анализа конкретных проблем раскрываются иерархические уровни научных исследований, выходящих на программное и концептуальное мышление, органически включающееся в современное проектное творчество. Как правило, оно имеет если не системный, то хотя бы комплексный характер даже в отношении штучных изделий.

Глава 2. АРХИ, АРХЕ, АРХЕО В СИНАРХИИ АРТЕФАКТОВ

Вся история человечества протекает в противоречивых устремлен и- ях людей, наложение которых усиливает параллельные векторы интер е- сов, совпадающих или нет со стремлением уйти от коллективных регламентов к свободной самодеятельности каждого и наоборот. В значи - тельной мере это обеспечивается за счет активной созидательной де я-

49

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]