Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11006

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
27.25 Mб
Скачать

по параметрам интерпретации моментов формообразования и идущие от прямолинейности к «прямолинейной криволинейности».

Постулат № 2. Фактический телесный разрыв тектонически единой пластической формы закономерно фиксируется или игнорируется из единственной точки, способной перемещаться благодаря внешним силам в параллельных прямых, отражая при этом беспрерывные эластичные конфигурации в пространстве как угодно удаленных гиперсферических перспектив преобразования сигналов, дающих возможность локализации геометрических континуумов по правилам «наивной» теории множеств.

Постулат № 3. Любой артефакт (возможно-невозможная фигура), представленный на плоскости или отраженный в пространственновременных проекциях, которые кажутся перепутанными, становится возможным в сфероидально эллипсотически торсионной (сфэллторной) перспективе при трехмерной реализации преобразований его «теневого» хронотопа как тела, разворачиваемого по выбранным векторам структурной топологии формообразования:

3.1.Благодаря целенаправленным преобразованиям искривленности плоскостей при непрерывности восприятия их границ из фиксированной позиции наблюдателя световых потоков или считывания видеоряда, полученного от камеры для съемок;

3.2.Через зрительно скрытый или целенаправленно не воспринимаемый разрыв формы на потенциально бесконечно больших расстояниях, не оказывающих перемен для видимости фрактальных форм по фи к- сированным, стационарным и стандартным ограничениям, характерным для человеческого умозрения или развернутым по программам мониторинга визуализации объекта в электронных комплексах , техничеких систем;

3.3.Посредством динамической комбинаторики формоазования по концептам и конструктам векторных установок 3.1. и 3.2.

Постулат № 4. В метаморфологии архитектурного дизайна сопряжения и «возвышающие» соединения дисперсных разрывов стихий пр о- странственности со спрямлением искривленных информационных преобразований динамических хронотопов могут давать серии не схожих ви р- туальных картин светоцветопластического и явлений аудиовизуального

170

формообразования конкретных предметов, изделий, вещей, их художественных комплексов в составе ансамбля.

Постулат № 5. Всякая объемно «невозможная форма», трансформируемая с последовательно контролируемой наблюдателем подвижной эллипсоидальной точки при периодичности наложения порционных моментов считывания информационных потоков, может быть переведена в ко м- плексы плоскостных изображений, подобных исходной объемной фигуре, проекции, которые не предстают как перепутанные или некорректно стыкующиеся конфигурации единой пластики объема.

Постулат № 6. Слияние геометрически уподобленных форм попарно способно порождать третий хронотопоэлемент, вбирающий в себя признаки двух предшественников, но в качестве нового хронотопа он будет функционировать самостоятельно по иным критериям узнаваемости пластических метаморфоз целостности единого, двойственного, тройстве н- ного или множественных начал, описываемых цифрами комбинация чисел в соответствии с иерархическими соизмерениями метаконфигураций п е- ременных морфотипов, архетипов, архитипов, археотипов и в артефактах ансамбля.

Постулат № 7. Синархиохронотопы, трансформирующиеся по правилам тектонической целостности, имеют бесконечные возможности для проведения фотофиксации, голографии и непрерывной кинопроекции, монтажные сессии которых могут давать вариативные конфигурации «с и- нархических архитектонов», замкнутых самих на себя, а в целях различ е- ния и соотношения ранжирующихся по классам симметрии и циклич е- ским метро-ритмам, имеющим разную природу воспроизводства параллельного подобия артефактов и их «клонов» в ансамблестроении.

Постулат № 8. Высокоиерархическая морфология зрения, умозрения, осознания, постижения и трансформации архитектоники синархии предметных носителей во времени и в пространстве, как серии объектив- но-субъективных метаморфоз подвижных хронотипов, идеонормативно дешифруемых в качестве «мыслящих тел», связана с мгновениями переживаний способной к созиданию творческой личности, а также покадр о- выми изменениями в системе параметрических ограничений формообразования и стилеобразования, наглядно обозреваемой человеком и оптиче-

171

скими интеллектуально-техническими устройствами распознания геометрии и топологии объекта.

Постулат № 9. Объективные и субъективные критерии для фиксации опредмеченного времени в прошлом, настоящем и будущем в качестве тройственного развертывания логики понимания архитектонически ц е- лостного хронотопа корректно раскрываются в зависимости от динамики последовательного и поэтапного изменения сфеллторных параметров пространственных тел аналогично игровой ситуации взаимодействия «торов» и «тороедов», преобразований «квадратур круга», программно алг о- ритмизированных трансформеров.

Постулат № 10. Бесконечно протяженный континиум трехмерного пространства, изменяющийся во времени и живущий по правилам (не)возможных фигур, является первично целостным условием тотальномонистического построения научно-художественной картины мира в совокупности сфер, сред, полей и областей, сосуществующих в единстве вещества, энергии, информации, развиваемых в перспективах ограниченной трансформации модифицирующихся артефактов и ансамблей в качестве синархиохронотопов.

Постулат № 11. Артефакт, как действительно реальное образование, может раскрываться, расслаиваться, рассеиваться в перспективных возможностях иллюзорного выделения переменных «материальных хронотопов» любых размеров, а также соотносящихся с ними объектов, огр а- ниченных заранее заданными условиями свободного перспективного построения «идеальных хронотопов», которые в проектной деятельности обеспечивают актуализацию, проектирование и реализацию «синархических архитектонов», единых по тексто-контекстуальной преемственности в своей целостной тектонике продуктов: концепты, проекты, конструкты, произведения, ансамбли.

Постулат № 12. В иерархической триаде созидательно изменяемого пространственно-исторического бытия всех действительно реальных явлений, как соотносительно взаимосвязанных в артефактах переменных хронотопов, инновации формируются по ступеням совершенствования «ничто – нечто раздельное – гармонически единое целое»; в целостных архитектонохронотопах ансамблей господствуют дополняющие, коорди-

172

нирующие и субординирующие процесс «правила сложности и простоты» взаимодействия объективных законов синархии и субъективных архите к- тонических принципов, способных конкурировать и кооперироваться по воле авторов в законосообразных и целесообразных системогенезологических новообразованиях пространств архитектурно-градостроительного дизайна.

Глава 5. Архитектоника системных универсалий

5.1. Архитектура, градостроительство, дизайн в ансамблевом синтезе второй природы

Урбанизация, инфраструктура, коммуникационные связи, тран с- порт, пешеходные пространства являются каркасом города, своего рода «артериями», способствующими нормальному течению жизни города по своим каналам. Со времени появления системных начал артериально - кластерные и коммуникативно-инфраструктурные подходы становятся определяющими для развития поселения и освоения территории . Они приобретают роль главных средств расчленения и интеграции жизненного пространства в составе всякого поселения. Дом и обустроенная земля, к о- торая к нему приближена, зачастую имеют паритетную цену. В первой и второй природе есть многочисленные параллели для их сопоставления и соответствия по критериям территориальной экспансии.

Значительная дифференциация степени эко-технологических целей благоустройства особенно характерна, в частности, для центральной ча с- ти России. Интересы жителей больших и малых населенных пунктов не должны ущемляться в пользу одной из сторон при создании сельских или городских комплексов, т.к. люди достойны равного к себе отношения. Культурный человек в окружении архитектуры городского или сельского ансамбля чувствует себя по-разному; либо более раскрепощено, либо в состоянии постоянного напряжения, например, ввиду транспортных пробок, потоков машин и техники или необустроенности, дискомфорта. Игнорирование первой природы в угоду второй есть технико - технологический тупик для человечества.

173

Длительный культ ускоренной урбанизации, а как следствие, форсированное развитие больших городов принесло дивиденты, но и нанесло нашей стране серьезный вред. Подтверждением этому является сравнение уровня рождаемости и смертности в городе, а вместе с тем интенсивный отток молодѐжи из села. Общая мировая тенденция развития цивилизации, конечно, связана с доминированием урбанизации над дезурбанизацией. Вместе с тем, опыт западно- и центральноевропейской относительно равномерной рассредоточенности в освоении территорий противостоит восточноевропейской (византийской) модели доминирования столицы над периферией. Соответственно возникает вопрос о доминировании приоритетов и заключается он в том, как наиболее качественно и полно формировать архитектуру столиц и провинций, городского или сельского ансамбля. Отсюда идет усложнение социокультурной модели в социально - экономическом аспекте, что обуславливает роль архитектонических и с- кусств как самых динамичных элементов преобразования обширных территорий.

Вданном разделе речь пойдет о выявлении направлений социоантропогенной деятельности на основе искусственных преобразований естественной окружающей среды средствами неизобразительных искусств. Прежде всего устойчивое развитие происходит неотделимо от современных достижений в областях экологии и технологии – техноэкологии. С одной стороны, возникают естественные тенденции инноваций природ о- подобных технологий, а с другой, собственно технико -технологические изобретения, идущие своими путями, зачастую игнорирующие первую природу, более того, в ряде случаев наносящие ей неоспоримый вред.

5.1.1.Первая природа и технология

Вданном подразделе будут представлены принципиальные схемы оптимального функционирования средового (архитектурно - градостроительного) дизайна для создания миметических (подражательных) объектов первой природы, рассмотрено влияние зеленых технологий

174

на средовое проектирование. Ряд идей этого раздела были заявлены в совместной публикации.6

Преимущественно в противодействии первой природе люди создают собственно вторую природу, о которой писал еще Г. В. Ф. Гегель. В своем «культурном» наступлении на первую природу цивилизация в качестве авангарда преобразований использует архитектуру, градостроительство и дизайн, а также их симбиозы – архитектурно-градостроительный дизайн – архитектонические искусства и архитектонику прикладной и прогматической науки. Природоподобие для инновационной Природы «второй волны» только оставляет возможность надеяться на сохранение первой природы, хотя бы как минимум в качестве первоисточника. По мере нарастания противоречий в средовом поле городского ансамбля все большую роль играет культурно-эстетическая деятельность. Она проявляется во взаимосогласованной организации экосферы и техносферы, являющихся одними из важнейших направлений эколого-архитектонической деятельности. Тем самым, наряду со строительной экологией, видеоэкологией, строительной биологией в настоящее время зарождается новое направление антропогенной деятельности – экологическое преобразование территорий с применением средств, предоставляемых неизобразительными видами искусства, включенных в технико-технологическое доминирование на просторах города.

Отсюда следует целесообразность выделения отдельных экологических и бионических направлений, которые как бы пронизывают остальные виды социокультурных пространств архитектонического искусства: биоархитектура, экодизайн, экоархитектура, экоградостроительство, экоурбанистика. Как особые специфические области можно раскрыть также художественно-культурную деятельность по гармонизации родовых и видовых деятельностей: производственно-экономической и бытовой среды, физкультурную и художественно-спортивную деятельности, научную и художественную, управленческую и педагогическую и др. Отсюда возникает стремление выявить основные экологические тенденции в искусст-

6Гавриков Д. С., Норенков С. В., Крашенинникова Е. С. Ноосферогенез архитектоники проектирования.

175

венном плане средового проектирования интерьерных и экстерьерных пространств.

Если в обыденном сознании относительно корректно используются понятия «природный ансамбль», «национальный парк», «заповедник», то, вероятно, правомочно использование родственных понятий : «экоартефакт», «экологический комплекс» и «экологический ансамбль». Особый интерес представляют те из них, которые создаются человеком, исходя из художественных, эстетических и культурно-экологических соображений. Из зимних садов и тепличных интерьеров искусство «зеленых форм» может и должно выйти наружу, чтобы включиться в экстерьер ансамблей городов с учетом климата. К тому же, создание инсталляций-экосистем уже входит в обыденную практику посредством, например, арбоскульптуры (искусно выращиваемых растений по программе с заранее заданной пластикой).7

Эти цели по своей природе приводят к искусственному созданию естественных явлений, которые обладают художественной ценностью, в том числе и в русле практических задач: дом на дереве, дом как дерево, деревянный дом. Завоевавшее широкую популярность выращивание декоративных растений часто выходит на решение утилитарно - практических задач в жизни и деятельности человека применительно к искусству градостроения. Городские ансамбли, особенно в их связи с п а- мятниками архитектуры, нуждаются в особых видах растительности. Опыт выращивания садов, парков, формирования зоопарков как ансамблей самой жизни в неволе в окружении города имеют почти все мировые столицы.

Многие продукты селекции представляют собой утилитарно - художественные произведения, феномены, артефакты. По существу, сюда почти целиком можно отнести цветоводческое искусство. Включаясь в градостроительные образования, оно переходит в многоцветное естественное лоно архитектонического творчества. Например, растительность, посаженная в декоративных целях и организующая пространство в виде

7 Смолина О. О. Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов За-

падной Сибири. Автореф. Диссертации по спец. Архитектура., Н. Новгород, 2016 г.

176

боскетов, шпалер и т. д., оказывает значительное влияние на архитектонику предметно-пространственной среды города в целом. Важно, чтобы первая и вторая природа, по образному выражению «не производили удручающего впечатления противостоянием прекрасного и примитивного». В настоящее время существуют созданные с этой целью программы пар а- метрического и алгоритмического проектирования, которые помогают грамотно привнести в облик архитектурного объекта природоподобие и естественность фактуры, колористики, формы, пластики. В аспекте наиболее многообразных изучений из всех искусств артдизайн является одним из немногих, которые базируются на достижениях и наработках всех других искусств с динамическими хронотопами, зачастую организованными в соответствии с природоподобными технологиями . Они постоянно совершенствуются и изменяются в себе и одновременно вносят эти изменения в окружающий мир.

Формирование искусственно образованной материальной среды, оптимизирующей жизнь и деятельность людей, сопровождается качестве н- ными изменениями социальной организации артефактов, включаемых в архитектонические произведения и городские ансамбли. Как правило, значительные повороты в социально-экономической, урбоэкологической

икультурно-культовых сферах являлись либо началом отсчета, либо следствием новых тенденций развития организованных пространств культурных ландшафтов. В истории развития общества закономерно действие

ииных тенденций, когда новые витки синтеза архитектурнохудожественных форм вкупе с артефактами архитектонических искусств становились истоками качественных изменений в развитии социума.

Рассуждая о формировании искусственных геобиоценозов нельзя обойти стороной сохранение вымирающих видов – необходимых компонентов пищевых цепей. С этой целью в настоящее время создаются не только искусственные жилища для зверей, птиц, но и так называемые «отели для насекомых». Искусство нового видения, новых сфер в разумном соизмерении в значительной мере расширяет границы артефактов . Область действия их невозможно задать какими-либо четкими и жесткими рамками, средами, не выходя за пределы которых, он мог бы суще ст-

177

вовать и развиваться. До конца жизненные факты искусства не утрачив а- ют креативный потенциал области создания, изобретения.

5.1.2. Зональное расширение архитектуры, градостроительства, дизайна

Диахронный, полихронный и синхронный планы формирования целостности некоторой совокупности искусственных объектов позволяют увидеть «город как дом», где живут люди, совершающие архитектонич е- скую (проектно-строительно-созидательную) деятельность. В анализе проблем гуманизации городских сфер архитектоническими сред ствами разные временные планы могут развертываться в многогранных аспектах,

вдиалектике взаимодействия явлений духовной и материальной новой архитектоники культуры и цивилизации.

Видеале универсализации человека доминирующим местом его пребывания и деятельности является поселенченская среда, а также система его обеспечения экологически чистыми пространствами. Последнее чаще всего оказывается проблематичным хотя бы в силу того, что тотал ь- ное антропоморфное пространство ставит человека в эпицентр всех пр е- образований, а это уже нарушает естественные циклы жизни экологических цепей, ведь человек в планетарном масштабе занял не во всем свойственную для его вида центральную экологическую нишу. Ее эпицентры

ввоздухе летательными аппаратами в районе аэродромов теснят птиц, а в воде в зонах разрастающихся пляжей, наполняемых плавающими устройствами, уже мало места для рыб. Синтез архитектуры, градостроительства, дизайна оказывается на своеобразной передовой полосе расширения второй природы (рис. 45).

Совокупное давление на географические среды, сферы, оболочки человечества, в этом столетии превысившее расчетный потенциал ресурсов Земли усиливает необходимость незамедлительного принятия решений в ряде областей.

178

Рис. 45. Схема единства в архитектоническом искусстве архитектуры, градостроительства и дизайна

179

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]