Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11006

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
27.25 Mб
Скачать

вают новые горизонты ноосферизма, в нечеловечески жестких, иногда космически подобных структурах.

5. Дигитализация алгоритмов работы с информационными каскадами интеллектосферы, психосферы, менталитетосферы позволит в поэтапно обозримые сроки выявлять истинные и ложные сведения из пр о- шлого и настоящего, имеющие возможность оказать перспективное вли я- ние на результат проектирования, будь то переполненный (де)конструктивными мемами культурный контекст той или иной эпохи, приведший к ошибочным выводам, мифологемы, культуремы, идеолог е- мы о замыслах заказчиков или проектировщиков, (не)верифицированные знания о той или иной строительно-конструктивной системе, быстро и эффективно устранять неосознанно повторяющиеся технотектонические недоработки, ошибки, заблуждения, обман, утраты правды истины.

200

Рис.49. Схема ноосферогенетики и архитектоники проектирования человеко-машинных систем в сферах взаимодействия искусственного интеллекта с ключевыми компонентами предметно-пространственной среды посредством архитектуры, градостроительства, дизайна

201

5.3. Манифест профессиональной архитектоники и клятва архитектора

Принцип гармонистичного и всестороннего развития человека предполагает совершенствование архитектонической культуры всех без исключения членов общества, а не только избранных профессионалов х у- дожников, архитекторов, дизайнеров или отдельных групп населения. Дело в том, что все люди имеют активное и пассивное отношение к искусс т- ву и его прикладным формам, к художественной и художественно - утилитарной деятельности: читают, поют, танцуют, смотрят кино, спе к- такли, слушают музыку, моделируют, украшают свою квартиру, занимаются косметикой, эстетически (чувственно-осмысленно) воспринимают архитектуру и дизайн - произведения и т. д. А значит, все творческие находки авторских артефактов должны обладать соответствующей архитектонической программой. Нужно это для того, чтобы относительно грамотно, более или менее квалифицированно осуществлять восприятие и творчество, в том числе и в сфере архитектонического искусства. Особое значение в этом трудном деле имеет подготовка специалистов по арх и- тектонике предметно-пространственного мира.

Если, говоря словами А. Ф. Еремеева, «очеловеченная природа» выступает как стадия, предваряющая искусство»23, то организация окружающего мира развертывается человеком в новом качестве посредством его архитектонического творчества. Взаимопереходы и взаимопревращения человеческого и природного в этом бесконечном процессе практич е- ски духовных актов целенаправленной созидательной деятельности людей ведут к гуманизации, очеловечеванию естества природы средствами второй природы.

В ситуации всеобщего архитектонического взаимодействия искусство в лоне архитектонического творчества получает не противника, как это иногда пытаются представить сторонники проведения жестких пограни ч- ных табу для «истинных» произведений искусства, но одного из основных союзников в борьбе за культурно-цивилизованного человека. Это

23ЕремеевА. Ф. Границы искусства. М., 1987. С. 156.

202

объясняется тем, что задача всякого подлинного искусства в гуманизации человека, возвышении в нем всего человеческого. Прогрессивное арх и- тектоническое искусство, так же, как и искусство вообще, на переднем плане и в центре всегда имеет человека, персону, личность.

Отсюда вопросы формирования гуманного мира самым непосредственным образом переводятся в плоскость формирования личности, сп о- собной по своему образу и подобию творить для людей, на их благо, безопасность и счастье. В смысле достижения вершин в архитектоническом творчестве прошлое и будущее соотносительны. Они сверяются универсальным критерием – Человеком, его счастливой судьбой, гармоничной жизнью, всесторонностью интересов, возможностью свободной самореализации по возможности в более прекрасных во всех отношения городах, населенных пунктах.

Архитектоническое искусство, обращенное на архитектонику мир о- здания, города, несет в себе и человеческое, и пространственное начало. Архитектоническое творчество переживает быстротекущее, передаваемое в эстафете поколений, социальное и биологическое время. Его нельзя скрыть за неприступными стенами замков, монастырей и кремлей. Люди разносят его по свету с легкостью мысли, а утвердившись, оно так же трудно поддается разрушению, как целый город, т. к. прекрасный город и есть само это архитектоническое искусство.

Архитектоника предметного мира уже задана, заключена в пережившем прошлое настоящем городе, наращивающем фрагменты будущего. Не надо, правда, думать, что человек в системе города это только г о- родская культура, городской уклад и образ жизни. На темп, ритм горож а- нина воздействует вся социокультурная, экономическая, экологическая и т.д. «палитра-атрибутика» города (его инфраструктура, центр, подцентры, транспорт, информация, коммуникации, реклама и т.д.). Даже вещи, «данные от века», не могут быть полностью неизменны или только то и делают, что меняются. Архитектоника ансамблестроения устойчива и изменчива одновременно с синархией артефактов творчества.

Крайности в развитии поселений, городов, конечно же, есть, но есть и то, что все их объединяет. Это их рождение, расцвет, угасание, новый расцвет или разрушение, а возможно, даже и гибель. Это факты истории.

203

Вспомним хотя бы город Нижний Новгород – Горький – Нижний Новгород. Чтобы измениться, город должен оставаться в качестве города, даже под названием псевдонима великого писателя. Часто города сравнивают с человеком, его возрастом, особенностями жизни, складом характера, внешними чертами, с тем, как он меняется с возрастом. Антропоподобие вполне возможно и уместно, но, скорее, это сравнение будет ближе к х а- рактеристике жилища именно этого человека. Как раз то, как он устра и- вает интерьеры своего дома, квартиры, какие вещи его окружают, помогает понять человека, а поняв человека, еще лучше знать его дом, квартал, город.

Так же как нет понятия дома без человека, так нельзя и понять гор о- да без людей, живущих в нем. В градостроительной науке при всем мн о- жестве определений города (а их на сегодня сотни) их роднит то, что как система он не может быть описан без человека, без людей, его создающих. В отличие от Запада у нас есть добрая традиция давать названия улицам и площадям фамилии достойных людей. В деталях же эта проблема чрезвычайно интересна и увлекательна не только для краеведов, но и для большинства жителей. На сегодня можно составить несколько томов, в которых давались бы только выходные данные книг по градостроител ь- ству. Многие из них, так или иначе, прогнозируют архитектонику, архи- тектурно-планировочную структуру городов и поселений будущего. В нашей стране согласно градостроительного кодекса все города имеют Генеральные планы с перспективой развития на десятки лет вперед, а также Правила землепользования и застройки.

Сегодняшний день готовит день завтрашний. Пристальное внимание к проблемам подготовки архитекторов, градостроителей, дизайнеров, а впоследствии их доучивания и переучивания не простая проблема, и р е- шение ее тоже связано с будущим наших городов, поселений, агломераций. По-хорошему, конечно, этот процесс надо начинать с детского сада и школы. Преодоление ощущения конгломерата знаний, которые следует усвоить будущим специалистам, лежит через стремление увязать для себя все дисциплины, выходящие на профессию. Положительные примеры одновременно поучительны и уникальны, продолжая традиции, идущие от

204

СССР24. У нас в стране сейчас не только ограничиваются составлением программ эстетического развития населения, как это было в советское время, но и работают реально детские студии25.

За молодыми специалистами как бы стоит будущая антитектоника предметного мира. За тем или иным поворотом поисков преодолевается «гранит науки». Снятие тупиковых ощущений конгломерата знаний, которые следует усвоить будущим специалистам, лежит чере з стремление увязать для себя все дисциплины, выходящие на профессию. Знания, видимо, следует представить, как единую науку, в которой есть соответствующие комплексные образования. Из них образуются соответствующие циклы, а там есть свои конкретные дисциплины. Стремиться под этим углом воспринимать свою профессию как единую неделимую, которая состоит из множества составляющих, – вот, наверное, основная сверхзадача подготовки будущих специалистов – устроителей окружающей среды. Возможности связать, казалось бы, несоединимое и представить это логически непротиворечиво – это не только философская задача об архитектонике как единой науке о человеческом начале в предметнопространственном мире, но и технологии «STEP» и «SWOT» – анализов.

Методологический подход к тому, как же относиться к тем или иным дисциплинам, – задача междисциплинарной взаимосвязи общей архитектоники наук с комплексами архитектонических наук. Если идти с самых общих позиций, то наук, выходящих на вопросы пространственной архитектоники предметного мира, великое множество. Как же охватить всю эту информацию? Как разглядеть за ней будущее и свое, и того, что делают многие специалисты? Видимо, здесь надо рассуждать примерно так. Конечно же, один человек не способен вобрать и усвоить всей суммы знаний, необходимых для того, чтобы создавать среду обитания для л ю- дей.

24Степовой А., Зислин И. Романтики против догматиков. Детская студия в г. Горьком // Архитектура

СССР. 1989 № 2. С. 66-69.; «Архстудия», «Росток», «Маленькая страна».

25Общесоюзная комплексная программа эстетического воспитания населения. М., 1988., С. 30.; Ежегодные выставки, смотры-конкурсы; «Зодчество» 2000-2-17 гг., «Одармол (одаренная молодежь)» «Эврика», «Фестивали науки О+» (2015-2017 гг.).

205

Рис. 50. Ключевые ориентиры встраивания архитектуры в сферу основополагающих алгоритмов включенности артефактов в ансамбль

Это невозможно хотя бы потому, что только наук о человеке на сегодня сотни, а профессий (узких направлений непосредственных видов деятел ь-

ности человека) более 50 тысяч.

206

С одной стороны, существует специализация. Узкий специалист ориентируется на то, чтобы заниматься, допустим, только вычерчиванием лестниц, только делать привязки зданий или только считать на калькул я- торе сметы. Но существует другая тенденция, тенденция интеграции зн а- ний. Вероятно, будущим проектировщикам и руководителям не меньшее внимание нужно обратить не на специализацию, но и междисциплинарную интеграцию. Важно уметь воспринимать предметы, которые «сваливаются» на головы студентов в любом вузе, не только через установки типа «я должен стать специалистом в этой частной области», а и через поиск «что мне нужно для того, чтобы разбираться в самых сложных вопросах». Этот ключ в познании может пригодиться как руководящее н а- чало научно-поисковых проектах (рис. 50).

Отсюда появляется стремление к воспитанию в себе тенденции ориентироваться в самых различных областях, на всесторонность и развитие способности как можно быстрее прослеживать не только частную, но и общую логику их связей. Эта способность дается не просто, потому что несет в себе много неизвестных и трудностей. Однако, задавшись в качестве непременной установки, она обеспечивает большой простор в творчестве.

Начало универсальности – архитектоническая культура личности.26 Если посмотреть на эту проблему на глобальном уровне взаимодействий, которые происходят в природе и обществе, то можно обратить внимание на то, за счет чего выделяется человек. Парадокс в том, что он является «венцом природы» и за счет того, что он, хотя почти по каждому напра в- лению уступает каким-то природным формам животного мира, разумной интегральности самих этих направлений не уступает никому.

26 Крашенинникова Е. С. Архитектоническая культура личности в формировании ансамбля. Н. Новго-

род, ННГАСУ, 2005 г., 181 с.

207

Рис. 51. Самолет вертикального взлета под руководством О. П. Фролова

Рис. 52. Дизайн снаряжения подводника (дипломный проект)

208

Животные, например, как правило, очень узко специализируются, если так можно выразиться, имея в виду не деятельность, а жизнедеятельность. Человек вышел на уровень деятельности благодаря универсализации.

Кто-то из животных очень хорошо видит, кто-то очень быстро бегает, хорошо и раньше всех слышит, кто-то выше всех летает. Все они, говоря словами биолога, имеют свою «нишу». За счет этого укромного ме с- та в мире они спасают себя или нападают на других, чтобы спастись. Ч е- ловек же благодаря своей всесторонности, пусть он хуже других живо т- ных видит, бегает и слышит, но он может все это делать осмысленно, р а- зумно. Пусть понемногу и не так совершенно, как это делает природа в своих многоликих проявлениях в развитии растительных и животных форм, но делает. Если это так, то человек выделился из природы не тол ь- ко благодаря сознанию, речи, прямохождению, но и благодаря своей сверхкомплексной всесторонности и системной универсальности.

Наиболее талантливые люди, как правило, талантливы не только в своей области. Они талантливы в соседних, родственных областях де я- тельности. Из истории дизайна как вида архитектонического искусства многое видно, на примере выдающегося дизайнера, Олега Петровича Фролова, который был главным дизайнером у выдающегося первооткр ы- вателя судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева. Он прекрасно знает и понимает архитектуру и градостроительство, прикладное и офо р- мительское искусство. Специалист высочайшего класса в судостроении, один из первых защитивший диссертацию по дизайну разбирается не только в различных видах искусства, но и сама его жизнь – это в какой-то мере тоже искусство. Он специалист широкого профиля, который в теч е- нии всей жизни поднимается в ряде смежных областей архитектонического творчества еще и потому, что разбирается не только в одной профессии (рис. 51 – 52).

В качестве относительно немногочисленных примеров таких людей дает жизнь, наполненная творчеством. Для того чтобы убедиться в этом, можно обратиться к серии «Жизнь замечательных людей». Это общая тенденция. Что же касается отдельного человека, то судьба современного молодого человека в его руках, а в меньшей мере в воле «провидения»,

209

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]