Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект труда Чарльза Дарвина.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
117.1 Кб
Скачать

Глава V Законы изменчивости

Изменчивость обыкновенно связана с жизненными условиями, которым подвергался вид в течение нескольких по­следовательных поколений. Измененные условия действуют двояким образом:

1) непосред­ственно на всю организацию или только на известные ее части

2) косвенно через воспроизводительную систему.

В каждом случае участвуют два фактора:

1) природа ор­ганизма (наиболее важный)

2) природа действующих условий.

Непосредственное воздействие измененных условий может вы­зывать:

1) определенные результаты (все или почти все особи изменяются одинаковым образом.)

2) неопределенные ре­зультаты (вся организация как бы становится пластичной, и мы полу­чаем значительную, но колеблющуюся из­менчивость.)

Если изменение хотя бы в слабой мере полезно обладающему им организму, то мы не в состоянии сказать, в какой мере мы должны приписать его накопляющему дейст­вию естественного отбора, и в какой мере — определенному воздействию жизненных условий.

ДЕЙСТВИЕ УСИЛЕННОГО УПРАЖНЕНИЯ И НЕУПРАЖНЕНИЯ ОРГАНОВ КОНТРОЛИРУЕМОЕ ДЕЙСТВИЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА:

Упражнение нашими домаш­ними животными некоторых их органов уве­личило размеры этих последних, а неупраж­нение, наоборот, их уменьшило, и подобные изменения передаются по наследству.

Бескрылое состояние столь многочисленных мадейрских жуков зависит главным образом от действия естест­венного отбора в сочетании с отсутствием упражнения,— потому что в каждом последующем поколении этих жуков каждая особь, хуже летавшая, в силу ли хотя бы ничтожного недоразвития крыльев, в силу ли более ленивых "привычек", имела более шансов на выживание, т.к. менее подвергалась опасности быть занесенной вет­ром в море.

КОРРЕЛЯТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ:

Вся организация во время роста и раз­вития находится в такой тесной взаимной связи, что, когда слабые изменения проявля­ются в какой-нибудь одной части и накопля­ются естественным отбором, другие части также претерпевают изменения.

Гомологичные части имеют наклон­ность к срастанию; это часто наблюдается у уродливых растений, срастание лепестков в трубку. Части твердые оказывают воздействие на смежные с ними мягкие части.

У человека форма таза матери влияет, через оказываемое им давление, на форму головы у ребенка.

Мы можем нередко ошибочно приписать коррелятивным изменениям общие целым группам видов особенности строения, кото­рые в действительности просто обязаны сво­им происхождением наследственности. Ка­кой-нибудь отдаленный предок мог приоб­рести в силу естественного отбора какое-нибудь одно изменение в своем строении, а затем, через тысячи поколений, какое-либо другое, независимое от первого.

ЧАСТИ, МНОГОКРАТНО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ, РУДИМЕНТАРНЫЕ И НИЗКООРГАНИЗОВАННЫЕ, ИЗМЕНЧИВЫ:

Как у видов, так и у разновидностей число частей или органов, многократно по­вторяющихся у той же особи (например, позвонки, тычинки), изменчиво; напротив, если та же часть или орган встречаются в меньшем числе, то это число постоянно.

Существа, стоящие на низших ступенях организации, более изменчивы, чем организмы, более высоко организованные. Под низшею ступенью орга­низации здесь подразумевается меньшая степень специализации некоторых частей организма в отношении специальных функ­ций; а пока одна и та же часть выполняет разнообразную работу, понят­но, почему она сохраняет свою изменчивость, т.е. почему естественный отбор не преду­преждает или не устраняет малейшего укло­нения формы, как это с такой тщательностью делается в том случае, когда известная часть исполняет только одно специальное отправ­ление.

Части рудиментарные крайне изменчивы. Их изменчивость, по-видимому, является результатом их беспо­лезности.

ЧАСТЬ, ЧЕРЕЗМЕРНО ИЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ РАЗВИТАЯ, У КАКОГО-ЛИБО ВИДА ПО СРАВНЕНИЮ С ЭТОЙ ЖЕ ЧАСТЬЮ У СРОДНЫХ ВИДОВ, ОБНАРУЖИВАЕТ НАКЛОННОСТЬ К СИЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ:

Правило осо­бенно строго применимо к вторичным по­ловым признакам, когда они проявляются каким-нибудь необыкновенным образом. Термин "вторичные половые" признаки применяется к тем признакам, которые свойственны одному полу, хотя не имеют непосредственного отношения к самому акту воспроизведения. Пра­вило применимо к самцам и к самкам, но к последним в меньшей степени, т.к. они реже отличаются заметными вторичными половыми признаками.

Когда мы видим, что какой-нибудь орган или часть развиты у известного вида исключительным образом или в необычайной степени, естественно пред­положить, что они представляют важное значение для вида, и, тем не менее, именно в этих случаях они отличаются особенно резко выраженной наклон­ностью к изменчивости.

Если у наших домашних животных одна какая-нибудь часть организма или все животное будет находиться в пренебрежении и отбор не будет к ним применяться, то эта часть или вся порода утратит свой однородный характер и, можно сказать, начнет вы­рождаться. В рудиментарных органах и тех, которые недостаточно специализировались для какой-нибудь определенной цели, мы видим почти параллельный этому случай, т.к. здесь естественный отбор либо не мог обнаружиться, либо просто не обнару­жился во всей своей силе, оставив, таким образом, организацию в колеблю­щемся состоянии.

Когда известная часть организации у одно­го какого-нибудь вида развилась исключительным образом сравнительно с дру­гими видами того же рода, мы можем заключить, что эта часть подвергалась изменению необычайных размеров уже после того периода, когда различные виды разошлись подобно ветвям от общего родоначальника всего рода. От­сюда, если какой-нибудь орган, как бы ненормален он ни был, был передан в почти неизменном виде многим измененным потомкам, как это было с крылья­ми летучей мыши, он должен был, просуществовать в течение громадных периодов времени почти в том же состоянии, и, таким образом, он сделался не более изменчивым, чем всякое другое образование.

ПРИЗНАКИ ВИДОВЫЕ БОЛЕЕ ИЗМЕНЧИВЫ, ЧЕМ ПРИЗНАКИ РОДОВЫЕ:

Если ка­кой-либо существенный орган или часть, которые обычно весьма постоянны у большой группы видов, резко отличаются у близко родственных видов, то нередко этот орган или эта часть оказывается изменчивой у различных особей этого вида. Признак, имеющий обыкно­венно значение родового, в тех случаях, когда он опускается в своем значении и приобретает лишь значение видового признака, нередко стано­вится изменчивым, не изменяя при этом своей физиологической роли.

Виды — только более резко выраженные и более постоянные разно­видности и мы вправе ожидать, что у них продолжают еще изменяться части их организации, которые уже начали изменяться в сравнительно недав­ний период и таким образом приобрели свои отличия. Признаки, по которым все виды одного рода между собою сходны и по которым эти виды отличаются от соседних родов, назы­ваются родовыми; признаки эти, вероятно, унаследованы от общего предка, т.к. только в очень редких случаях различные виды, приспособленные к более или менее различному образу жизни, могли быть изменены естествен­ным отбором совершенно одинаковым образом; и т.к. эти так называемые родовые признаки были унаследованы еще до того периода, когда несколько видов впервые ответвились от своего общего предка и впоследствии совсем не изменялись или стали изменяться в какой-либо или хотя бы только в незна­чительной степени, то и невероятно, чтобы они стали изменяться в настоя­щее время.

ВТОРИЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ ИЗМЕНЧИВЫ:

Виды одной группы более различаются между собой своими вторичными половыми признаками, чем дру­гими чертами своей организации. Они накопляются действием полового отбора, который действует не так строго, как отбор естественный,— он не обязательно влечет за собой смерть, а только ограничивает потомство менее предпочитаемого самца.

Большая изменчивость видо­вых признаков, т.е. тех, которыми один вид отличается от другого, по срав­нению с признаками родовыми, т.е. теми, которые общи всем видам одного рода; часто проявляющаяся крайняя изменчивость какой-нибудь части, необы­чайно развитой у какого-либо вида, по сравнению с той же частью у других видов того же рода, и слабая степень изменчивости какой-либо части, хотя бы и необычайно развитой, но общей для целой группы видов; большая измен­чивость вторичных половых признаков и их значительное различие у близ­ко родственных видов; вторичные половые и обычные видо­вые различия проявляются обыкновенно в тех же частях организации. Все это принципы, находящиеся в тесной взаимной связи. Все они зависят глав­ным образом от того, что виды одной группы происходят от одного общего предка, от которого они унаследовали много общих особенностей,— от того, что части, недавно и глубоко изменившиеся, вероятно, будут и продолжать изменяться более чем части, давно унаследованные и неизменивши­еся,— от того, что в зависимости от истекше­го промежутка времени естественный отбор успеет в большей или меньшей степени пересилить тенденцию к реверсии или даль­нейшей изменчивости,— от того, что половой отбор действует, не так строго, как отбор обыкновенный, и, наконец, от того, что изменения одних и тех же частей, на­копленные действием естественного и по­лового отбора, были приспособлены и к второстепенным половым, и к обычным пот­ребностям организмов.

Различные виды обнаруживают аналогич­ные изменения, вследствие чего разновид­ность какого-либо вида нередко приобретает признак, свойственный родственному виду, или возвращается к некоторым признакам более раннего предка. Эти явления носят название закона едино­образной изменчивости (Equable Variability).

Когда какую-нибудь породу скрещивают только один раз с другой поро­дой, полученное потомство время от време­ни обнаруживает тенденцию возвращаться к признакам чужой породы через много поко­лений.

Когда какой-нибудь признак, исчезнув­ший у данной породы, появляется вновь после длинного ряда поколений, самой веро­ятной гипотезой является то, что в каждом последующем поколении данный признак таился в скрытом состоянии и только в силу неизвестных благоприятных условий, наконец, проявился.

Т.к. предполагается, что все виды одного рода произошли от одного общего предка, то можно ожидать, что они будут иногда изменяться аналогичным образом, так что разновидности двух или большего числа видов будут походить одна на другую, или разновидность одного вида будет походить по некоторым своим признакам на другой вид, который сам только более резко выраженная и постоянная разновидность.

Но т.к. нам неизвестны общие предки наших естественных групп, то мы не в состоянии различить признаков аналогичных от призна­ков реверсионных. Изменяющийся потомок какого-нибудь вида будет иметь признаки, уже имеющиеся у других членов той же группы.

Лучшим доказательством аналогичных изменений служат части или органы, обычно отличаю­щиеся постоянством своих признаков, но по­рою изменяющиеся таким образом, что в известной степени начинают походить на соответственную часть или орган родствен­ного вида.

Мы видим, что у нескольких са­мостоятельных видов рода лошадей ноги пу­тем простой изменчивости становятся поло­сатыми, как у зебры, или же на плечах появляются полосы, как у осла. У лошади мы видим эту наклонность особенно сильно выраженной, когда масть ее приближается к соловой — той именно, которая ближе под­ходит к обычной масти других видов этого рода. Появление полос не сопровождается ка­ким-либо изменением в форме или каким-ли­бо другим новым признаком. Эта наклон­ность к проявлению полосатости особенно сильно обнаруживается у гибридов, полу­ченных путем скрещивания некоторых весь­ма резко различающихся видов.

КРАТКИЙ ОБЗОР:

Те же законы вызывают появление меньших различий между разновидностями одного вида и боль­ших различий между видами одного рода.

Части гомологичные обнаруживают равно и к связи друг с другом. Изменения твердых и наружных частей оказывают иногда влияние на части мягкие и внутренние. Из­менения в организации, наклонность к одинаковому изменению, а проявляющиеся в раннем возрасте, могут отражаться на ча­стях, развивающихся позднее, и, несомненно, встречаются многочисленные случаи кор­релятивных изменений. Части, многократно повторяющиеся, изменчивы как в своем чис­ле, так и в строении, и это, вероятно, про­истекает оттого, что, вследствие отсутствия строгой специализации таких частей для какой-либо особой функции, их изменения не подвергались строгому контролю естест­венного отбора. Организмы, занимающие более низкие ступени в ряду существ, более изменчивы, чем организмы, стоящие выше, вся органи­зация которых более специализирована. Ор­ганы рудиментарные, будучи бесполезными, не подпадают под действие естественного отбора и потому изменчивы. Признаки видовые, т.е. признаки, которыми виды од­ного рода стали различаться с того времени, как они ответвились от своего общего пред­ка, более изменчивы, чем признаки родо­вые, т.е. такие, которые унаследованы из­давна и не изменились за тот же период.

В области, заключающей много видов данного рода, т.е. где недавно происходило значительное измене­ние и дифференцировка или где активно шло производство новых видовых форм, в такой области и у таких видов мы встречаем в среднем наибольшее обилие разновидностей. Вторичные половые признаки очень изменчивы; они же наиболее изменчивы у видов одной группы. Изменчивость одних и тех же частей организации обычно приобретала значение как для образования вторичных половых различий между двумя полами одного вида, так и образования видо­вых различий между видами одного рода. Всякая часть или орган, достигшие значительных размеров или развившиеся необычайным образом по сравнению с той же частью или органом у родственных видов, должны были измениться в исключительной степени со времени возникновения этого рода. Виды, унаследовавшие от своего общего предка почти одинаковую конституцию и подверженные одинаковым условиям, естественно, имеют наклонность давать аналогичные изменения или иногда возвращаются к некоторым признакам своих далеких предков. Хотя в силу реверсии и аналогичной изменчивости и не могут возникать новые и существенные изменения, тем не менее, и эти изменения будут способствовать прекрасному и гармоничному разнообразию природы.