Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обратимость.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
45.57 Кб
Скачать

Обратимость — главный фактор качества движения.

Обратимость является ключевым понятием в методе Фельденкрайза. Я же представлю ее вам при помощи интересного случая.

На втором году моего обучения методу Фельденкрайза, преподаватели приняли неудачное решение поощрить игривую атмосферу, бросая в учеников или подкладывая им подушку-пердушку. Я только за игры, ведь они обязательно поощряют обучение, но в моем разуме есть различие между игривостью и деградацией до уровня детского сада. Я был в ужасе от увиденного. Но перейдем к сути моего рассказа.

Однажды кто-то из учеников незаметно положил такую подушку на стул нашему инструктору Ричарду. Когда Ричард, ничего не подозревая, опустился на подушку, хитрецы приготовились потешаться над ним. Я же закатил глаза в отвращении. К счастью для меня, Ричард начал быстро вставать на ноги в тот момент, когда только коснулся подушки, так что она не успела сработать. Пока изумленные ученики замерли в удивлении, Ричард окинул своих горе-унизителей блестящими глазами и, ощущая поучительный момент, победно ткнул пальцем в подушку и сказал: «Вот это и есть обратимость!» И это на самом деле была именно она. Я гордился тем, что учился у него. Этот человек действительно умел делать то, чему учил. Далее я опишу то, что он имел в виду.

Определение обратимости.

Моше Фельденкрайз говорил, что обратимость является ключевым критерием, чтобы определить, выполняется ли определенное движение достаточно хорошо. Обратимость означает, что движение можно остановить в любой момент и двигаться в обратном направлении без какой-либо задержки. На первый взгляд это кажется странным критерием оценки движения, но при близком рассмотрении здесь кроется много логичного. Одним из аспектов обратимости является то, что ее наличие предполагает наиболее общее и важное умение — способность двигаться в ЛЮБОМ направлении без задержек и подготовки. Иными словами, если вы можете вернуться в исходное положение, вы с той же вероятностью можете двигаться в любом другом направлении.

Фельденкрайз считал это качество готовности двигаться как угодно и куда угодно конечной целью занятий по улучшению движений, идеальным состоянием тела, которое представляет собой наивысший уровень физической организации. Так что когда я говорю об обратимости, это не означает попросту возвращение в прежнее положение, а подразумевает общую способность к совершению широкого спектра движений, доступных вам в любой определенный момент. (Для тех, кто знаком с работами Николая Бернштейна, заметим, что это качество очень близко по определению к тому, что он называет ловкостью.)

Обратимость в спорте.

Важность обратимости особенно очевидна в тех видах спорта, которые требуют от спортсмена быстрой реакции на изменяющиеся обстоятельства. Это касается любого вида спорта, где есть противник, а особенно командных видов спорта, таких как футбол, баскетбол или хоккей. В этих видах спорта способность изменять направление движения с минимальными затратами времени оказывается ключевым умением. Такая способность, конечно же, зависит в определенной мере от силы и мощи игрока, но она также зависит и от хорошей координации движений.

Такие игроки, как Гари Пэйтон, Джон Стоктон, Стив Нэш, Джерри Райс, Уэйн Гретцки, Джо Монтана, Барри Сандерс и Лионель Месси, не являются самыми сильными, самыми крупными или самыми быстрыми среди игроков. Но их игра на поле просто превосходна. Это потому, что большей частью успех в игре с мячом зависит не от того, с какой споростью ты движешься, а от того, как быстро ты начинаешь двигаться. Для довольно абсурдного, но очень показательного примера я заявляю, что могу побить Усэйна Болта с 5 метров, если я верно учусь, а он неверно. (Возможно, не с 5, а с 2.) Но смысл в том, что, как правило, мячом овладевает тот, кто уравновешен и готов двигаться моментально, а не тот, кто может быстрее всех бежать, когда наконец-то начинает это делать (не поймите меня неправильно, скорость тоже важна).

Джерри Райс был, пожалуй, величайшим принимающим игроком всех времен, для такой роли скорость бега считалась просто чем-то великим. Но время Райса в забеге на сто ярдов (91.44 м) совсем не впечатляет — какие-то 4:71. Среднее время для защитника в НФЛ составляет около 4:5, а Даррел Грин, один из лучших защитников, недавно показал 4:43 — и это в возрасте 50 лет! Тем не менее Райс постоянно оставлял этих ребят далеко позади, даже на длинных дистанциях.

Когда же игроков просят объяснить высочайшую результативность Райса, несмотря на довольно посредственную скорость, они отмечают, что у Джерри была скорость игры. Возможно, лучшим объяснением, чем это, было только то, что Джерри всегда начинал первым, потому что всегда мог легко перенаправить свое движение с меньшей задержкой, чем его оппонент.

Так как же обратимость применяется в спорте? Одно из наиболее очевидных требований — это то, что вам всегда нужно держать равновесие в движении: ваш центр тяжести никогда не должен выходить слишком далеко за пределы вашей опоры. Как только это происходит, вам приходится продолжать двигаться в том же направлении некоторое время, прежде чем вы восстановите свое равновесие. Это как раз то мгновение, за которое ваш более уравновешенный и обратимый противник успеет съесть ваш обед.

Представьте, что вы играете в футбол, ведете мяч и приближаетесь к защитнику. Вам нужно обойти его справа или слева. Пока вы движетесь вперед и выполняете ложные движения из стороны в сторону, защитник внимательно следит за вами, чтобы определить ваши дальнейшие движения. Наклоняетесь вы вправо или влево? Готово ли ваше тело мгновенно вернуть мяч, если защитник попытается отобрать его? В некотором роде это оценка вашей обратимости.

Хороший защитник может точно определить, когда движения игрока более не обратимы, т.е. когда он уже безостановочно движется в определенном направлении. В таком случае защитник уже выиграл борьбу. И напротив защитник, следящий за языком тела отличного игрока, никогда не будет знать точно, что тот собирается делать. Идеальная уловка — просто быть готовым к любому движению в любой момент времени.

Основная идея заключается в том, что способность плавно менять направление движения в любой момент времени предполагает равновесие и готовность двигаться без промедления. Это дает огромное преимущество игроку на поле или в игре.

Но обратимость нужна не только в спорте. Согласно Моше Фельденкрайзу, обратимость − это качество, которое помогает определить совершенство движений и в повседневной жизни. Или же, как это описывает Эрик Кобб (Прим. — создатель системы тренировок ZHealth), жизнь есть спорт, поэтому все мы спортсмены. Я согласен, что движение, которое работает в спорте, как правило, является здоровым движением, комфортным в повседневной жизни.

Тем не менее в отличие от спорта, обратимость в повседневности не настолько ценна. Жизнь, как правило, не требует от нас невероятно быстрой смены направления движений. Возможно, если вы не сможете сделать это, вы разве что упустите последний пончик во время встречи. Или же сядете на подушку-пердушку. Но это недостаточные стимулы для стремления к обратимости в обычных движениях.

Причина, по которой мы ищем обратимость в повседневной жизни, заключается в том, что она дает нам представление об эффективности, здоровье и комфорте наших движений. При выполнении большей части повседневных дел недостаток обратимости в движениях предполагает, что движение произведено было, вероятнее всего, с ненужной нагрузкой на тело. Переход в сидячее положение является примером повседневного действия, которое оптимальнее выполнять в обратимом варианте. Большинство людей контролируют приседание лишь до определенного момента, после чего просто шлепаются всем весом на стул. Разумеется, как только человек начинает бросать свое тело на стул, вместо того чтобы плавно опускать его, движение перестает быть обратимым.

И поскольку это не конец света, ведь стул чаще всего мягкий, развивается двигательный паттерн, который подходит только для той реальности, где ваши неконтролируемые движения всегда смягчаются мягкими объектами. Когда же вы попробуете использовать этот же паттерн приседания без наличия мягкой подушки для остановки своей задницы (например, почти всякий раз вы сгибаете колени), тогда ваше тело всем своим весом просто упадет на пятую точку и вам просто придется ловить его куда более внезапно, чем если бы вы контролировали его опускание.

Всегда намного легче принимать вес плавно, чем когда он попросту сваливается на вас. Вашим коленям это также легче. Когда вы приседаете, большая работа по удержанию веса вашего тела затрачивается в конце этого движения и остается меньше времени на приведение суставов в оптимальное состояние для получения контроля над весом. Поэтому, чтобы улучшить процесс приседания, вы можете попросту убедиться, что можете плавно обратить движение в любой его точке. Это даст вам уверенность в том, что вы не просто падаете и затем ловите свое тело со всем его весом в самом низу. Вы можете вспомнить любое подобное движение. В любой момент перемещения части тела или конечности из одного места в другое вы можете делать это более неконтролируемо или же более обратимо. При более не контролируемом движении вы попросту выталкиваете конечность или роняете ее, чтобы она начала двигаться, а затем даете ей самой по инерции достичь пункта назначения и ловите ее в самом конце. Такое движение будет порывистым и небрежным, как у фронт-мена группы Talking Heads Дэвида Берна в их клипе Once in a Lifetime. Напротив, чтобы двигаться обратимо, вам нужно прилагать силу для завершения движения понемногу, придавая движению плавность, с которой танцор балета или Питер Крауч изображает робота. Можно увидеть такие же стилистические отличия в походке людей — некоторые люди выбрасывают ноги вперед при ходьбе или же лупят ими об землю. Их походка кажется чередой опрокидывания назад и крена вперед. Другие же, кажется, скользят над землей, как катящийся мяч. Конечно же, иногда вам требуется более скачкообразный или взрывной стиль для скоростного или силового движения, или для исполнения африканских танцев. Но для повседневных дел плавный стиль движений кажется менее напрягающим. Так как же двигаться с большей обратимостью? Прежде всего нужно понять, что не все движения будут обратимы. Прыжки, бег или подъем штанги являются по определению силовыми действиями. Но большую часть движений и упражнений возможно выполнять в плавной и обратимой манере — отжимания, подтягивания, приседания, качание пресса, гребки и т. д. Движение с постоянной обратимостью может помочь вам обнаружить некоторые моменты «зависания», которые вам захочется преодолеть при помощи силовых толчков. Но если вы продолжите двигаться медленно, вы обезопасите себя и также повысите свою силу и улучшите контроль над слабыми местами в диапазоне своего движения. Удивительное количество основных переходных движений человека, как, например, перекатывание со спины на бок, вперед, чтобы сесть, встать на колени, ползти, приседать или наклоняться, вставать, — в достаточной степени обратимы. Хорошо организованное тело может переместиться из одного места в другое, постоянно сохраняя тонкое равновесие в любой момент движения, как детские качели, так что для движения в любом направлении ему будет требоваться лишь малейший толчок. Конечно же, все мы прежде всего учимся двигаться таким образом — младенцы не способны только на маленькие толчки для инициации движения, поэтому вы знаете, что они всегда движутся, используя обратимость, а не силу. В методе Фельденкрайза строится множество уроков, основываясь именно на этих младенческих движениях и фундаментальных движениях человека.