Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 5. Архитектура Этрурии (8 октября 2007 г...doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
57.65 Mб
Скачать
  1. Особенности планировки этрусских городов

Города этрусков возникали в различных по рельефу участках Апеннинского полуострова. Марцаботто располагался на сравнительно невысоком, довольно ровном, но покатом плато, ограниченном с одной стороны течением реки, а с другой — невысоким горным хребтом. Клузий (Кьюзи), Волатерра (Вольтерра), Перузия (Перуджа) строились на высоких, труднодоступных и легко защищавшихся возвышенностях. Иногда этруски обосновывались в дельтах рек, стремясь защититься от нападения с помощью водных преград. Расположение города обусловливалось не только требованиями его обороны, но и необходимостью иметь неподалеку пресную воду реки или озера. Учитывалась и близость других поселений, с которыми можно было поддерживать контакты, а также основных торговых путей как в пределах Апеннинского полуострова, так и в рамках всего средиземноморского бассейна. Этим вызвано появление портовых городов по берегам морей.

Для градостроительства Этрурии VI-IV вв. до н. э. присуще широкое применение регулярной планировки («гипподамовой системы»). Одной из вероятных причин этого могло быть восточное происхождение этрусков, их знакомство с градостроительными принципами стран Древнего Востока и Греции: «Границы, как написал об этом Варрон, своим первоначальным появлением обязаны учению этрусков, ибо гаруспики разделили весь круг земной на две части: правой назвали ту, которая лежит к северу, левой – которая находится к югу; граница шла востока на запад, ибо в этом направлении смотрят солнце и луна. Равным образом и некие архитекторы писали, что святилище надлежит обращать к западу. Гаруспики разделили землю и другой линией, с юга на север, назвав часть по ту сторону средней линии – передней, а по сю сторону – задней. Основываясь на этом, предки наши, видимо, установили правило, как размерять поля. Сначала они проводили две границы: одну – с востока на запад, которую назвали декуманом, другую – с юга на север, которую они назвали cardo. Декуман делил участок на правую и левую части, cardo – на посюстороннюю и по­стороннюю часть...» (Фронтин, О границах, рр. 27-29).

Правильная планировка городов появи­лась в Этрурии, по-видимому, не позже, чем в Греции. Таков, например, древний этрусский город Спина (VI-IV вв. до н. э.) Его главные ар­терии, направленные параллельно реке, могли быть каналами.

Примером раннего этрусского градостроительства может служить открытая археологами планировка города Марцаботто (VI-V вв. до н. э.), расположенного неподалеку от современной Болоньи. Этот город занимал довольно пологую террасу правого берега реки Рено. На противоположном, более высоком, берегу поднимались склоны возвышенности. За террасой шел крутой подъем в гору, так что город был как бы скрыт в глубокой и широкой лощине, проделанной быстрым течением узкой бурной реки. Часть террасы, на которой стояли дома, за долгие годы размылась течением Рено, и многие районы древнего города исчезли. Широкие улицы этого селения имели широтную ориентацию (З-В). Их пересекали под прямым углом более узкие улицы и проезды. Ширина главных улиц Марцаботто достигала 15 м, остальные улицы и переулки были уже. При раскопках города археологи нашли скрытые под каменными плитами мостовых и тротуаров разветвленные системы водостоков и канализационных канав. Кварталы застроены по периферии жилищами городской бедноты, ремес­ленников и рабов. Эти дома вплотную при­мыкали друг к другу и открывались частью на улицу, частью – на внутренний, общий для всего квартала двор (рис. 5.4).

а б

Рис. 5.4. а – этрусский город Марцаботто, IV в. до н. э.;

б – надгробная плита из Ветулонии, VII в. до н. э.

Акрополь Марцаботто находился на небольшом, сравнительно с уровнем жилых кварталов, возвышении в северо-западной части города. Некрополи размещались в двух районах – к северу от жилых домов и на юго-восток от города, на берегу реки. Ворота располагались с северной и восточной сторон, около сохранившихся некрополей. Возможно, что ворот было больше. Остальные либо еще не найдены, либо уничтожены разливами реки вместе с другими участками древнего города.

Согласно жреческому кодексу «Libri rituales», ворот в городе должно было быть, как минимум, трое. Дело в том, что в планировке этрусских городов строго соблюдался принцип троичности. В городе было трое ворот, три общегородских площади, три храма, три главных улицы. «Тройка» была священным числом («Бог троицу любит!»). Государством правили члены одной из трех триб (семей) – Рамны, Титии и Луцеры. У этрусков было также три жреческих коллегии (гаруспики, фульгураторы и ритуалы), 30 курий (мест собраний и жертвоприношений) и т. д. Планировкой этрусских городов и их разбивкой на местности ведала коллегия жрецов-ритуалов, создавшая свой градостроительный кодекс. Согласно учению этрусских жрецов, весь мир имеет форму огромного квадрата (Templum). В него входит весь видимый человеческому взору мир, ограниченный линией горизонта.

Закладка нового города происходила следующим образом. В полдень верховный жрец вставал в центр будущего города лицом к северу, где обитал верховный бог Тиния (Юпитер). В землю втыкался жезл-литуус: «0т кого получили вы [авгуры] жезл (lituus), славнейший знак вашего авгурского достоинства? С помощью такого жезла Ромул разделил на районы город при его основании…» (Цицерон, О дивинации, I, 17, 30). Тень от жезла указывала направление на север. Разведя руки в стороны, жрец определял широтную ось будущей главной улицы (Decumanus). Меридиональная ось определяла вторую главную улицу города – Cardo. Таким методом получали две главные оси города и четыре квадрата «темплума». Северо-восточный квадрат считался наиболее благоприятным (здесь обитал бог Тиния и его семья). Северо-западный – наименее благоприятный квадрат. Здесь живут демоны, обитатели Царства Смерти – Лаза, Тухулка и др.

Внешняя граница города определялась с помощью ритуального забега юношей, державших в руках зажженные факелы. Бег продолжался до тех пор, пока не погаснет пламя. После этого след бегунов «закреплялся на местности» с помощью бронзового плуга, запряженного быком и коровой. Бык шел с внешней стороны борозды – он отвечал за крепость стен и безопасность будущего города. Корова, запряженная с внутренней стороны, гарантировала городу процветание и плодородие. Согласно легенде, именно таким способом легендарный Эней, сын троянского царя Приама, основал свою колонию на земле италиков:

«Основатель города всунул в плуг сошник, запряг быка и корову и, погоняя их, обвел глубокую борозду, границу города. Те, кто шел за ним, должны были откидывать пласты земли, поднятые плугом, внутрь, наблюдая за тем, чтобы ни один них не отвалился наружу. Эта черта означает окружность городской стены и называется, с выпадением некоторых букв, pomerium [вместо postmoerium], т. е. пространство за городской стеной. На месте предполагаемых ворот сошник вынимали и приподнимали плуг, вследствие чего оставалось пустое пространство. На этом основании вся стена, кроме ворот, считается священной; ворота не считаются священными, иначе религиозное благоговение не позволяло бы в таком случае ввозить или вывозить то, что необходимо, но не считается чистым (в том числе и трупы) …» (Плутарх, Ромул, 11).

«Многие закладывали города в Лациуме по этрусскому обычаю, а именно: впрягши вместе быка и корову, причем корова шла с внутренней стороны, проводили кругом борозду при помощи плуга. Это делали из религиозных причин в день, указанный ауспициями, защищая город рвом и стеной. То место, откуда извлекали землю, называли рвом, а землю, накиданную в сторону будущего города, – стеною (murus). Круг, который получался вслед за этим, назывался началом города (urbis principium), а тот, который находился за стеной, назывался postmoerium; до этого предела простирались права рода. Столбы померия поныне стоят вокруг Ариции и вокруг Рима. По этой причине и города, которые сначала были очерчены плугом, получили от круга (orbis) и кривой рукоятки плуга (urvum) название urbes; вот отчего в старых книгах и наши колонии обозначены словом urbes, – они были основаны так же, как Рим, и их основывают так же, как и города, располагая внутри померия…» (Варрон, О латинском языке, V, 143).

Жрецы-ритуалы принимали также участие в планировке земельных угодий, пастбищ и ирригационных сооружений, в строительстве военных лагерей, храмов, кладбищ и т. п.

Большинство этрусских городов не сохранилось. Одни были разрушены в период борьбы с римлянами, другие реконструированы или заменены новыми. В большинстве случаев их планировочная структура зависела от особенностей рельефа. Но даже в равнинных городах, подобных Ветулонии, направление улиц не всегда подчинялось строгой системе. Большинство этрусских городов, занимавших высокие холмы с крутыми склонами, имели террасную застройку. Поднимавшиеся в гору улицы превращались в лестницы.