Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В РОССИИ.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
81.41 Кб
Скачать

Гендерное равенство в россии: проблемы и пути их решения. Концепция семинара мцги

Авторы: Баллаева Е., Лунякова Л.

В последние годы в России наметились определенные сдвиги в осмыслении проблем гендерного равенства. Об этом свидетельствует, с одной стороны, начавшийся процесс интеграции гендерного подхода в науку и политическую практику, с другой — развитие женского, в том числе правозащитного движения, разнообразных инициатив, направленных на достижение равенства между полами. Вместе с тем, в силу самых разных причин, пока рано говорить о значительном прогрессе в преодолении дискриминации женщин и достижении гендерной симметрии в различных сферах общественной жизни.

Цель семинара Московского центра гендерных исследований "Гендерное равенство в России: законодательство, политика, практика", который проходил 26 февраля 2003 г. в Москве в Фонде Макартуров, заключалась в организации дискуссии по наиболее острым и актуальным проблемам гендерной политики, законодательства и правозащитной практики.

По своему замыслу семинар охватывал три проблемных поля:

  • Законодательное обеспечение равенства прав и возможностей женщин и мужчин. Проблемы становления и развития гендерной экспертизы законодательства.

  • Политическое обеспечение гендерного равенства. Интеграция комплексного гендерного подхода на всех уровнях политического процесса.

  • Практическая реализация гендерного равноправия, рассматриваемая сквозь призму научных исследований относительно социально-экономического положения полов, а также мониторинга соблюдения прав женщин.

Гендерный подход позволяет оценить эффективность законодательства — насколько полно оно отражает социальные потребности мужчин и женщин; отслеживать институциональные механизмы — экономические, управленческие, организационные меры, обеспечивающие исполнение законов; и, наконец, отслеживать реализацию основных прав женщины в контексте прав человека.

Реформаторы первой волны игнорировали проблемы гендерного равенства. Ни одно из сменявших друг друга правительств, в том числе и ныне действующее правительство под руководством М. Касьянова, не учитывало в практической политике сложившуюся за годы реформ новую социальную структуру общества. Учет гендерной составляющей и гендерных интересов, в том числе и в сфере равенства прав, представляется исключительно важным для выработки и реализации обоснованных решений в области социальной политики вообще и в сфере политики воспроизводства человека в частности.

В России женщины и мужчины обладают равным правовым статусом в экономике — равными правами на собственность; в сфере занятости — равными трудовыми правами, включая равное вознаграждение за труд одинаковой ценности; равными политическими правами — правом избирать и быть избранным, правом на участие в общественной и политической жизни; в семейной жизни, а также в сфере социального обеспечения. Но, к сожалению, российское законодательство не гарантирует равенство возможностей мужчин и женщин.

Независимые женские организации в партнерстве с группой депутатов Государственной Думы инициировали законопроект о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин.

Помимо равных прав с мужчинами, российское законодательство предоставляет женщинам некоторые специальные права, связанные с материнством. Однако новый Трудовой кодекс и законодательство в сфере социального и пенсионного обеспечения ухудшили позиции женщин на рынке труда и в социальной сфере. Следует ожидать, что дальнейшее реформирование законодательства (например, в сфере охраны здоровья, жилищной политики и др.) еще больше снизит уровень социальной защищенности женщин и усилит гендерное неравенство.

В целом, правовой статус российских женщин соответствует международным нормам и правовым стандартам, но в последние годы законодательное обеспечение равенства прав и возможностей заметно сократилось. Важной проблемой остается отсутствие специального законодательства в отношении домашнего насилия и торговли женщинами, в силу чего затруднено привлечение виновных к правовой ответственности; неразрешимой проблемой остается правовая защита пострадавших от насилия, связанного с продолжающимися на территории России вооруженными конфликтами.

Поэтому последовательное проведение принципа гендерного равенства в законодательстве не сводится только к юридическим гарантиям равенства прав мужчин и женщин, но непосредственно соприкасается с широким кругом задач законодательного регулирования. Не случайно гендерное сообщество в России вместе с женскими организациями выдвинуло на повестку дня вопрос о гендерной экспертизе действующего законодательства и законодательного процесса в целом.

Гендерная экспертиза законодательства и политики является важным условием продвижения общества к демократии и подлинному равноправию и равенству всех граждан независимо от пола. Её необходимость начинает все больше осознаваться ответственными политическими структурами и общественными организациями.

Приоритет в разработке методологии гендерной экспертизы в России принадлежит Московскому центру гендерных исследований. В 1997-1998 гг. сотрудницы МЦГИ под руководством Е.В. Кочкиной осуществили первый в России проект "Гендерная экспертиза российского законодательства", в рамках которого была проведена гендерная экспертиза законодательства в сфере занятости, репродуктивных прав, СМИ, миграционных процессов(1). Необходимо отметить работу авторского коллектива под руководством Л.Н. Завадской, который избрал предметом экспертизы прежде всего конституционное законодательство как базовую отрасль, законодательство о выборах, семейное, трудовое, уголовное и уголовно-исполнительное законодательства и дал практические рекомендации по их совершенствованию(2). Методологическая модель проведения гендерной экспертизы, предложенная Н.И. Абубикировой и Е.В. Кочкиной(3) является вкладом российских ученых в методологию гендерного анализа. По институционализации проблем гендерного равенства и равноправия женщин и мужчин большая работа проделана Консорциумом женских неправительственных организаций и лично ее директором Е.Н. Ершовой. Таким образом ситуация с осознанием необходимости интеграции проблем гендерного равноправия и равенства и гендерной экспертизы начинает меняться к лучшему.

В сфере гендерной политики важное значение имеют два круга проблем: становление национального механизма по обеспечению гендерного равенства и интеграция комплексного гендерного подхода в процесс принятия политических решений. Национальный механизм в настоящее время переживает глубокий кризис и предпринимает попытки выхода из него. Идеология гендерного равенства пробивает себе дорогу на региональном уровне, в частности в таких субъектах Федерации как Калининградская, Ростовская, Самарская, Тульская области, в республиках Карелия и Татарстан. Однако чтобы переломить кризисные тенденции, этого явно недостаточно. В значительной степени это связано с низкой представленностью женщин в органах власти.

Отсутствие законодательного закрепления деятельности Национального механизма делает его особенно уязвимым как с точки зрения условий финансирования, так и обеспечения профессионально подготовленными кадрами. Это же относится и к Национальному плану действий. Характерно, что при его формировании Российская Федерации исключила из числа приоритетов, определенных Платформой действий Пекинской Конференции по положению женщин (1995 г.) такие проблемы, как "Женщины и вооруженные конфликты", "Женщины во власти и принятии решений", "Женщины в законодательных и исполнительных органах", "Женщины и окружающая среда". Данный пример наглядно характеризует и качество самого Национального плана и профессионализм его разработчиков.

Неслучайно в России отмечается резкое снижение числа женщин-депутатов федерального и региональных парламентов, женщин на руководящих должностях в исполнительных органах власти, в управлении финансами и промышленностью (на уровне директоров и руководителей предприятий). Отсутствие женщин во власти — серьезная политическая проблема для страны. Потребности женщин в условиях переходного периода оказываются неудовлетворенными, а их права значительно ограничиваются. По мере того, как все меньше женщин избирается на высокие посты и по мере укрепления тенденции избрания мужчин (в том числе и голосами женщин), положение может ухудшиться. Наиболее инициативные женские организации безуспешно ставят вопрос о введении квотирования мест в законодательных органах на основе международной нормы "не более 30% лиц одного пола". Но многие женские организации пока еще не осознают всей важности этой проблемы. Само женское движение переживает в настоящее время "трудности роста", связанные с некоторым спадом общественного интереса к правам человека и правам женщин в аспекте прав человека, трудностями финансирования и инфраструктурного обеспечения своей деятельности. Все большее число женских организаций призывают к пересмотру общих стратегий женского движения в условиях антитеррористической войны и глобализации.

Проблемы интеграции комплексного гендерного подхода в сегодняшней России пока еще не вышли за пределы дискуссий экспертов гендерного сообщества и активистов женских организаций. Это обусловлено в частности тем, что определение и методология комплексного гендерного подхода разработаны недавно (1997 г.). Их авторство принадлежит Согласительной комиссии Совета по экономическим и социальным правам (ECOSOC) и относится к 1997 году. Разработчики стратегии комплексного гендерного подхода заложили в его основу как факторы социальной справедливости, так и права человека — равноправие женщин и мужчин и стимулирование развития. Устойчивое и эффективное развитие, включая и экономическое развитие, достижимо только на уровне социетальной активности, при учете интересов и потребностей всех социальных групп и использовании их потенциала в интересах развития. Роль стратегии комплексного гендерного подхода, как это указано в Согласованных заключениях Комиссии по статусу женщин (2000), состоит в создании предпосылок для идентификации реального вклада в экономическое развитие со стороны женщин и мужчин и стимулировании их участия в развитии. В то же время комплексный гендерный подход выходит за рамки проблем расширения участия женщин; он включает в себя гендерную перспективу во всех сферах социального развития. Ограниченность подходов, игнорирующих гендерную перспективу (то есть, нацеленность на достижение гендерного равенства) в настоящее время становится все более очевидной. Гендерная перспектива становится интегральной и включает себя исследования, анализ, политическую практику, планирование и институциональное развитие во всех сферах развития, включая экономическое развитие.

В некоторых сферах взаимосвязь между гендерным равноправием и развитием ясна и очевидна (в здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве и др.), в других — как, например, в макроэкономике, — она носит опосредованный характер. С точки зрения комплексного гендерного подхода, гендерное равенство является и целью, и правом.

В настоящее время существует два понимания комплексного гендерного подхода: интеграционный и меняющий повестку дня. Интеграционный подход подразумевает включение проблем гендерного равенства в существующие парадигмы социально-экономического развития, что позволяет обновить (переосмыслить, расширить) имеющиеся представления о тех или иных проблемах. Преимуществом данного подхода является большая степень его реализуемости. Не случайно его взяли на вооружение не только многие национальные правительства, но и такие малоповоротливые международные институты как Мировой банк, ПРООН, МОТ. В обоих случаях речь идет об институциональном обеспечении гендерного равенства. Серьезно обсуждать эту проблему ни законодательная, ни исполнительная власть в России пока не готовы. В то же время существуют глубокие исследования в сфере гендерной политики и экономики, разработан научно-теоретический дискурс, накоплен солидный информационный ресурс, что позволяет ставить проблемы интеграции комплексного гендерного подхода(4).

Чрезвычайно важными являются вопросы взаимодействия женского и правозащитного движений. В условиях нарастания авторитарных тенденций в российском обществе, явного кризиса международных институтов, отвечающих за соблюдение прав человека, в том числе Организации объединенных наций, чрезвычайно важно не только сохранить правозащитную повестку дня, но и вывести ее на передний план общественной жизни. Некоторые предпосылки к этому имеются: например, женщины — активистки правозащитного и женского движений (Л.М. Алексеева, Е.Н. Ершова и др.), признанные эксперты-юристы (в частности, Т.Г. Морщакова) вошли в состав Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Председателем этой Комиссии назначена известная общественная деятельница Э.А. Памфилова. В 1998 г. она впервые в истории демократической России выдвигалась кандидатом на выборах Президента России. Высокий профессиональный статус женщин — членов Комиссии по правам человека позволяет надеяться на успешное влияние на политику государственных институтов в сфере гендерного равенства.

Другой многообещающий фактор — рост понимания необходимости сотрудничества правозащитных и женских организаций. В своей деятельности защитники прав человека и защитники прав женщин в аспекте прав человека используют один и тот же базисный подход. Деятельность по защите прав человека направлена на превращение формальных прав человека в действенные — истинные, реальные — права. Используя конституционные гарантии и международные правовые нормы, стандарты и механизмы, правозащитники стремятся добиться от правительств ответственности за свои действия, а также расширения внутреннего содержания гарантированных прав и свобод.

В рамках поддержки и защиты прав женщин в аспекте прав человека правозащитные инициативы обычно сосредоточиваются на следующих ключевых аспектах системы прав человека: