Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОПзс 10-2011.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
258.05 Кб
Скачать

3. Форма договора и основание договора.

В странах, гражданское право которых принадлежит континентальной системе права, в числе условий действительности договора принято выделять облечение его в письменную форму, а также наличие causa – основания договора. Однако, гражданское право Германии и скандинавских стран не предусматривают специальных положений о форме и основании договора как обязательных предпосылок его действительности. По этой причине разработчики Принципов из Комиссии по европейскому договорному праву предпочли более либеральные подходы к данному вопросу.

Они не только отошли от строгих правил касательно формы и основания, но также и от свойственного договорному праву Англии и Ирландии правила о «встречном удовлетворении», - consideration, выполняющем в common law примерно ту же роль, что causa – в континентальной системе права. Согласно учению о consideration, даже вполне серьёзное обещание, принятое лицом, которому оно адресовано, не создает юридических последствий до тех пор, пока это последнее не совершит взамен какого-либо действия либо не пообещает его совершить.

Комиссия отказалась закрепить в Принципах положения о «встречном удовлетворении»: в ст. 2-101 прямо указывается, что договор считается заключенным, «если стороны выразили намерение юридически связать себя и достигли достаточного согласия без каких бы то ни было иных требований». Если принять во внимание, что глава IV Принципов, специально посвященная вопросам действительности договоров, не содержит положений, касающихся формы и основания договора, то становится очевидным стремление составителей следовать подходу, согласно которому действительность договора не ставится в зависимость от его формы, наличия основания или встречного удовлетворения.

4. Оферта и акцепт

Германское гражданское право считает оферту связывающей оферента с момента, когда она достигает своего адресата. В праве скандинавских стран таким моментом считается момент, когда адресат становится осведомленным о её содержании.

После этого момента оферта приобретает свойство безотзывности: отозвать ее нельзя, если только сам оферент не предупредит адресата о возможности её отзыва. Поскольку такой же подход закреплен в ст. 16 Венской конвенции ООН о международной купле-продаже товаров, разработчики Принципов решили последовать ему, и закрепили основанное на нём правило в ст. 2-201, снабдив его, однако, некоторыми исключениями.

Первое из них касается случаев, когда оферта содержит указание о своей безотзывности либо указывает срок, в течение которого оферент будет ожидать ее акцептования. Такие указания создают у адресатов ожидание безотзывности полученной оферты, которое заслуживает правовой защиты.

Другое относится к случаям, когда, несмотря на отсутствие таких указаний, получатель оферты имел разумные основания полагаться на её безотзывность и действовал согласно такому о ней представлению. В этих случаях оферта также считается безотзывной. Так, если субподрядчик направляет оферту подрядчику, на основании которой последний вступает в подрядные торги, субподрядчик не вправе отозвать оферту.

Отступление Принципов от некоторых положений Венской конвенции 1980г. Следуя в целом в русле предписаний ст. 16 Венской конвенции, Принципы отступают от них в одном весьма важном случае.

Названная статья конвенции устанавливает, что оферта, указывающая на свою безотзывность посредством упоминания определённого срока ожидания акцепта либо иным образом, не подлежит отзыву. Такое правило может быть истолковано в том смысле, что закрепление в оферте некоторого периода времени для ожидания акцепта обязательно превращает её в безотзывную.

Между тем, подобное толкование не является единодушным. Ещё в период, когда обсуждался проект Венской конвенции, делегаты из стран общего права возражали против того, чтобы назначение срока для ожидания акцепта считалось автоматическим превращением оферты в безотзывную, на чем настаивали представители континентально-правовой доктрины.

Разработчики Принципов сочли, что формулировка названной статьи порождает юридическую неопределенность, не устраняемую отсылкой к критерию понимания получателем оферты намерений оферента, и отказались следовать ему. В ст. 2-202(3) Принципов они предпочли указать на то, что отзыв оферты не имеет силы, если для её акцептования был установлен определённый срок.