Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ (лекции).docx
Скачиваний:
68
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
32.16 Кб
Скачать

6

Учение о неврозах

  • Лекция 1 – 3, 7.09.12

Полностью в рамках психоанализа. Не только о неврозах, но и о пограничном расстройстве: их нередко сложно разграничить. В основе любого невроза лежит эдипальный конфликт (открытие ребенком триангулярных отношений) – это определяет взрослую невротическую симптоматику. Смещение фокуса внимания на доэдипальное развитие – теория объектных отношений.

Две основные линии в ПА сегодня:

  1. Развитие и уточнение классических фрейдовских взглядов: экономическая точка зрения, стадии психосексуального развития, пути и сложности развития либидо – современная французская ПА-школа (Андре Грин, Шазгез Мержель (уточнить) – изучение женской сексуальности), лакановский психоанализ (Жак Лакан, 60-е гг. – «назад к Фрейду!» - провел серию открытых семинаров, по ним издавались книги; рассматривал истерию, отношения слова и симптома).

  2. Кляйнианский подход (школа объектных отношений) – акцент на процессе развития объектных отношений: как устроенная психическая реальность человека, сложные отношения с внутренними объектами – меньше о сексуальности; тогда симптоматика – производная этой сложной внутренней организации. Внутренний мир человека организован как сложное психическое пространство, внутри которого – сложные и запутанные, непростые для символизации процессы. Это определяет технику работы: больший акцент на анализе переноса (здесь-и-сейчас).

Мифы о психоанализе (их будут старательно развенчивать): здесь все связано только с сексуальностью. А еще тут все субъективно и за уши притянуто (+100500). Психоаналитик – это холодный и сверхинтеллектуальный тип. – Но это черта только раннего психоанализа.

По сравнению с эпидемиологией, отраженной в раннем психоанализе, симптоматика утяжеляется (мы уже не увидим истерию с моносимптомом). Мы будем подозревать более раннюю, первичную патологию. Фрейд называл неврозом расстройство, которое на самом деле имеет гораздо более раннюю и тяжелую этиологию (К: «Фрейд как первооткрыватель шел в темноту!!11»). Сейчас мы наблюдаем пограничную симптоматику, проблемы в области сепарации и идентичности. Современный ПА, по сравнению с ранним, обнаруживает гораздо более сложный и тонкий уровень (процесс, мир, бла-бла-бла) психической жизни человека.

ВОПРОС: ПА – это вид психотерапии? Есть психоанализ, и есть аналитическая терапия. В безопасном пространстве ПА постепенно начинает развиваться внутренний мир клиента, он испытывает очень сильные чувства непосредственно к процессу психоанализа и к своему психоаналитику – они становятся объектом анализа. Важно, чтобы терапевт заметил их и позволил им развиваться. Важно, чтобы аффект снова был пережит. Но также – внимание к невербальным знакам пациента (50-ее гг. – Гринсон – «музыкальный слух» хорошего психоаналитика).

К.: в какой степени то, что мы считаем сознательной частью нашего Я, независимо от нас может идти на «сговоры» - с нашей деструктивной частью, с нашим инстинктом смерти.

Калина: психоанализ – это не психотерапия, он не равен своей технике. Это – сложный опыт познания своей внутренней реальности, поиск истины о самом себе (К.: две таблетки в Матрице). Но – что мы можем получить в результате ПА – эмоциональное знание о самом себе; правда о себе, пережитая в отношениях с аналитиком. Знание о своей деструктивной части позволяет переносить ее1. Избавление от симптома приходит как побочный эффект, а не первичный и главный. Сегодня от эдиповой патологии мы (эпидемиологически, в социальном и культуральном плане) смещаемся к нарциссической.

Опыт аналитической терапии (она более краткосрочная, другой сеттинг – нет кушетки, т.е. регрессия пациента меньше, другое устройство, и анализ скорее эдипальных проблем для решения локального симптома глубинным методом) направлен на то, чтобы справиться с симптомом. Психоанализ открывает слой за слоем, в аналитической терапии можно остановиться на одном из них. Еще ПА, в отличие от аналитической терапии, открывает доступ к очень деструктивным переживаниям и фантазиям – пациенту в данный момент это может быть не нужно, он может не выдержать этих интенсивных переживаний (может возникнуть сильная декомпенация, или пациент уйдет из терапии) – поэтому все определяется целями и задачами, и многие пациенты начинают с психоаналитической терапии. Чтобы определить показания, проводятся интервью. Аналитическая терапия – от полугода до двух – трех, психоанализ – до 8 (а, мб, и дольше).