Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория музыки_Мясоедов.doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
17.13 Mб
Скачать

§ 36. Обращение составных интервалов

Обращение составных интервалов может производиться одним из следующих двух способов:

1) один из звуков составного интервала переносится на две октавы в сторону, противоположную его местонахождению (основание — вверх или вершина — вниз), а другой звук при этом остается на месте;

2) оба звука составного интервала одновременно переносятся на одну октаву навстречу друг другу, перекрещиваясь при этом.

В обоих случаях образуется простой интервал, являющийся обращением данного составного интервала. Второй способ часто оказывается более предпочтительным, так как позволяет избегать появления многих добавочных линий у отдельных нот и делает саму запись более компактной и удобочитаемой.

В остальном следует руководствоваться сказанным выше в отношении обращения простых интервалов. Однако надо иметь в виду, что в творческой композиторской практике проблема обращения интервалов понимается и осуществляется несравненно шире и свободнее, чем в учебном курсе теории музыки. Так, например, в полифонических пьесах, где нередко встречается так называемый двойной вертикально-подвижной контрапункт* [Двойным вертикально-подвижным контрапунктом называется полифонический прием, при котором голоса меняются местами по вертикали: нижний становится верхним и наоборот.] можно увидеть, что простые интервалы обращаются в составные (и даже в ультраширокие), составные — в ультраширокие (или тоже составные), ультраширокие — в простые и т.д. Обязательным условием при обращении любых интервалов является перекрещивание голосов, перемена их местами, иначе не образуется нового интервала, являющегося обращением первого. Ниже приводится пример обращения составных интервалов обоими описанными способами:

81

м.10 б.6 м.10 б.6 ум.12 ув.4 ум.12 ув.4 ум.10 б.6 ум.12 ув.4

Глава V. Лад и тональность

§ 37. Общие сведения о ладе

Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков (ступеней лада), объединенных — на основе мелодических, функциональных связей — тяготением к единому устойчивому центру — тонике.

На протяжении многих столетий музыкальное искусство развивалось на ладовой основе. Некоторые лады, известные еще в древней Греции, и теперь находят свое применение в народной и профессиональной музыке. Правда, древние и средневековые лады значительно отличались от классических мажора и минора именно тем, что большое их разнообразие не давало четкого ощущения мажорности и минорности и устоем могла практически стать любая из ступеней, подчеркиваемая чаще и сильнее остальных. Это, в свою очередь, приводило к тому, что один лад мог свободно и незаметно переходить в другой, что способствовало образованию гибкой мелодической линии.

Осознание лада и функциональных отношений между звуками происходило постепенно. Большую роль в восприятии отдельных звуков простейших старинных напевов как устойчивых или неустойчивых, по-видимому, играло их метрическое положение: звуки, приходившиеся на сильные доли, воспринимались как более устойчивые. Кроме того, ощущение устойчивости производили звуки, завершавшие тот или иной напев.

Наиболее древние народные напевы состоят всего из двух-трех звуков. Происходившее в дальнейшем постепенное расширение звукового состава мелодий привело к возникновению ладомелодических образований из четырех, пяти, шести и семи звуков. В древних напевах многих народов мира часто встречается бесполутоновый (ангемитонный) пятиступенный лад — пентатоника.

Европейская звуковая музыкальная система, сформировавшаяся в результате длительного развития, получила всемирное распространение. Она включает в себя всего лишь двенадцать различных по высоте звуков хроматического ряда, из которых только семь являются основными (диатоническими) и имеют свои собственные наименования. Все эти звуки не только различаются по высоте, но и — на основе обертонового звукоряда — находятся между собой в строго определенных акустических соотношениях. Однако нельзя путать эту акустическую европейскую двенадцатизвуковую музыкальную систему, точно устанавливающую определенные звуковысотные соотношения тонов, с какой-либо конкретной ладовой системой. В условиях ладовой организации между звуками мелодии обнаруживаются четкие функциональные связи. Это приводит к тому, что в сознании человека возникают ясно ощутимые на слух проявления устойчивости и неустойчивости тех или иных звуков, свойственные им как ступеням какого-либо лада.

Количество звуков, входящих в определенную ладовую организацию, всегда строго ограничено структурой лада, а сами звуки называются ступенями лада. Основным устоем семиступенных диатонических ладов является I ступень. При определенных условиях относительной устойчивостью обладают также V и, в меньшей мере, III ступени. В одноголосии как V, так и III ступени обладают, однако, тяготением непосредственно к I ступени (тонике), в многоголосии же — в одновременном сочетании с тоникой — они вместе представляют устойчивое тоническое трезвучие.

Любая относительно законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно или многоголосно, обычно завершается устойчивым звуком (или аккордом) и чаще всего — тоникой. В этом нетрудно убедиться, обратившись к разнообразным примерам из художественной музыкальной литературы, будь то народные песни или произведения профессионалов-композиторов.

Ниже приводится ряд музыкальных образцов как из народной музыки, так и профессионального композиторского творчества, оканчивающихся на тонике:

82 Медленно Русская народная песня «Ах, ты, ноченька»

83 Спокойно Русская народная песня «Из-за острова на стрежень»

84 Andantino М. Балакирев. «Взошел на небо месяц ясный»

85 Allegro С. Прокофьев. Классическая симфония, Гавот

Все остальные ступени лада (II, IV, VI и VII) являются неустойчивыми, причем степень их неустойчивости определяется двумя факторами: интервальным соотношением с ближайшими устойчивыми звуками и «силой притяжения» данного устойчивого звука. Так, при полутоновом соотношении неустоя с устоем стремление к разрешению будет ощущаться сильнее, острее, нежели при целотоновом их соотношении. Кроме того, звук тоники (то есть I ступени) сильнее «притягивает» к себе неустойчивые звуки по сравнению с другими устоями.

Стремление неустойчивых ступеней перейти в устойчивые называется тяготением, а сам переход в устойчивый звук — разрешением этого тяготения.

Свойства устойчивости и неустойчивости присущи не тем или иным конкретным звукам музыкальной системы, а именно определенным ступеням лада. В свою очередь, любой лад может быть построен от каждого из двенадцати звуков хроматического ряда, содержащегося в октаве. Таким образом, один и тот же лад может встретиться на любой высоте, зависящей, в конечном итоге, от местонахождения его I ступени (тоники).

Музыкальные звуки сами по себе — лишь элементы, из которых при определенной их организации может быть образована та или иная ладовая система. Между звуками, образующими какую-либо ладовую систему, всегда возникают не только звуковысотные (интервальные), но и так называемые ладофункциональные соотношения: каждый звук, становясь определенной ступенью лада, непременно приобретает свойство устойчивости или неустойчивости и, в соответствии с этим своим значением, выполняет ту или иную роль — функцию — в ладе, определяющую и само название данной ступени (в дополнение к ее нотному наименованию). Количество ступеней любого лада всегда строго определено: они получают закрепленные за ними порядковые номера, обозначаемые римскими цифрами, которые в нужных случаях пишутся внизу под соответствующими нотами.

Один и тот же звук в разных ладовых системах может иметь разное ступеневое (функциональное) значение. Однако сама роль функционально одинаковых ступеней лада, какими бы звуками в той или иной системе они ни были представлены, всегда остается неизменной.

Например, в мелодиях двух русских народных песен, приведенных ниже, есть много общих черт: они близки друг другу по жанру (обе — танцевального, хороводного характера), структуре, размеру (метру), ритмическому рисунку, интонационному строю и даже звуковому составу (у них все шесть* [В мелодиях обеих песен использованы только шесть звуков семиступенного лада: в первой отсутствует звук ми (то есть VII ступень), а во второй — звук ми-бемоль (то есть VI ступень).] звуков — общие), но эти песни написаны в разных тональностях и ладовых наклонениях: первая — в фа мажоре, а вторая — в соль миноре.