Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бумажное лицо империи (под редакцией С. Егорова...docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
7.56 Mб
Скачать

Общий осмотр денег

1905 – 1912 Годов.

Первым поступил в обращение кредитный билет в 3 рубля; это произошло в 1905 г.

Он кардинально отличался от трёхрублёвки 1898 г., во многом повторявшей дизайн рублёвой банкноты той же серии. Старые образцы жгли.

На новой трёхрублёвке, окрасившейся в светло-зелёные тона, нет прямоугольного оформления по краям сторон. Прямолинейность заменена сложным переплетением волнообразных и змеевидных линий и контуров, органически обрамляющих и вписывающихся в полезные элементы банкноты. Появилась и новая степень защиты от подделки – многократно повторяющиеся едва заметные цифры номинала по всему полю банкноты, ряды которых образуют сетку. Тот же приём характерен и для банкнот последующих номиналов, вброшенных в обращение позднее.

Заботу о качестве трёхрублёвки можно понять: судя по количеству отпечатанных литерных серий (до февраля 1917-го 609: с АА по ЧУ; Временному правительству оставшихся литерных серий не хватило и после напечатания 784-й серии ӨӨ алфавит начали использовать повторно, напечатав ещё 12 серий с АА по АН) купюра была самой популярной и ходовой.

В 1909 г. в обращение были введены два новых номинала – 5 и 10 рублей.

«Пятёрка» оформлена в синих тонах, «червонец» - в светло-красноватых с органичным вплетением салатового, светло-зелёного и фиолетового тонов. Среди всей серии это была самая «расцвеченная» купюра: допускалась даже известная вариация основного фона банкноты. Среди дошедших до нас 10-рублёвок эмиссии императорского правительства встречаются купюры оттенков от кирпичного до тёмно-розового; рисунок на оборотной стороне имеет вариации от тёмно-фиолетового до коричневатого тона.

Объясняется это просто – по количеству выпущенных литерных серий 10 рублей образца 1909 г. уступают только трёшке серии 1905 г., самой ходовой банкноте в денежном обращении предреволюционной России. Десятирублёвка была для населения оптимальным вариантом хранения сбережений: с одной стороны, она была достаточно «дорогой» купюрой, в которых можно хранить сбережения, не боясь лишний раз их истратить на что-то лишнее; с другой – относительно общедоступна.

Яркой иллюстрацией тому служит пример Н.С. Хрущёва – вспоминая молодость, генеральный секретарь очень часто хвастался тем, что уже в 16 лет хорошо знал ремесло слесаря и получал заработную плату в 30 рублей в месяц. Этот случай, видимо, был одним из наиболее значимых в жизни генсека – он попал даже в очерк о Хрущёве, рассчитанный на самого неискушённого читателя – детей.11 Представители среднего и старшего поколения помнят, наверное, как советские 10 рублей 1961 г. любовно называли «красненькая» - это народное название десятирублёвой купюры пришло в наш язык из царской эпохи.

В этих купюрах серии 1909 г. еще более проявились черты стиля «модерн»: появились множество символических элементов, по-новому отражающих могущество и благополучие государства. Мощь сильнее выражена на пятирублёвке, благополучие – на купюре в 10 рублей.

Лицевая сторона пятирублёвки содержит все основные полезные элементы банкноты: герб государства, номинал, надпись об обмене бумажных денег на золото, номер и серию билета. На оборотной стороне мы видим символическое изображение силового триумфа державы. Центральным элементом композиции является изображение государственного герба – более крупное, чем на лицевой стороне, обрамлённое горностаевой мантией и увенчанное Большой императорской короной. Покоится изображение на перекрещенных мече и скипетре; кроме того, нижняя часть изображения украшена ветвями дуба и лавра. У основания щита – держава, на фоне которой изображена голова хищного зверя.

Отражением благополучия явился десятирублёвый билет. И на лицевой, и на оборотной сторонах в качестве основной композиции предлагаются свешивающиеся пышные гроздья всевозможных плодов и цветов. Они, кстати, служат неплохим средством защиты от подделки: кажущаяся симметричность композиции обманчива. Что, в общем-то, и требовалось для самой «народной» купюры.

В том же 1909 году в обращение поступает и новая 25-рублёвая банкнота.

В серии 1898-99 гг. 25-рублёвка не была «портретной» купюрой, хотя в качестве водяного знака для этого номинала уже тогда был использован портрет императора Александра III. Теперь же он украсил собственно художественную композицию «четвертного». Здесь важен сам момент выбора персоны, которую поместили на банкноту. Теперь портретный ряд на российских банкнотах был таким:

500 рублей – Пётр Великий;

100 рублей – Екатерина Великая;

50 рублей – Николай I;

25 рублей – Александр III.

К началу века историческая традиция уже прочно внесла двух первых «героев банкнот» в ряд величайших деятелей, «отцов государства»: Пётр I «отец-основатель» нынешнего великого Российского государства, могучей европейской империи; Екатерина II – «матушка-государыня», мудрая хозяйка страны, установившая порядок и приведшая Россию к могуществу. Теперь в ряд великих включались Николай I и Александр III, цари, проводившие «охранительную» политику, защищавшие самодержавие и не желавшие никаких реформ. «Отцу» Великих реформ Александру II в портретном ряду российских банкнот места не нашлось, заслуги «отца» контрреформ посчитали больно великими.

Оформление 25-рублёвки также указывает нам на политическую тенденцию, главенствовавшую в государстве. У основания портрета видим композицию: якорь, касающийся причала, и рог изобилия, из которого сыплются дары. Чётко прочитывается настроение, царившее в государственных верхах: «охранение», «бережение» традиций, главной из которых, разумеется, была самодержавная власть – вот источник стабильности и благополучия в государстве. В портрете государя замечаем тенденции, характерные для «старорусского» портрета Николая I на 50-рублёвке: фигура монументальна; царь изображён в парадном мундире при всех наградах. Хотя живости, человечности в портрете Александра всё же больше: идеология старалась закрепить за Александром III имидж «народного царя», типичного русского человека. Да и художники постарались – при всём своём величии и официозе Александр с окладистой бородой гораздо более похож на простого русского мужика.

Венец творенья – дивная Катюша

В 1910 г. в обращение выходит новая 100-рублёвая банкнота, больше известная в истории как «Катенька». Новый денежный знак наиболее ярко отразил на себе модернистские черты. Купюра полна разнообразных линий, сплетающихся в самые причудливые композиции, к тому же органично перетекающие друг в друга.

Общую картинку практически невозможно расчленить на отдельные элементы. Например, обозначение номинала в верхнем правом углу органично перетекает в символический рог изобилия, из которого сыплются дары. Сочетание мощи и благоденствия государства отразила в себе символическая фигура античного воина слева от портрета императрицы: он держит в руке меч, увитый ветвями. Расцвет культуры и искусства отражает голова Сатира под портретом государыни.

Екатерина на портрете – живая женщина, а не монументальный образ. Мы видим перед собой уже пожилую, но всё ещё прекрасную даму (обычно на официальных портретах Екатерина изображалась в более молодом возрасте).

Невозможность перерисовать купюру «один к одному», гарантировавшая высокую степень защиты от подделок, во-первых, вызвала у населения колоссальное доверие к новым деньгам; во-вторых – сразу же ввела «Катеньку» в ряд шедевров мирового денежного дизайна.

В 1912 г. серия новых банкнот была завершена 500-рублёвым билетом .

Портрет Петра Великого отличается от портрета на банкноте 1898 г.: новая купюра, впитав модернистские черты, романтизировала образ царя-реформатора. Пётр изображён в рыцарских латах и с непокрытой головой. Перед нами – живой человек и одновременно – романтический образ.

Справа от портрета Петра – символическое изображение женщины – молодой и прекрасной европеизированной России. Оно не менее символично, чем портрет царя: бурное развитие русского капитализма, которое к 1912 г. было уже налицо, привело к известной экономической интеграции России в западное сообщество; в этих условиях надменная «самостийная» царица с пятирублёвки 1898 г. выглядела явным анахронизмом. Величественность у символической России осталась, но иного рода - она отражена во внешней атрибутике: Родина держит щит и державу. В остальном же это прекрасная светская дама, точнее даже девушка. На «лике державы» приветливость и открытость. Как и на билете в 100 рублей, дизайнерами достигнуты органичность композиции, её высокая целостность, объёмность изображений.

Нельзя сказать, что эти деньги совсем не подделывались. Но случаи подделки «катенек» и «петруш» были единичны сами по себе.

«В 1912 году Кредитная канцелярия из­вестила московскую сыскную полицию о выбросе в обращение в Поволжье и Сибири значительного количества фальшивых сторублевок, практически неотличимых от настоящих. Агенты полиции провели эксперимент: целый день предлагали в лавках и магазинах Москвы подделки и ни разу обман не был обнаружен. Фактически, фальшивая купюра ничем не отличалась от настоящей, кроме маленькой точки в конце текста, сообщающего о наказании за подделку билета. В подлиннике ее нет, а на под­делке - есть.

Лиц, отбывавших наказание за фальсификацию денежных банкнот, было тогда во всей России не более де­сятка. Все освободившиеся с каторги фальшивомонетчики были негласно проверены и оказались вне подозрений. Особня­ком стояли только два бежавших из тюрьмы фальсификатора - Левендаль и Стив. Но их розыски ничего не дали.

Однажды глава читинской сыскной полиции обратил внимание на незаметную с первого взгляда связь: как только один из местных староверов-золотопромышленников возвращается из Парижа, область наводняют поддельные ассигнации. Полицейский агент проследил за подозрительным про­мышленником во французской столице. Последний забрал в одной неприметной лавке какой-то сверток, потом в другой лавке заказал массивный чемодан. Хозяин лавки признался, что этот русский несколько раз заказывал ему чемоданы с замаскированным двойным дном. В России «пу­тешественника» арестовали. При нем обнаружили фальшивые шиповские сторублевки на 300 тысяч рублей. Впоследствии выяс­нилось, что золотопромышленник организовал побег с каторги фальшивомонетчиков Левендаля и Стива, помог им уехать во Францию и организовать производство фальши­вых денег. Все трое злоумышленников получили длительные сроки каторги».12

Билеты в 100 и 500 рублей стали вершиной не только отечественного, но и мирового денежного дизайна эпохи Нового времени; шедевром отечественного искусства в целом. Да и вся серия банкнот 1905-12 гг. во многом осталась непревзойдённой с точки зрения оформления и по сей день.

Купюры последней «имперской» серии вызывали столь высокое доверие населения, что в начале ХХ в. был зарегистрирован очень любопытный протест: население потребовало увеличения количества бумажных денег в обращении, не желая «таскать» в карманах «неудобные» серебряные рублёвики и полтинники – монеты крупного размера весом, соответственно, 20 и 10 гр.13

Вот показательный пример: в феврале 1917 г. Петроград потрясла революция. Царский министр внутренних дел Протопопов, не особо утруждая себя выбором методов подавления беспорядков, сказал тогда петроградскому градоначальнику Балку:

- Нужны пулемёты на крышах. И передайте городовым, что если будут стрелять в народ решительно, я обещаю им по 70 рублей суточных помимо жалованья, а в случае их гибели семья получит по 3 тысячи сразу.14

И ведь заметим – в этом конкретном случае царский чиновник говорил вовсе не «от балды», как на каком-нибудь очередном заседании или совещании; в тот момент решалась и его личная судьба. Не дай Бог, городовые не остановят этот самый народ и он ворвётся в кабинет Протопопова – пощады не жди, разорвут! Так что надо выкупать свою жизнь, пока не поздно – из расчёта по 3 тысячи рублей на каждого городового, погибшего при защите министра.