Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литвак.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
67.76 Кб
Скачать

Литвак алексей григорьевич

 

Пути развития отечественной тифлoпсихологии

 

Одной из центральных в психологической науке выла и оста­ется проблема управления психическим развитием. Нацеленность на практическое овладение поведением человека, а не только его теоретическое объяснение, является руководящий принципом марксистской психологии (К.Н. Корнилов).

Нa современном этапе развития социалистического общества и советской психологической науки имеются реальные возможности для "научного устроения... внутренней жизни человека" (А.Н. Леонтьев). Но реализация этих возможностей, наталкивающаяся ча­сто на серьезные трудности в обычных условиях развития психики, существенно усложняется, когда психологи и педагоги начинают заниматься устроением внутренней жизни человека, имеющего суще­ственные отклонения от нормы - сенсорную иль интеллектуальную недостаточность, а тем более комбинированный дефект.

Поэтому перед общей психологией и ее отраслями, в частно­сти перед тифлопсихологией, по-прежнему стоит и сохраняет актуальность задача, подчеркнутая в постановлении ЦК КПСС "Об ос­новных направлениях деятельности Академии педагогических наук СССР", где прямо указано на необходимость "изучения определяющих условий и основных закономерностей формирования личности" и в том числе необходимость "изучения причин отклонения от нор­мального физического и психического развития и возможных путей их предупреждения и исправления".

Решение поставленных задач идет по двум взаимосвязанным и взаимообусловленным направлениям - путем дальнейшего проведения конкретных исследовании я накопления экспериментальных данных и путем разработки философских, методологических и теоретических проблем в психологии. Последнее, как указывается в постановле­нии ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве", является основной задачей. Это положение развивается в "Резолюции IV съезда Общества психологов при АПН СССР": "Дальнейшее развитие психологической науки требует резкого усиления внимания к теоретическим, фундаментальным проблемам психологии. Наметившееся отставание теоретических исследований от эмпирической экспери­ментальной работы может сказаться отрицательно на дальнейшем развитии как общей психологии, так и прикладных отраслей психологической науки".

Сказанное имеет непосредственное отношение и к тифлопсихологии, поскольку ее развитие достигло уже того уровня, на котором возможно продуктивно заниматься изучением проблемы управления формирования и развития личности слепых и слабовидящих, но это изучение, как показал А.И. Зотов, еще наталкивается на серьезные теоретические и методологические трудности.

Трудности теоретического и методологического характера обусловлены прежде всего имевшим на протяжении многих лет место отрывом тифлопсихологии от общей психологии, неразработанностью ряда разделов психологии слепых и слабовидящих (в первую оче­редь - психологии личности слепого и слабовидящего), эмпирическим характером большинства тифлопсихологических исследовании, отсутствием работ по истории и теории тифлопсихологии.

Преодоление несоответствия между теорией тифлопсихологии и конкретными исследованиями, ликвидация отставания в разработке методологических и теоретических проблем от экспериментального изучения психики лиц с дефектами зрения является, таким образом, одной из важнейших задач современного этапа развития тифлопсихологии. Начало этому уже положено в работах М.И. Земцовой, А.И. Зотова, Ю.А. Кулагина и др. Это обстоятельство было отмечено в "Резолюции IV съезда Общества психологов при АПН СССР", где подчеркивалось, что "в области специальной психологии... происходит интенсивное обобщение обширного эксперимен­тального материала, накопленного за ряд лет... Развертывается разработка общих теоретических вопросов специальной психологии в целом".

Однако разработка методологических и теоретических проблем тифлопсихологии и анализ истории ее развития настоятельно требуют дальнейшего углубления, что и явилось причиной появления этой работы.

Приступая к работе над диссертацией, автор исходил из то­го, что в советской тифлопсихологии из года в год накапливается все больше и больше фактического материала, раскрывающего закономерности психического развития при глубоких нарушениях функ­ций зрения. Но, к сожалению, этот материал еще недостаточно обобщен теоретически, что препятствует разработке системы рекомендаций для практики обучения, воспитания и организации трудовой деятельности лиц с дефектами зрения. Попытка систематизации на­копленного в тифлопсихологии экспериментального материала, пред­принятая автором в "Очерках психологии слепых и слабовидящих", показала необходимость специального анализа методологических, гносеологических и теоретических проблем тифлопсихологии, при­чем такого анализа, при котором эти проблемы рассматривались бы в историческом плане.

Теоретический анализ позволяет не только оценить и соответствующим образом интерпретировать имеющийся конкретный материал, но и наметить дальнейшие пути развития исследовании, конечной целью которых должно быть "построение теории, способной стать основой управления психическими актами людей в процессе обучения, труда, общения" (М.Г. Ярошевский).

Не менее важным для развития тифлопсихологии представляет­ся и исторический анализ хода развития науки, ее основных методологических и теоретических проблем, так как он может стать основой для глубокой и детальной разработки истории отечествен­ной тифлопсихологии, раскрыв внутреннюю логику процесса разви­тия науки. Последнее необходимо, как показали работы Е.А. Будиловой, С.Л. Рубинштейна, М.Г. Ярошевского и др., еще и по­тому, что исторический анализ методологических и теоретических проблем создает возможность для выделения наиболее актуальных вопросов, требующих безотлагательного разрешения, для прогнозирования развития науки и имеет "методологическое значение для современной научной теории, позволяя ей располагать всем богат­ством накопленных знаний" (Е.А. Будилова).

Вопросы истории и теории психологической науки и ее отрас­лей актуальны сейчас как никогда ранее, что было подчеркнуто на заседании Проблемного совета по истории и теории развития психо­логии (31 мая - I июня 1973 г.). Там же особо акцентировалась неразрывная связь исторических и теоретических исследований, поскольку важнейшим аспектом теоретического исследования явля­ется генетический подход (Л.И. Анцыферова). С другой стороны, историческое исследование неизбежно превращается в теоретиче­ское, так как в нем осуществляется не только констатация, но и интерпретация событий, их причинное объяснение (М.Г. Ярошевский).

Теоретический и исторический анализ развития тифлопсихологии немыслим без выделения и анализа основных категорий, отражающих общие закономерности психики, проявляющиеся как при нормальном, так и нарушенном зрении (такими категориями в диссертации являются категории отражения, активности, чувственного образа), к категории, раскрывающие специфику психического развития; при сужении сенсорной сферы (дефект, компенсация). Разумеется, упомянутые категории далеко не исчерпывают того категориального аппарата, который используется в тифлопсихологии и образует, по Ярошевскому, категориальную сеть, захватывающую объекты психоло­гического исследования. Выбор данных категорий обусловлен тем, что они, с одной стороны, характеризуют наиболее общие законо­мерности, проявляющиеся как у лиц с нормальным, так и нарушен­ным зрением (отражение, активность, образ), а с другой - позво­ляют раскрыть сущность специфического развития психики при су­жении сенсорной сферы (дефект, компенсация).

Анализ категориального аппарата является в высшей степени эффективным и перспективным методом изучения логики развития науки, что подтверждается работами М.С. Роговина (1968), Д.И. Дубровского (1971), М.Г. Ярошевского (1971), Е.А. будиловой (1972), и использование его в данной работе прежде всего было направлено на преодоление имеющего место в тифлопсихологий феноменологического подхода и описания явлений и перехода хотя бы в первом приближении к установлению существенных и отвлеченных характеристик психического (М.С. Роговин) при сужении сферы чувственного познания - тотальных или парциальных нарушениях зрительных функций.

Сказанное обосновывает определение и постановку задач, решавшихся в ходе работы над диссертацией. К ним относятся

1.                  Выделение узловых методологических и теоретических проблем.

2.                  Анализ логики развития русской и советской тифлопсихологии и ее основных направлений.

3.                  Периодизация истории отечественной тифлопсихологии и выявление ее связи с общим ходом развития психологической науки.

4.                  Постановка перспективных для дальнейшего развития тифлопсихологии вопросов.

Указанные задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех разделов, объединяющих семь глав, а заключения. Во введении рассматривается проблема исследования, задачи исследования и обосновывается их постановка. Первый раз­дел (1-3 главы) посвящен методологическим проблемам тифлопсихологии, второй (4-5 главы) - проблеме отражения при сужении сенсорной сферы и третий (6-7 главы) - теории компенса­ции отклонений в психическом развитии при глубоких нарушениях зрения.Каждый раздел начинается с исторического обзора и кри­тического анализа развития русской и советской тифлопсихологической мысли по каждой из упомянутых проблем, причем направле­ния, выделенные при анализе формирования методологических основ тифлопсихологии, прослеживаются и при рассмотрении более частных теоретических проблем, завершаются разделы изложением сов­ременных диалектико-материалистических взглядов по каждому из рассматриваемых вопросов и выдвижением гипотез о путях их даль­нейшего, более углубленного изучения. В заключении подводятся итоги исследования и намечается периодизация развития отечест­венной тифлопсихологии.