Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы Кузнецова.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
1.13 Mб
Скачать

57.Реальные и фикциональные события на телевизионном экране.

Следуя принципам постмодернизма, телевизионная культура отличается стилистической и исторической эклектичностью. Постмодернистическое отрицание слова в пользу образа, разума в пользу эмоционального импульса, смысла в пользу развлечения — все это характеризует данный жанр. Зритель открывает себя потоку бессвязных образов, наблюдая лишь за внешним и поверхностным — за всем, что типично для постмодернизма.

Философы постмодернизма утверждают, что истина — это своего рода фикция. Именно потому постмодернистические художники стремятся разрушить грань между искусством и реальностью. Такие теории могут показаться туманными, однако это хлеб и соль телевидения.

Грань между фикцией и реальностью, кроме того, методично стирается в новостях, где действительные события преобразуются в «телевизионные события дня». Ничто не является реальным, пока не появляется на телеэкране, — событие не привлекает широкого внимания, если его не осветили в новостях. И наоборот, каким бы тривиальным ни было событие, если его покажут по телевидению, это ему придаст невероятную значимость. Единственным критерием определения, достойна ли история быть показанной на телеэкране, является то, насколько зритель воспримет ее как нечто возбуждающее, волнующее. По телевизору жизнь преподносится как развлечение.

Грани между истиной и фикцией далее размываются жанром документальной драмы (англ. docudramd), когда берутся реальные события и перекраиваются для создания киносюжета. Как правило, это приводит не только к драматизации истории. Историю подают так, чтобы она была более развлекательной. У зрителя же складывается впечатление, что он узнал истину. Документальная драма о последних днях Мерилин Монро (а таковые фабриковались в большом количестве, каждый раз с новыми любовниками и интригами) утверждала, что у нее был роман с Робертом Кеннеди, однако в действительности нет никаких свидетельств этой связи. Документальная драма часто показывает сенсационные убийства и скандалы на сексуальной почве, создавая впечатление, что это и есть реальный мир.

Кроме того, у нас имеется «основанное на реальности» телевидение. Ток-шоу предлагают нам интервью с интересными людьми, например, с мазохистами или «усыновленными членами семьи, которые чувствуют сексуальное влечение к своим братьям или сестрам». На телевидении этих людей тепло принимают как хозяин шоу, так и аудитория, за исключением нескольких непривлекательных «критиков». Гости же выглядят самыми обыкновенными, нормальными людьми.

В другой телепрограмме, «основанной на фактах», камера следит за действиями полицейских или медиков, совершающих свое ночное дежурство. Все это еще более превращает реальность в шоу. Длина пленки со съемками полицейских, конечно, порядком усечена. Мы не видим, как полицейские целые часы проводят в патрульном автомобиле, как пишут отчеты, собирают улики и совершают пешие прогулки — то, что составляет их реальную работу. Все что мы видим, — это рейды, аресты и (если операторам повезет) избиение подозреваемых. Таким образом, «реальность» монтируется в соответствии с форматом телевизионных шоу!

Когда телевидение, «основанное на фактах», соединяет сыгранные актерами сцены с реальной съемкой, истина и фикция оказываются безнадежно перемешанными. Что же, в конце концов, правда, а что лишь спецэффект? Уловить разницу становится все труднее и труднее. Снимая материал о проблемах безопасности грузовиков General Motors, операторы NBC подложили в грузовики взрывчатку, чтобы вызвать взрыв. Выступая за правдивость рекламы и отстаивая права потребителей, которые нечестные международные корпорации пытаются всячески нарушить, они имитируют проблему безопасности, которую сами же пытаются решить.

Зрители склонны принимать все, что они смотрят по телевизору, за чистую монету. Разве не видели они своими собственными глазами взрыв грузовика? Преступление налицо, несмотря на напечатанный подзаголовок «драматическая реконструкция взрыва». Та актриса действительно выглядела как Мерилин Монро, а об этих Кеннеди вы и сами все знаете (из других документальных драм). Видя, как ЦРУ планирует ее смерть, невольно начинаешь думать, что, возможно, они действительно были с этим связаны. В конце концов, увиденному трудно не поверить. Но только не на телевидении. В классическом постмодернистическом духе, телевидение выдает лишь видимость фактов.

Как если бы нам недоставало постмодерна, современное телевидение сознательно имитирует авангардистские эксперименты постмодернистических авторов. Фактически, по телевидению можно увидеть ярчайшие и наиболее доступные примеры постмодернистической литературы.