Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен Этика все билеты кроме 17.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
241.98 Кб
Скачать
  1. Мораль и право.

Соотношение и взаимодействие морали и права — одна из классических тем практической философии, а также теории морали и права. К теоретическим достижениям отечественной этико-правовой мысли относятся разработка методологии сравнительного исследования морали и права (морально-правовой дуализм и редукционизм, этико-правовой синтез), определение и обоснование специфики моральной и правовой регуляции, психологическая и социологическая конкретизация моральных и правовых актов поведения, сравнительный анализ функций морали и права и т.д. Особенно большой вклад в развитие данной проблемы внесли такие философы и правоведы, как Б.Н. Чичерин, B.C. Соловьев В.Г. Щеглов, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий.

Чичерин, обосновывая различие между нравственностью и правом, указывал и на их тесную взаимосвязь, подчеркивая, что они «основываются на сознании абсолютных начал человеческой жизни». Эта взаимосвязь проявляется в союзах (семейном, гражданском, церковном и государственном), в которых человек выступает субъектом прав и обязанностей. Однако Чичерин был категорически против принудительной организации добра в эмпирическом мире, так как царство добра, утверждал он, «не от мира сего». Именно это и стало основанием его резкой полемики с Соловьевым по поводу идеи «всеобщей организации нравственности». Критикуя главный тезис Соловьева о праве как «обязательной реализации минимума добра», Чичерин отстаивал идею абсолютной автономии нравственного закона, являющуюся единственной гарантией невозможности подмены «внутренних решений совести принудительным общественным законом».

Соловьев. К безусловному достижению этико-правовой концепции Соловьева относится определение права как «низшего предела или минимума нравственности» и как «необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов —личной свободы и общего блага».

Щеглов подвергает критическому исследованию те направления философии права, которые исходят из принципа дуализма в отношении между нравственностью и правом, полагая такой подход следствием абсолютизации момента принуждения, присущего праву. Щеглов доказывает, что «принуждение не может составлять существенную черту права, олицетворяющего собой альтруистическую идею общего блага», ибо деятельность институтов государства и права вносит во все общественные отношения тот же альтруистический нравственный идеал, который должен проявляться и в личной жизни каждого. Принуждение сопровождает осуществление права только «в тех случаях, когда сталкиваются между собой интересы отдельных лиц, нарушаются границы свободы, обеспеченной правом всем гражданам».

Коркунов.

  • призваны служить мерилом оценки человеческих интересов, приводящим к различению добра и зла

  • нравственные устанавливают обязанности в отношении к самому себе

  • обязательность нравственных норм не обусловлена заинтересованностью других людей в их исполнении

  • дело внутреннего убеждения

  • право не оценивает, а разграничивает интересы частных лиц

  • юридические нормы определяют отношение к другим

  • соблюдение юридических норм обязательно только при условии наличия чужого интереса

  • дело внешнего соотношения прав и обязанностей

В основе его этико-правовой концепции лежит принцип различения двух основных видов норм: технических и этических. Если главным признаком технических норм служит непосредственное осуществление материальной цели, то этические нормы направлены на достижение общего интереса. Вследствие этого их отличительными признаками являются единство (единообразное понимание), универсальность (использование во всех случаях жизни) и императивность (обязательность требований, имеющих целью согласование личных и общих интересов). Коркунов подразделяет этические нормы на нравственные и юридические.

«Нравственные правила, — пишет Коркунов, — необходимо устанавливают различие добра и зла, нравственных и безнравственных Целей. Нравственные правила служат высшим руководящим началом всей нашей деятельности, Мерилом всех наших поступков». В нравственной оценке нельзя найти указание, как преодолеть конфликт интересов. Здесь не может быть безусловного подчинения интересов одного лица интересам другого; интересы каждого лица должны быть так или иначе разграничены.

Философия права начала XX в. существенно углубила и конкретизировала проблему соотношения права и нравственности, придав ей метафизическую основательность, социальную и психологическую конкретность. Теоретический потенциал исследования нравственности, столь

характерный для этико-правовых учений второй половины XIX в., был дополнен высокими философскими теориями, а также конкретным социально-психологическим анализом нравственности.

П.И. Новгородцев, основоположник отечественной школы естественного права. В своих работах он развивает идею «самостоятельности этического начала» и «самоочевидной абсолютности» нравственного сознания, переосмысливает естественное право в этическом ключе, определяя его как «совокупность нравственных представлений о праве», как «идеальное построение будущего и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических условий правообразования».

Петражицкий исходит из предпосылки, что специфическая природа явлений права и нравственности коренится в области не рационального, а эмоционального. Основное различие между правовой и нравственной психикой он связывает с коренным различием функций права и нравственности.

  • Нравственность: императивная функция, суть которой — в сознании своей обязанности, долга. При исполнении норм возникают благожелательные и благодарственные эмоции, при невыполнении нет оснований для злостно-мстительных реакций.

  • Право: атрибутивная, выражающая сознание своего права. При исполнении – эмоции не возникают, при неисполнении вступает в действие «одиозно-репрессивная тенденция правовой психики»

Этико-правовые изыскания Петражицкого ознаменовали собой существенный прорыв в области изучения психологических механизмов соотношения нравственности и права и тем самым вплотную подвели к созданию прикладной модели правовой этики. 3