Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уг проц.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
122.88 Кб
Скачать

2.2. Свидетельский иммунитет.

Прежде всего, обратимся к определению иммунитета (правового иммунитета).

Современное понятие «иммунитета» происходит от латин. Immunitas – освобождение от чего либо.

Чаще всего иммунитет определяется как «юридическое исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве».

Однако данное выше определение иммунитета не совсем точно, так как правовым иммунитетом могут обладать не только «лица, занимающие особое положение в государстве», но и иные субъекты (государство, граждане).

«Применительно к уголовно-процессуальному законодательству понятие «иммунитет», - подчеркивает В.И. Руднев, - может пониматься как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности: Это означает, что некоторые лица – депутаты, судьи, прокуроры, близкие родственники лица, привлекаемого к уголовной ответственности, могут иметь возможность не давать показаний, не привлекаться к ответственности» [15, с. 37]1.

По мнению отдельных исследователей (В.М. Быков, А.В. Орлов) свидетельский иммунитет является принципом уголовного судопроизводства [12, с.20.].

Итак, свидетельский иммунитет в уголовном процессе можно определить как:

- правовую привилегию, правовую неприкосновенность;

- институт защиты прав участников процесса;

- право конкретного лица (участника процесса).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяет свидетельским иммунитетом:

1) подозреваемый;

2) лица, которые в силу возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу, и давать о них показания. Для разрешения вопроса о способности лица правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания может назначаться и производиться амбулаторная экспертиза;

3) адвокаты, их стажеры, работники президиумов коллегий адвокатов, юридических консультаций – для получения каких-либо сведений, которые могут быть им известны в связи с оказанием юридической помощи при производстве по уголовному делу;

4) лица, которым сведения, относящиеся к данному уголовному делу, стали известны в связи с их участием в производстве по уголовному делу в качестве защитника, представителя, гражданского истца, гражданского ответчика. Участие в деле законных представителей подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего не исключает возможности допроса этих лиц в качестве свидетелей по другим обстоятельствам, имеющим значение для дела;

5) прокурор, следователь, дознаватель, секретарь судебного заседания – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по уголовному делу, а судья – в связи с обсуждением в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения;

6) священнослужитель – об обстоятельствах, известных ему из исповеди;

7) врач – без согласия лица, обратившегося за оказанием медицинской помощи, по обстоятельствам, составляющим предмет врачебной тайны;

8) лица, оказавшие конфиденциальную помощь в раскрытии преступления, – без их согласия и согласия соответствующего органа уголовного преследования [7, ст. 60].

Одним из важнейших прав свидетеля, гарантированным не только уголовно-процессуальным законом, но и на Конституционном уровне является право «не свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи и близких родственников» [7, п.1, ч.3, ст. 60].

Согласно ст. 27 Конституции никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников [6, ст. 27].

Как отмечает, О.Е. Кутафин, «конституционное право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников одновременно выступает гарантией права на достоинство, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны».

К сожалению, в законодательстве нет единого (совпадающего) перечня лиц, которых следует относить к членам семьи или близким родственникам. Поэтому, видимо, необходимо в рамках отраслевого законодательства при разрешении споров в каждом конкретном случае руководствоваться содержащимися в нем соответствующими предписаниями.

Перечень членов семьи и близких родственников лица, совершившего преступление, которые вправе не давать показания или объяснения в рамках уголовного дела, определен в п. 1, 53 ст. 6 УПК. Ими являются:

- «близкие родственники - родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого либо лица, совершившего общественно опасное деяние»

- «члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно с участником уголовного процесса и ведущие с ним общее хозяйство».

Наличие гарантии против принуждения давать показания и объяснения не означает запрет на их дачу. Если лицо (член семьи, близкий родственник) добровольно желает дать показания, то законодательные ограничения на этот счет являются неконституционными1.

Именно к такому выводу пришел Конституционный Суд в своем Заключении от 23 июля 2008г. [9], рассматривая вопрос о конституционности п. 3 части второй ст. 66 УПК, где ранее был установлен запрет (даже при наличии согласия) допрашивать в качестве свидетелей близких родственников и членов семьи лица, совершившего преступление. Существовавшая в ст. 66 УПК норма ограничила, с одной стороны, право свидетелей давать показания, а с другой – и права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту по той причине, что близкие родственники, члены семьи могли сообщить известные им факты, включая и оправдывающие лицо либо смягчающие его ответственность [9, ст. 66].

Таким образом, «не свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи и близких родственников» – это право, а не обязанность свидетеля.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]