Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конспект по семейной.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
160.26 Кб
Скачать

Раздел 1. Семейная педагогика в системе наук.

Тема 1. История института семьи и современные тенденции в развитии семейных отношений.

Большая часть населения современной России объединена в семьи; семья – наиболее древнее из социальных объединений людей, которое остается востребованным и жизнеспособным несмотря на все трансформации в ходе истории человеческого сообщества. Основным критерием дифференциации семьи от «не-семьи» является совместное проживание и ведение совместного хозяйства. Именно этот признак принят обществом для спецификации семьи как социального института, который, хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, вместе с тем сохраняет известную стабильность структурно-функциональных характеристик семьи. В русском языке слово «семья» изначально обозначало весь круг родственников с домочадцами и слугами, проживающими вместе, и лишь с 14 в. оно стало использоваться в более узком, специфическом смысле. Итак, основными характеристиками семьи являются:

  • брачные и кровнородственные связи между членами семьи;

  • совместное проживание;

  • совместное ведение хозяйства или общий семейный бюджет.

История института семьи.

Можно выделить определенные этапы в развитии брачно-семейных отношений в истории человечества.

Промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, соци­ально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества.

Эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями.

Экзогамия — социально регулируемая форма отношений между пола­ми с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками. Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно-историческому типу жизни, а также вытеснения инстинктивно-биологических механизмов регуляции поведения человека и замены их социальными регуляторами (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин). Важным фактором закрепления экзогамных отношений стало рождение жизнеспособного потомства в тех племенах, где практиковались жесткие социальные табу.

На основе экзогамии возникла первая форма брака — групповой дуально-родовой брак. В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Субъектом полноправной хозяйственной деятельности, обеспечивающей выживание членов рода, по-прежнему являлся весь род. Воспитание детей также осуществлялось всем родом. Парный брак, пришедший на смену групповому, уже предполагал избирательность и длительность отношений между мужчиной и женщиной рода. Первоначально основой парного брака выступают лишь сексуальные отношения и личная привязанность партнеров. Функции ведения хозяйства и воспитания детей реализуются родовым субъектом, а не супружеской парой. Родство определяется по материнской линии в силу того, что установление биологического отцовства оказывается затруднено. Матриархат как способ организации кровно-родственных отношений в этой ситуации более целесообразен для выполнения важнейшей функции продолжения рода.

По мере развития земледелия и роста производительности труда дальнейшее становление семьи происходит в направлении укрепления ее хозяйственной самостоятельности. Возможности родителей самостоятельно прокормить и воспитать детей, возрастание стабильности сексуальных отношений, цементируемых и общими хозяйственными интересами супругов, привели к возникновению моногамной (единобрачной) семьи. Половой диморфизм обусловил усиление роли мужчины как кормильца семьи и возрастание ответственности женщины за воспитание детей. Стабильность брачных отношений обеспечила надежность установления отцовства. Патриархат как форма организации родственных отношений по отцовской линии закономерно пришел на смену матриархальным отношениям, знаменуя поворот к установлению отношений неравенства супругов по типу доминирования — подчинения матери (жены) и главенства отца (мужа) в семье. Развитие отношений частной собственности привело к закреплению моногамной патриархальной семьи как формы регуляции брачно-семейных отношений, наиболее точно отвечающей социальной организации общества. В рамках патриархальных отношений существуют два типа семьи — моногамная (единобрачная: один муж — одна жена) и полигамная (один муж — несколько жен). Полигамия (многоженство) в настоящее время существует в ограниченном числе стран, в основном мусульманских, где религия регламентирует число жен в семье принципом — «иметь столько жен, сколько может прокормить муж». Истории известен и полиандрический (полиандрия — многомужество) тип семьи, «ядро» которой — женщина занимает более высокое положение, чем ее мужья.

Согласно традиционной точке зрения трансформация структуры и типа семьи происходит при переходе от феодального к буржуазному обществу и связана с индустриальной революцией, процессами миграции населения из сельской местности в города и возникновением индивидуального родительства как важнейшего канала социализации подрастающего поколения. Следствие этих процессов — переход от расширенных «многоядерных» патриархальных семейных групп к малым нуклеарным семьям. В ходе дальнейшей индустриализации и урбанизации происходит увеличение периода социализации нового поколения и утверждение за семьей статуса института первичной социализации. «Современная» семья, зародившаяся на рубеже XIX—XX вв., обладает рядом специфических особенностей, отражающих общие закономерности и достижения прогрессивного развития общества. Одно из очевидных изменений в современной семье связано с изменением в социальном статусе женщины — выраженное стремление «состояться» профессионально и сделать карьеру. Из этого вытекают последующие изменения, касающиеся непосредственно семьи.

Уравнивание прав полов ведет к изменениям матримониального поведения и элементов ухаживания. Институт сватовства заменен браком по собственному выбору. При этом могут игнорироваться социальные и экономические интересы родительской семьи; молодожены в меньшей степени ориентированы на родительское согласие; брачный выбор становится результатом решения пары, а не родительского, следовательно, этот выбор может быть недостаточно взвешенным и обдуманным.

В силу экономической независимости, которую обрела женщина в XX в., изменился ее статус в семье, и структура семьи стала двух либо одновершинной, но роль главы снова, как во времена матриархата, занимает женщина. Таким образом, мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму.

Женщина все меньше времени уделяет семье и воспитанию ребенка; репродукция ставится в подчиненное положение относительно карьеры. Отсюда следует, что показатели детности современной семьи и численности населения индустриальных стран неуклонно снижаются.

Функции воспитания постепенно передаются другим лицам — либо няне и гувернантке, либо государству. В случае передачи этих функций государству, как это было в советский период в России, вместо индивидуальной опеки и непрестанной заботы «посвященного со-человека» детей воспитывают в безликих, неиндивидуализированных отношениях государственные служащие. Эта замена опеки матери опекой государства наиболее трагично влияет на психическое развитие ребенка, вызывая необратимые симптомы скрытой или явной материнской депривации.

В течение XX в. произошло разделение трех составляющих, ранее существовавших слитно в моногамной семье, — брака, сексуальности и репродукции (репродукция — поведение, связанное с рождением детей) (Голод И. С, 1998). Если вплоть до конца XIX в. в случае брака практически однозначно предполагалось рождение детей и детными являлись подавляющее большинство семей, то с середины XX в. брак отделился от репродуктивной функции: увеличилось количество браков, в которых супруги по убеждению не имеют детей. С другой стороны, постоянно повышается число внебрачных рождений и так называемых материнских семей, где незамужняя женщина рожает и воспитывает ребенка. Таким образом, явно усматривается тенденция к отделению брака от репродуктивного поведения. Что касается сексуальности, то она и ранее была достаточно отделенной от брака в связи с существованием институтов экзогамии, но тогда сексуальная связь вне брака осуждалась и обществом, и церковью. Теперь наблюдается достаточно свободная сексуальная жизнь как у мужчин, так и у женщин. Отчасти автономизация сексуальности от брака произошла в результате применения контрацептивов и программ планирования семьи, тесно связанных с дви­жением женской эмансипации.

Практически присущим браку стал феномен развода. Неуклонный рост числа разводов, особенно в индустриальных странах, свидетельствует о том, что более чем у половины вступивших в брак (51 %) наступает период во взаимоотношениях, когда они становятся ненужными друг другу, отягощающими или разрушающими быт, и принимается решение о разрыве отношений. Причем современная тенденция такова, что инициатором развода чаще становится женщина, а вероятность развода для каждого последующего брака увеличивается.