Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Будущая политическая карта Восточной Азии.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
237.11 Кб
Скачать

Северо-Восточная Азия: на пути к китаецентризму

В Северо-Восточной Азии будут превалировать объединительные тенденции.  В результате Корея станет единым государством. По мере сужения спектра возможностей КНДР, как на международной арене, так и в проведении необходимых экономических реформ, Пхеньян будет все ощутимее проигрывать историческое соревнование с Сеулом. В таких условиях объединение произойдет без обвальных, заведомо деструктивных последствий для региональной стабильности.  Одновременно можно ожидать роста влияния Китая на объединенную Корею. Пекин вряд ли откажется от соблазна конвертировать наработанные связи как с Пхеньяном, так и с Сеулом, в геополитические и геоэкономические дивиденды в расчете на долгосрочную стратегическую перспективу.  Тайвань станет частью Китая. Залогом этого служит усиление комплексной взаимозависимости острова и материка, что со временем превратится в «ассиметричную зависимость». В результате проблема будет решена на условиях Пекина, причем мирным путем. Аналогичным образом будет решена и проблема Тибета, ключевую роль в этом сыграет продуманная экономическая и миграционная политика китайских властей.  Морские территориальные споры, в частности, из-за островов Сенкаку, будут решены в интересах Китая. Вместе с тем оснований ожидать, что Китай пересмотрит параметры урегулирования споров на своих сухопутных границах, объективно немного.  Параллельно с этим Китай активизирует развитие своих военно-морских программ и выйдет не только за «первую», но и за «вторую» цепь островов. Следовательно, ВМС объединенного китайского государства будут контролировать основные судоходные пути и стратегически важные проливы Желтого и Восточно-Китайского морей.  

Юго-Восточная Азия: ответы на вызов этнонационализма

В Юго-Восточной Азии может наступить фрагментация существующих в настоящее время государств, что в первую очередь будет определяться фактором этнонационализма. Территориями, где возможно образование новых государств, могут стать:

  • Юг Таиланда и Филиппин, где местные мусульманские общины могут создать независимое государство, если власти продолжат политику игнорирования экономических требований проживающих там людей и решения вопроса военными средствами;

  • Мьянма, где при сохранении нынешних тенденций национальный вопрос будет далек от разрешения вследствие неготовности центральных властей развивать институты представительного правления в национальных окраинах и расширять полномочия местных органов законодательной и исполнительной власти (наиболее вероятный кандидат на отделение – Качинская область).Непростым будет оставаться национальный вопрос и в Индонезии и Малайзии. В первом случае не исключены отдельные рецидивы насилия в провинции Аче и на территории Западного Ириана. Во втором – сохранятся противоречия между малайской, китайской и индийской общинами. Однако до образования новых государств дело все же не дойдет. Залогом этого в Индонезии послужат реформы, нацеленные на купирование остроты накопившихся проблем, а в Малайзии, помимо собственно реформ, ключевым фактором удержания ситуации в контролируемом русле выступит развитие инновационных секторов экономики. Такой ход событий потребует от АСЕАН задействовать наднациональные механизмы предотвращения эскалации внутренних проблем входящих в нее стран. Соответственно, логично ожидать, что АСЕАН будет вынуждена изменить свои основополагающие принципы сотрудничества на международной арене – прежде всего, пересмотреть тезис о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Территориальные споры в Южно-Китайском море имеют все шансы быть урегулированными по китайскому сценарию, так как влияние американского фактора на эволюцию проблемы со временем снизится. В итоге эта акватория может де-факто превратиться во «внутренние воды» Китая. Острота остальных территориальных конфликтов будет со временем затухать.