Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Новикова А.А. - АДД. Экранная интерпретация реа...rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
405.89 Кб
Скачать

Глава 4 «Оппозиция “мы – они” в телеэкранной реальности» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «Классификация современных телепрограмм с точки зрения специфики коммуникации “мы - они”» обосновывается правомерность анализа телевизионных программ с точки зрения того, какой тип взаимоотношений «мы - они» предлагается в них зрителям как образец поведения в обществе. В качестве теоретической основы в работе использованы, с одной стороны, классификация Н.А. Хренова, предлагающая разделять эти отношения по типу конфликта на состязание, диалог и игру, а с другой стороны, классификация А.В.Шипилова21. По мнению последнего, фундаментальное социально-психологическое противопоставление «мы – они» постоянно претерпевает изменения. Современное общество находится в начале пути от доминирования оппозиции «свои – чужие» к господству оппозиции «высшие – низшие». Смена доминант, обусловленная сложными общественно-политическими процессами, всегда интерпретировалась культурой и искусством. На примере истории зрелищных искусств тоже прослеживается динамика этих противопоставлений. Зрелища, утверждающие правоту «своих» и враждебность «чужих», сменялись зрелищами, представлявшими собой попытку понять «другого» и вступить с ним в диалог22.

В современном телеэфире, на наш взгляд, присутствует еще и новый тип конфликта, включающий в себя игру как составляющую. Этот тип мы, вслед за С.А. Кравченко, который говорит об «играизации общества»23, назовем геймеризационным, понимая под геймеризацией (как и под играизацией) «внедрение принципов игры, эвристических элементов в прагматические жизненные стратегии, что позволяет индивидам посредством саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли, адаптироваться к неравновесности»24. Поскольку находящиеся в состоянии дезинтеграции общества, их идеологии, ценности, иерархии, границы, стили жизни нуждаются в формировании механизмов адаптации к вызовам современности, количество геймеризационных передач в телеэфире (в частности, в отечественном) неуклонно растет.

Во втором параграфе «“Свои – чужие” и “высшие - низшие”в экранной реальности теленовостей» анализируется экранная реальность, предлагаемая зрителям итоговых вечерних выпусков телевизионных новостей трех ведущих национальных телеканалов: Первого канала, России-1 и НТВ. Контент-анализ показывает, что в роли «своих» выступают преимущественно чиновники и представители силовых структур, а в роли «чужих» - преступники разных национальностей и социального статуса (от террористов до чиновников-взяточников). «Высшими» в контексте сюжетов новостей оказываются президент, премьер министр и их окружение, то есть «высшие» и «свои» практически сливаются. «Низшими» же, как правило, оказывается толпа (не важно, бунтующая или не проявляющая инициативы). Причем отдельный человек из толпы появляется в исключительных случаях, обычно, если он становится жертвой. Качественный анализ сюжетов новостей показывает, что в экранной реальности теленовостей доминируют ценности официальной идеологии. Эти реальности практически идентичны на Первом канале и России-1 и незначительно отличаются на канале НТВ (где «высшие» не всегда подаются как «свои», а «низшие» иногда оказываются несогласными).

В третьем параграфе «“Другие” в экранной реальности публицистических телепрограмм» анализируется ряд популярных (имеющих высокие рейтинги) публицистических программ тех же каналов (Первого, России-1 и НТВ). На примере специальных репортажей, общественно-политических ток-шоу и специальных проектов мы рассматриваем, насколько экранная реальность программ различных форматов в рамках одного канала не противоречит друг другу. Из анализа следует, что в специальных репортажах значительно возрастает роль журналиста, его индивидуальной картины мира и картины мира журналистов как социальной страты, традиционно выступающей посредником между «высшими» и «низшими». В специальных репортажах в роли «своего» и «чужого», «высшего» и «низшего» могут оказаться люди, имеющие разный социальный статус. Так, в программе «Человек и закон» (Первый канал) «своим» всегда является служитель правосудия (если только он не «оборотень в погонах») и идентифицирующий себя с ним журналист, а «чужим» - преступник. В репортажах канала НТВ, напротив, преступник может оказаться для зрителя «своим» (так как он человека из народа, ставший преступником в силу сложившихся обстоятельств), а «чужим» - служитель закона, формально соблюдающий правила и воспринимающий людей с точки зрения «высший – низший» (где «высший» – чиновник, а «низший» – человек из народа). В специальных репортажах канала Россия-1 характер оппозиции более всего зависит от личности корреспондента. Там, как и на канале НТВ, встречаются попытки рассказать о «чужом» как о «другом» (понять его и вступить с ним в диалог).

В целом программ, авторы которых ставят перед собой задачу понять «другого», в отечественном эфире не много. К этой категории, например, относятся специальные репортажи А. Лошака, которые также проанализированы в этом параграфе.

В четвертом параграфе «Игровые и геймеризационные телепрограммы как форма контакта “я - другой”» рассматривается иной вариант коммуникации с «другим», который предлагают различного рода игровые программы. В их драматургию, независимо от формата, заложен элемент игры, позволяющий действовать от имени «я», не идентифицировать себя ни с каким иным «мы», кроме команды. В игре человек предстает как «я», вступающее в игровое взаимодействие с «другим». Игра снимает социальные конфликты, уводит человека от реальности, окуная его в реальность игры, происходящей в особом игровом пространстве и протекающей в игровом времени. Это мы можем наблюдать на примере многочисленных игровых программ различных типов.

Примером геймеризации жизни через игровые программы становятся ток-шоу, в ходе которых имитируется диалог между «я» и «они». Несмотря на то, что в США, откуда ток-шоу пришло в Россию, оно родилось как максимально удобный формат для диалога между разными «другими», где каждый может высказать свое мнение, у нас ток-шоу претерпело существенные изменения. Ведущий и его звездные гости или политики – почти всегда в роли «высших» («высшие» могут быть «своими» и «чужими», но они всегда остаются «высшими»), а зрители в студии – в роли «низших», которым отведена роль статистов или чудаков. Это наблюдение в работе подтверждено примерами из популярных ток-шоу: «НТВ-шники» (НТВ), «Пусть говорят» (Первый канал), «Прямой эфир» (Россия-1).

Другим примером геймеризационных программ мы считаем передачи, сделанные в стиле сайнстейнмента, калчертейнмента и др. Превращая в зрелище научные открытия и достижения высокого искусства, их создатели выполняют определенную социальную миссию. Они помогают обществу и культуре адаптироваться к вызовам современности, среди которых необходимость существования человека в поликультурной среде, неизбежность формирования новой электронной культуры.

Каждая глава исследования завершается краткими выводами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, которые базируются на результатах, полученных при доказательстве нашей гипотезы. Основная идея этой гипотезы сводится к тому, что специфическая интерпретация реальности телевидением обусловлена несколькими факторами: во-первых, экранностью, благодаря которой телевидение оказывается в ряду экранных искусств, во-вторых, постоянно меняющимися технологиями и условиями производства телепрограмм, в-третьих, социкультурной ситуацией в обществе и господствующей идеологией.

Решение поставленных в диссертационном исследовании задач позволило достичь цели исследования. В частности, в работе дано определение понятия «телевизионная реальность»; выявлена ее специфика на примере отечественного телевидения; обосновано определяющее влияние идеологии постмодернизма на формирование телереальности; охарактеризованы основные типы телезрелищ с позиций их формата; проанализированы социокультурые последствия использования мифов при интерпретации реальности средствами телевидения; сопоставлены ценности, пропагандируемые наиболее рейтинговыми программами различных каналов; выявлены и классифицированы предлагаемые этими программами обществу модели взаимоотношений «мы – они»; рассмотрены перспективы телевидения как инструмента управления обществом в условиях глобализации, цифровизации телевидения, сегментации аудитории. Также в заключении отмечаются проблемы, требующие дальнейшей научной разработки.

В списке литературы приведены монографии, статьи, коллективные работы исследователей, на положения и выводы которых мы опирались в данной работе.

В приложениях представлены результаты контент-анализа телевизионных материалов, приведены расшифровки эфирных материалов, проанализированных в диссертации, продемонстрирована методика их исследования.

Основные положения диссертации и полученные научные результаты содержатся в перечисленных ниже работах, совпадающих по проблематике с темой исследования.