Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_imo.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
683.52 Кб
Скачать
  1. Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения

1. Новые угрозы и вызовы в сфере безопасности, неурегулированность региональных конфликтов, проявившаяся в последние годы тенденция возрастания фактора силы в мировых делах оказала неблагоприятное воздействие на динамику разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения. Возрос дефицит предсказуемости в сфере международной безопасности. Повышается опасность вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств под предлогом решения задач нераспространения ОМУ. Создаются предпосылки для того, чтобы оправдать понижение “порога” применения ядерного оружия.

Эти негативные тенденции, а также отрицательное отношение США к многосторонним юридически обязывающим инструментам в сфере разоружения привели к тому, что в последние годы разоруженческий процесс отодвинут на второй план. Почти десятилетие бездействует Конференция по разоружению, очевидна стагнация в работе Комиссии ООН по разоружению.

Начинают в реальном военном строительстве проявляться последствия выхода США из Договора по противоракетной обороне (ПРО). Они приступили к развертыванию глобальной системы ПРО. Построены две базы ракет-перехватчиков на Аляске и в Калифорнии. Планируется создание третьей такой базы в Восточной Европе. Американцы втягивают некоторых европейских партнеров по НАТО в развертывание эшелонированной ПРО в Европе в качестве интегрированной части своей глобальной системы ПРО.

Появление европейской противоракетной базы США означало бы существенную реконфигурацию американского военного присутствия в Европе, придание американским вооруженным силам в этом регионе стратегического компонента, способного негативно сказаться на ядерном потенциале сдерживания Российской Федерации.

Новая американская космическая стратегия закрепляет за США возможность размещать оружие в космосе, что может спровоцировать гонку космических вооружений. Китай уже провел испытание противоспутникового оружия, продемонстрировав возможность борьбы с космическими аппаратами. Пока не удается запустить выработку международной договоренности о неразмещении оружия в космосе.

До сих пор не определены перспективы будущих российско-американских договоренностей в области стратегических наступательных вооружений (СНВ). Срок действующего Договора о СНВ истекает 5 декабря 2009 года. Позиция США против новых юридических обязательств в этой области по-прежнему сдерживает работу по данной тематике.

Озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся вокруг Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Ракеты этих двух классов были уничтожены в соответствии с Договором еще в 1991 году, но с тех пор этому международно-правовому акту так и не было придано универсального характера. Более того, все большее число государств, в том числе расположенных вблизи наших границ, разрабатывают и берут такие ракеты на вооружение. В этих условиях необходимо задуматься об обеспечении нашей собственной безопасности.

“Завис” Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), в первую очередь из-за отказа США его ратифицировать.

Отложено “в долгий ящик” вступление в силу адаптированного Договора о вооруженных силах в Европе в связи с неготовностью членов НАТО ратифицировать его под надуманным предлогом “невыполнения” Россией т.н. стамбульских обязательств по Грузии и Молдавии.

2. Хотя гонка ядерных вооружений периода “холодной войны” закончилась, развитие ядерных потенциалов мировых держав продолжается. Существующие механизмы разоружения и нераспространения не приспособлены для эффективного реагирования на новые вызовы международной безопасности, включая возможную смычку оружия массового уничтожения и терроризма. Происходит распространение технологий, чувствительных с точки зрения создания ядерного оружия.

Серьезным испытаниям подвергается режим Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). КНДР вышла из этого соглашения и провела ядерное испытание. Остаются вопросы в отношении выполнения своих обязательств Ираном. Вне ДНЯО по-прежнему остаются Индия и Пакистан, которые провозгласили свой “ядерный статус”. Не подтверждает, но и не опровергает факт обладания ядерным оружием Израиль.

Другие страны также начинают раздумывать о ядерном потенциале как о факторе повышения своего международного и регионального статуса. Уже сегодня, по мнению Гендиректора МАГАТЭ М.Эль-Барадея, существует около 30 стран, обладающих потенциалом создания ядерного оружия.

Не получается добиться универсализации Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), а также Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). Большая группа стран обусловливает свое присоединение к этим Конвенциям присоединением Израиля к ДНЯО в качестве неядерного государства.

В ракетной области продолжают действовать лишь Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) и Гаагский кодекс поведения (ГКП) по предотвращению распространения баллистических ракет. Эти политические договоренности в силу ограниченности состава участников и недостаточной правовой базы пока не могут служить основой для решения проблемы ракетного распространения.

В то же время подавляющее большинство международного сообщества выступает за укрепление многосторонних основ разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ. Противодействовать новым вызовам и угрозам предлагаем на основе действующих договоров, несмотря на существующие в них изъяны. Российские инициативы в области предотвращения размещения оружия в космосе, международной информационной безопасности, разработки юридически обязывающей договоренности в области ракетного нераспространения получают все большую поддержку. За наши резолюции на ГА ООН по этим вопросам голосует подавляющее большинство государств и лишь США в одиночку выступают против.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]