Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юм.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
200.7 Кб
Скачать

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Бурятский Государственный Университет»

Исторический Факультет

Курсовая работа на тему:

«Ментальная география» Юма. «Впечатления» и «идеи», их источник и соотношение между ними»

Выполнил: студент 08490з гр.

Дашидондоков С.С.

Проверил: к. филос. н., доц.

Рандалова О.Ю.

Улан-Удэ – 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

§ 1. «Скептицизм» и «истинная» метафизика д.Юма: теоретико-познавательное направление………………………………………………………….

§ 2. «Ментальная география» и феноменологичекие дедукции д.Юма. «Впечатления» и «идеи» и их источники…………………………………………….

§ 3. Связи и соотношения между «впечатлениями» и «идеями»…………….

Заключение………………………………………………………………………

Введение

Актуальность данной темы обусловлена таким фактом, что Дэвид Юм сыграл по-своему уникальную роль в истории философской психологии XVIII века. Он подверг мощной критике наиболее слабые стороны традиционного учения о душе и в то же время предложил во многом революционные новации в философской психологии в целом. Эти новации открывали новые горизонты для философии и для психологии. Можно даже сказать, что Юм впервые показал возможность «истинной метафизики» (так он сам называл свое философское учение). В конце концов, не пользуясь популярностью на родине, в Германии Юм уже при жизни считался выдающимся философом (сам, однако, не испытав серьезного влияния со стороны немецкой философии, исключая Лейбница), и его сочинения, как свидетельствуют современники, были очень распротсранены. Юм видел себя посредником между «глубокой» и «легкой» философией (он был убежден, что только «легкий» философ может надеяться на жизнь в памяти грядущих поколений). В поисках упрощения своих рассуждений он обращался к обыденной терминологии.

В своем основном произведении – «Трактат о человеческой природе» (1739–40, рус. пер. 1966) – Юм рассчитывал на основе экспериментального метода, тщательно подобранных опытов и интроспекции смоделировать целостную систему природы человека. Ее основное содержание складывается из логики, объясняющей принципы и операции способности человека рассуждать, а также природу его идей; этики, касающейся внутренних чувств человека; учения о вкусе (критицизм – эстетика) и политики, рассматривающей людей как объединенных в общество и зависящих друг от друга. Будучи сторонником теории морального чувства Хатчесона, но не принимая его теологическую модель обоснования объективных стандартов добра и зла, Юм задумывал «Трактат» как тотальную критику рационализма не только в области естественной теологии, но и в общей теории познания, где демонстрируется несостоятельность разума в обосновании идей пространства и времени, общей идеи существования, материальной и духовной субстанции, понятий энергии, силы, причинности. В ведении разума остаются истины отношений, аналитические истины. Соответственно огромная сфера истин фактов становится вероятностным знанием и переходит под юрисдикцию веры (Belief). Ограничение значения разума в познании последовательно дополняется минимизацией его роли в морали: разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им.

Степень научной разработанности. Последние сто лет истории философии характеризуются повышенным интересом к теоретическому наследству Давида Юма. «...В наши теперешние годы о Юме и в особенности о «Трактате» пишут больше, чем когда-либо в прошлом»1, - говорил Норман Кемп Смит в торжественной речи 7 июля 1939 г. на философском симпозиуме в Эдинбурге, посвященном мировоззрению Юма. «Трактат» - это произведение гения»2 - утверждает Смит в своем исследовании на ту же тему. Еще М. Вундт в своем «Введении в философию» признавал, что начиная со второй половины XIX в. в западной философии начался своего рода «ренессанс Юма», связанный с деятельностью английских позитивистов, Маха и имманентов. Ныне, говоря об итогах этого «ренессанса», Д. Пассмор утверждает, что Юм оказался «открывателем новых путей мысли» и философом, который больше всех умеет выводить читателей из догматического равновесия ("the most exasperating of philosophers")3. Д. Пассмор пишет, что быть юмистом это значит «не считать никакую систему законченной, ничего - окончательным, кроме духа исследования». Противоречия философии Юма, по Пассмору, - всего лишь трудности беспрерывного движения вперед. Селби-Бигги пошел еще дальше, который утверждал даже, что легко найти у Юма все философские учения или же, выставляя одно утверждение против другого, - никакого вообще4.

Современный шотландский исследователь творчества Юма Энтони Флю, считая, что скепсис Юма пережил некоторую эволюцию, приходит к выводу, что скептицизм более зрелый и контролируемый. Иными словами, Флю истолковывает эволюцию юмова скептицизма в смысле его самоограничения5.

В. И. Ленин сделал свой вывод, что «агностик - чистый «позитивист»... современный позитивизм есть агностицизм»6, на основании тщательного изучения родства учения Юма и теорий махистов и неокантианцев. На это родство указывал и Плеханов, а до него буржуазные авторы, вроде В. Виндельбанда, И. Фолькельта и др. Но Ленин, в отличие от них, видел здесь не просто факт имманентного родства, но поучительную историко-философскую эволюцию, вызванную глубокими социально-экономическими причинами и приведшую к своеобразному идеологическому отрицанию: утрачивая прогрессивные функции в политике и идеологии, западноевропейская буржуазия начиная с середины XIX в. отказывается от онтологического системосозидания в философии и со все большей охотой возвращается к агностическим учениям. В отличие от Гегеля, усмотревшего в философии Юма лишь исходный пункт кантовской формы агностицизма, В. И. Ленин видел в ней и в учениях его последователей яркое отражение одной из сторон эволюции буржуазного и мелкобуржуазного сознания. Нежелание прогресса приводит к неверию в него, а последнее переходит в неверие в познавательные возможности человека вообще.

Основная цель данной работы заключается в выявлении особенностей «ментальной» географии Д.Юма.

Исходя из цели, мы определили основные задачи:

- рассмотреть основные понятия в «ментальной географии» Д.Юма, скептицизм и «истинную» метафизику;

- определить содержание понятий «впечатления» и «идеи» в философии Юма;

- выявить связи и соотношения между «впечатлениями» и «идеями».

Объектом данной работы выступает понятие «ментальной» географии, «впечатления» и «идеи», предметом является связь между «впечатлениями» и «идеями».

Роль Давида Юма в духовной жизни его времени была очень противоречива, что же касается влияния его на последующие течения собственно философской мысли, то оно было в большинстве случаев отрицательным. В. И. Ленин в труде «Материализм и эмпириокритицизм» писал о Юме как об одном из «крупнейших философов XVIII в., шедших по иному пути, чем Беркли»7, но, безусловно, в русле идеализма и метафизического образа мышления. В этом русле находились и родственные ему по духу философы XIX и XX вв.

Не разобравшись в философии Юма, нельзя ни правильно оценить ход истории английской философии XVIII—XX вв., ни точно ориентироваться в судьбах современного нам позитивизма, находящегося в состоянии глубокого кризиса, но отнюдь еще не угасшего. Нельзя забывать о том, что агностически-позитивистское мышление стоит ныне на вооружении антикоммунистической идеологии наравне с религиозной метафизикой и экзистенциалистской психологией. В этом отношении критический анализ юмизма в особенности актуален.