Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_po_Drevnerusskoy_ot_A_O_Shelemovoy.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
270.34 Кб
Скачать

9 «Слово о полку Игореве».

Начните с истории открытия и опубликования:

Русская средневековая книжность была представлена по преимуществу крупными сборниками разнообразных текстов. Один из таких сборников был обнаружен в конце 18 в. в библиотеке Спасско-Ярославского монастыря у архимандрита Иоиля Быковского коллекционером и издателем древнерусских памятников графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. Он привлёк к изучению рукописи – расшифровке древнерусского текста и переводу на современное «наречие» – археографов Николая Николаевича Бантыш-Каменского и Алексея Фёдоровича Малиновского. Они сделали рукописную копию текста «Слова» с переводом и примечаниями для Екатерины Великой (поэтому этот сохранившийся текст называется Екатерининской копией). Точно определить время создания копии затруднительно. Учёные колеблются, указывая разные годы – в промежутке от 1792 (предполагаемый год находки памятника) до начала 1796 (в конце этого года императрица скончалась). Рукописная копия была обнаружена в Государственном архиве среди черновых рукописей Екатерины в 1864 г. адъюнктом (впоследствии академиком) Петром Петровичем Пекарским.

В 1800 г. в Москве вышло первое печатное издание «Слова».

В 1812 г. во время московского пожара дом Мусина-Пушкина со всей его библиотекой сгорел. Погибла в пожаре и древняя книга, содержащая единственный оригинальный список «Слова о полку Игореве». Потеря единственного древнего текста является потерей необратимой, не возмещаемой никакими копиями, сколь бы не были эти копии совершенны. Да к тому же и копия и издание 1800 г. оказались весьма далёкими от совершенства, что и привело к возникновению множества проблем вокруг «Слова», которые дискутируются и доныне.

Одна их таких проблем – поиск автора «Слова». Версий – множество. Д.С. Лихачёв в своё время сказал, что нет нужды искать автора «Слова». Он был, он гениален, он просто Древний Поэт. Среди многочисленных гипотез есть и заслуживающие внимания (боярин Пётр Бориславич, по версии ак. Рыбакова; певец Ходына, по версии поэта Андрея Чернова), но в большинстве случаев (авторами называли даже самого князя Игоря, его племянника Святослава Рыльского, даже жену кн. Святослава Марию Васильковну, а вообще существует более полуста версий) все предположения объективных обоснований не имеют, поэтому лучше прислушаться к мнению Д.С. Лихачёва.

Жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве».

“Слово о полку Игореве” – уникальное явление древнерусской литературы в жанровом определении. В нём соединились различные течения древнего словесного искусства: книжная традиция (“слово”), песенное творчество (“песнь”), воинская повесть, восходящая к княжескому дружинному эпосу (“трудная повесть”). Самоё размышление автора о жанровой принадлежности произведения, отсутствие единого жанрового определения свидетельствует о его синкретической жанровой природе.

В художественном дискурсе «Слова» выявляются жанровые элементы торжественного красноречия, древнерусской воинской повести и героической песни.

Идейное содержание. Исследование идейной наполненности «Слова» предполагает широкий анализ проблем во всей представленной в памятнике совокупности проблем: в связи с эпохой, с политическими, идеологическими, публицистическими, философскими, морально-этическими взглядами автора, с его художественно-эстетическими принципами. В Слове рассказывается о неудачном походе дружины новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. Событие это – исторический факт, известный из летописей под 1185 годом. Древний поэт представил события на широком фоне древнерусской истории двух столетий, осмыслил и вынес своё суждение о половецкой опасности, о политике князей в эпоху феодального дробления Руси, о княжеских распрях, о понятии долга и чести в сложной обстановке русской общественно-социальной жизни конца XII столетия.

Композиция. Медленно и постепенно от поколения к поколению русских учёных раскрывалась архитектоника «Слова». Сначала увидели в нём вступление, главную часть и заключение. Затем в основном дискурсе рассмотрели 3 главы. Потом обнаружено было, что каждая глава членится на отдельные, неравнозначные по объёму, но – каждая – на логически законченные эпизоды. Структурной основой художественного дискурса является «логический круг» как основная форма завершённости мысли. «Логический круг» идейно и композиционно обрамляет «Слово», соответствуя основному формальному закону – завершённости и замкнутости сюжета. Каждый фрагмент текста представляет собой законченное целое по своему содержанию, но каждый и связан между собой накладывающимися друг на друга зачинами-концовками, будто звенья, скрепляясь последовательно одно с другим, образуют цепочку, соединяющую застёжкой начало и конец в замкнутый круг.

10.«Моление» Даниила Заточника. Это оригинальное произведение было написано на рубеже XII - XIII веков и примечательно прежде всего своей идейной направленностью и стилем. Известны две редакции памятника – Моление, адресованное князю Ярославу Всеволодовичу и Слово, адресованное князю Ярославу Владимировичу. До сих пор недостаточно выяснены вопросы о времени создания и взаимоотношении двух редакций, о личности автора. Последовательно изложенной коллизии в сочинении Даниила Заточника по существу нет: текст представляет собранные воедино афоризмы из самых разнообразных источников: Библии, сборников изречений, вроде “Пчелы” и “Физиолога”, фольклорных текстов. Но писатель расположил их в таком порядке, что придал им определённую сюжетную основу. Заточник жалуется князю на свою судьбу, просит помочь ему и одновременно смешит и веселит князя, описывая разные возможные способы выйти из положения нужды: пойти служить боярам или стать вором; жениться на богатой, но злой и некрасивой девушке или постричься в монахи.

Образ Даниила. Вопрос о том, кто такой Даниил Заточник, не разъяснён. Два разных человека создали произведение или Даниил сам автор разных редакций? Мы не знаем даже, существовал ли такой человек – Даниил Заточник? Летописец 14 в. считал Даниила реальным лицом, действительно «заточенным» на озеро Лаче. Под 1378 г. в Симеоновской летописи рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды «с мешком зелия» и сосланном на озеро Лаче, «идеже бе Данило Заочник». Тем не менее, некоторые исследователи допускают, что Даниил Заочник – вымышленная личность, от лица которой анонимным автором написано сугубо литературное послание.

И вместе с тем, несмотря на всю внешнюю противоречивость выводов о том, кем был автор «Моления» по своему социальному происхождению, одно не представляет сомнений: он принадлежал не к господствующим классам общества, а к зависимым. Он именует себя «холопом». Называл ли себя так в прямом значении этого слова или в более общем, неопределённом смысле «слуга», «подданный», «зависимый человек» – в любом случае этим словом автор «Моления» указывал на своё невысокое социальное положение. Называет себя он и «дворянином»: «всякому дворянину имети честь и милость у князя». Но и эта самохарактеристика не должна пониматься буквально: положение дворянина для 12-13 вв. было не выше положения любого представителя княжеской дворни.

Однако, к какой бы категории зависимых людей ни принадлежал Даниил, одна черта выделяет его из всех – Даниил подчёркивает свою полную зависимость только от князя.

Великолепно охарактеризовал Заточника В. Г. Белинский:

«Кто бы ни был Даниил Заточник, можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают и, не умея прятать от людей своё превосходство, оскорбляют самолюбивую посредственность; у которых сердце болит и снедается ревностью по делам, чуждым им, которые говорят там, где лучше было бы молчать, и молчат там, где выгодно говорить; словом, одна из тех личностей, которых люди сперва хвалят и холят, потом сживают со свету и, наконец, уморивши, снова начинают хвалить».

Основные идеи.

1.Апология князя и сильной княжеской власти. В центре проблематики «Моления» – идея сильной государственной личности. Только в князе видит Даниил источник своего благополучия, только князя он возвеличивает, восхваляет, превозносит до небес. Даниил сравнивает князя с весной, украшающей землю, с рекой, «напояющей» зверей и птиц. Князь насылает грозу, тучу. Он так богат, что его сокровища нельзя истощить, как нельзя чашей вычерпать море. Щедрый князь – отец слугам, он даёт богатство и славу, как земля плод, как древо «овощь».

В тоне этого панегирика ак. Лихачёв услышал элемент иронии, назвав стиль «Моления» «скоморошьим балагурством». Во всяком случае, сравнения князя с «овощем» или представителями фауны, приводят к мысли, что князь не был для автора фигурой боготворимой. Не является она таковой и тогда, когда Даниил позволяет себе сопоставить свою личность с княжеской.

2.Анитибоярская направленность. В «Молении» звучит протест умного, интеллигентного простолюдина против социальной несправедливости. Видимо, Даниил находился в материальной зависимости о бояр и претерпевал многие унижения. Он просит князя оградить себя от унизительной подневольности.

3.Антиклерикальная направленность. Даниил, отвергая перспективу постричься в монахи, иллюстрирует свой отказ выразительной картиной иноческого ханжества, цинизма и лицемерия. В этом памятнике впервые в русской литературе выявлены элементы сатирического обличения недостойных служителей церкви.

4.Новые критерии в определении общественной ценности человека. Даниил выше всего ставит интеллект личности. «Моление» выступает против традиции оценивать человека по социальному положению, утверждая право личности на уважение к зависимости от его индивидуальных позитивных качеств, из которых самым главным является ум: «Лучше единъ мудр десяти хоробрующих безъ ума».

Художественное своеобразие. «Моление» – сочетание в одном произведении высокой книжности, мирской притчи, фольклорной пословицы и бытовой зарисовки. Основная особенность стиля произведения – афористичность.

Даниил – человек весьма образованный и начитанный. Он продуктивно использует текст Священного Писания (Псалтыри, Притчей Соломона), прибегает к парафразам из Физиолога, Пчелы, «Повести об Акире Премудром» и пр.

Своеобразные стилевые приметы «Моления» – сатира, юмор, ирония.

Сатира: прежде всего проявляется в создании образа «злой жены». Инвективы Даниила по адресу женской злобы представляют собой вариации на эту популярную у средневековых книжников тему.

Юмор: Нарочитое снижение стиля свидетельствует не о простолюдинстве автора, а о его литературной позиции. Даниил использует традиции народного смеха, балагурит и скоморошествует. Например, своеобразным юмором отзывается переиначивание, пародирование географических названий:

«Кому Переяславль, а мне гореславль, кому Боголюбиево, а мне горе лютое, кому Белоозеро, а мне чернее смолы, кому Лаче озеро, а мне много плача исполнено».

Ирония: На протяжении всего текста наблюдается автоирония, ироническое самоуничижение. Оттенок иронии приобретает под пером Даниила даже парафраз из Псалтыри, когда он «снижает» высокий смысл псалмов. Так, псалмопевец Давид обращается к Богу:

«Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже».

Даниил же обращается к князю: «Токмо азъ единъ жадаю милости твоея аки елень источника водного».

В первом случае речь идёт о стремлении души к Богу, во втором – о стремлении Даниила получить «милость» от князя.

Для того, чтобы построить гротескный образ, Даниил пользуется народными пословицами, загадками: «Ржа ест железо, а печаль – ум человека»; «Что лва злеи в четвероногих, и что змеи лютеи в ползущих по земли? – Всего того злеи злая жена».

«Моление» богато сравнениями, восходящими как к книжной литературе, так и к устному народному творчеству. Язык ритмичен, наличествуют следы рифмы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]