Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИРЛит.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
1.26 Mб
Скачать

54. Эволюция образов Катюши Масловой и Нехлюдова.

По учебнику «История русской литературы в 4-х томах». Тема «воскресения» в романе перестает быть, как известно, личной темой автобиографического героя Толстого. Нравственное прозрение Нехлюдова совершается в начале повествования. Дальнейшей задачей героя становится дискредитация всего общественного устройства и отрицание его. С темой «воскресения» писатель связывает вопрос об исторических судьбах народа, общества и человечества, что существенным образом отражается на художественной структуре романа: образом психологически развивающимся и стержневым в движении сюжета впервые в творчестве Толстого становится героиня из народа.

Психологическое развитие образа Масловой слагается в романе из двух противопоставленных друг другу процессов и в этом отношении находится в полном внутреннем единстве с принципом контрастного сопоставления, который в художественной структуре романа является ведущим. Жизнь Масловой «на воле» от первых шагов в господском доме с его соблазнами «сладости» до начальных месяцев ее пребывания в остроге – постепенное и закономерное «омертвление» души. Нравственная чистота, которая сохраняется в героине при всей глубине ее «падения», теряет способность быть силой активной и становится лишь источником духовно болезненных ощущений, возникающих всякий раз при воспоминании о том мире, «в котором она страдала и из которого ушла, не поняв и возненавидев его».

Но изображение социальной закономерности трагедии героини из народа – лишь одна из задач Толстого. Непонимание мира зла, восприятие общепринятых и узаконенных «норм» человеческих отношений как должных определяется писателем как «темнота незнания». Это понятие употребляется в романе в сцене вынесения Нехлюдовым нравственного приговора себе и связывается с его интеллектуальным прозрением.

Также см. наш дорогой учебник, страница 256, начиная со 2 абзаца. Я умудохалась перепечатывать, у меня уже ладони сводит.

55. Автобиографический герой в произведениях Толстого.

Вот это я бы уточнила, кого именно анализировать и какие аспекты взять для анализа. А еще думать лень, читать немерено, чо.

56. Произведения Гаршина, их идейно-художественные особенности.

Проза Гаршина тяготела к тургеневской поэтике, которая формировалась под сильным воздействием философии красоты. Эстетическая проза Тургенева поогала Гаршину не только познать «тайну» лаконичного художественного письма, но и эстетически пережить красоту как высшее проявление гармонии. Красота как художественная категория очень повлияет на облик психологической прозы Гаршина. Красота и гармония в восприятии Гаршина неразделимы. Он рано пришел к выводу, что повествовательное пространство, порожденное большими жанровыми формами, редко приходит к гармонии, а значит, и к красоте. Только красота может оказать самое сильное впечатление.

Самая огромная работа для Гаршина – удалить то, что не нужно. Работа над текстами по пути их безжалостного сокращения вдохновлялась стремлением достичь красоты формы. Но этого требовал и углубленный психологизм гаршинской прозы. Он осознавал, что психологические описания могут привести к ненужному многословию. И его писательский идеал позволил это осуществить.

Трагическое начало пронизывает всю гаршинскую прозу. Оно в основе его военных рассказов – «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова». Гаршин пришел из «мира правды, добра и красоты», чтобы превратить его в земной мир. Рассказ Гаршина часто приобретает поэтому как бы монологический характер, его содержание составляют размышления человека чут­кой совести над острыми и сложными вопросами жизни. Раненый, забытый на поле сражения, перед лицом смер­ти пытается осмыслить грозное явление войны, понять, что она такое по своей сути и что она значит для челове­ка — такова фабула рассказа «Четыре дня». По форме это как бы дневник, но дневник особого рода. Рассказчик вспоминает свое прошлое, но так, как если бы то, о чем он говорит, происходило сейчас; таким образом, он воссоздает свое отношение к войне во всей его непосредственности и сложности. Отношение героя к войне, восприятие ее возникает как нечто складываю­щееся на глазах у читателя, как психологический про­цесс. Герой Гаршина лежит раненный на поле сражения, он должен умереть. В газетах будет сказано несколько строк о числе раненых и о том, что убит один. Гаршин и стре­мится показать, что это значит реально: «убит один», кто он, этот один, как он был убит, сколько мыслей и вос­поминаний пронеслось в его голове, прежде чем он умер, какие были перенесены физические мучения и какие пере­житы страдания нравственные. Сознание одного солдата, забытого на поле сражения, — это сложный мир мыслей, страданий, вопросов, чувств.

Психическое состояние Гаршина обуславливало и ту внутреннюю напряженность его рассказов. Гаршин был способен «слышать» своих героев и дал им эту способность. Если герой взывает к состраданию, Гаршин принимает его муки, если он является носителем зла – душа писателя наполняется гневом. Автора постоянно терзала душевная боль, он не мог найти успокоения в творчестве.

Специфика трагического у Гаршина:

  • Трагизм войны

  • Трагизм одиночества

  • Трагизм непосильной ноши

  • Трагизм недостижения цели

  • Трагизм принятия трагизма жизни

  • Трагизм безысходности