Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л.П.Б. Курс лекций ХХ век.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
715.26 Кб
Скачать

Особенности развития системы и отдельных отраслей права

Реалии 1930-х годов поставили задачу выработки нового понятия права, решение которой И.В. Сталин поручил Прокурору СССР А.Я. Вышинскому, отличившемуся в качестве государственного обвинителя на публичных политических процессах. Для этого Вышинский был назначен по совместительству директором Института права Академии наук СССР, а в 1939 г. избран академиком. В 1938 г. по его инициативе состоялось Всесоюзное совещание по вопросам науки государства и права. Совещание осудило существовавшие представления о «буржуазности» права и его постепенном отмирании с построением социализма. На нём было одобрено новое понятие советского права, которое стало общеобязательным.

Новое определение права гласило, что социалистическое право – это система (совокупность) общих правил поведения (норм), установленных социалистическим государством и выражающих материально обусловленную и направляемую Коммунистической партией волю трудящихся масс во главе с рабочим классом и охраняемых от нарушения принудительной силой государства. Об отмирании этого особого исторического типа права не могло идти речи. Право стало отождествляться с законами, которые рассматривались как орудие в руках государства. Право становилось рычагом централизации, подчинения всего огромного государственно-управленческого аппарата воле центра, воле диктатора.

Источниками права считались не только нормативные акты (законы и подзаконные акты), но и постановления ЦК ВКП (б), хотя формально партия оставалась общественно-политической организацией. Однако эти акты имели общеобязательную силу для всех государственных органов и учреждений, которые также активно законодательствовали, издавая многочисленные приказы, инструкции и т.п., имевшие силу закона. Концентрация политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников сопровождалась сужением гражданских прав основной массы населения.

Что касается отдельных отраслей права, то основные новеллы в них и обусловливались усилением государственного регулирования. Появились также совершенно новые отрасли права: право колхозное и право хозяйственное. Хозяйственное право фактически вытеснило гражданские правоотношения. Из права обязательственного сохранялись только так называемые хозяйственные договоры, то есть договоры между государственными предприятиями, среди которых ведущее место занимали подряд и поставка. Чисто гражданские договоры исчезли из оборота. В то же время в хозяйственном праве ужесточались требования к договорной дисциплине. Нельзя было освобождать стороны от исполнения обязательств в силу «независящих от них обстоятельств», запрещался односторонний отказ от исполнения договора, вводились штрафные санкции.

Всякая частная торговля квалифицировалась как спекуляция, как способ наживы «за счет рабочих и крестьян», расценивалась как преступление и подлежала искоренению.

Колхозное право. В его основу были положены Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. и Устав сельскохозяйственной артели, принятый в 1935 г. на Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Земля в них окончательно объявлялась общенародной государственной собственностью. Она закреплялась за артелью в бессрочное пользование, не подлежала ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Уставы определяли размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора – от ¼ до ½ га (в некоторых районах до 1 га). Определялось и количество скота, которое можно было содержать в личном хозяйстве колхозника. Для районов 1 группы Западносибирского края, к примеру, нормы скота были таковы: 1 корова, до 2-х голов молодняка, 1 свиноматка, до 10 овец и коз.

Членами артели могли стать все трудящиеся, достигшие 16 – летнего возраста, кроме бывших кулаков и лишенцев (то есть лишённых избирательных прав). За пользование государственной землей колхозы выполняли обязательства, среди которых Устав ставил на первое место выполнение всех государственных поставок: хлеба, мяса, молока, яиц, шерсти, картофеля, подсолнуха и др. Колхозы обязывались вести плановое хозяйство, расширять посевные площади, повышать урожайность и др. Для обслуживания колхозов техникой были созданы машинотракторные станции (МТС).

Распределение доходов осуществлялось в такой последовательности: сначала выполнение обязательств перед государством (под угрозой уголовной ответственности председателей колхозов), затем возврат государству семенных и прочих ссуд, расчёт с МТС за работу механизаторов, потом засыпка семян и фуража для колхозного скота, создание страхового семенного и фуражного фонда. Требовалось ещё выделить часть продукции для «свободной продажи» государству по твердым закупочным ценам. Всё остальное можно было поделить среди колхозников в соответствии с количеством выработанных ими трудодней (то есть дней выхода на работу в течение года).

Как правило, колхозам не всегда хватало продукции для выполнения даже двух-трёх первых задач. Колхозникам же приходилось рассчитывать, главным образом, на свое подсобное хозяйство, что явно не способствовало «укреплению трудовой дисциплины» в колхозах, которое стало одной из главных задач в деятельности партийных организаций на селе.

Для стимуляции колхозного труда в 1939 г. был установлен обязательный минимум трудодней (от 60 до 100 на каждого трудоспособного колхозника). Не вырабатывавшие его выбывали из колхоза и теряли все права, в том числе и право на приусадебный участок в указанных размерах. Государство же постоянно и зорко следило за использованием колхозами выделенного им земельного фонда и соблюдением нормы скота. Устраивались периодические проверки размеров приусадебных участков и излишки земли изымались. Только в 1939 г. во исполнение Постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» у крестьян было отрезано 2,5 миллиона га земли, после чего оказались ликвидированными все остатки хуторских хозяйств, сселённых в колхозные поселки.

Советское государство постоянно совершенствовало также методы налогообложения колхозов и колхозников. По закону 1939 г. сельхозналогом облагалось всё, что могло давать хоть какую-то продукцию на приусадебном участке, в том числе плодовые деревья, что в ряде мест привело к их массовой вырубке. С 1940 г. поставки продуктов животноводства стали осуществляться не по количеству голов скота, а по количеству земли, занятой колхозами. Вскоре этот порядок распространился и на всю остальную сельхозпродукцию. Так стимулировалось использование колхозами всех пахотных земель, закреплённых за ними.

С этого времени, когда уже все «социально-чуждые элементы» были ликвидированы, государство начинает проявлять заинтересованность в укреплении колхозов рабочими кадрами. С принятием Конституции 1936 г. отменяются все ограничения для вступления в колхоз. Исключение из колхозов запрещается, пребывание в них стимулируется освобождением трудодней от налога, уменьшением налога на приусадебные участки колхозников (он вдвое ниже, чем у рабочих и служащих).

Семейно-брачное и наследственное право. Новый КЗАГС 1926 г. признал фактический брак, то есть уравнял в правах зарегистрированный и незарегистрированный браки. Все правовые последствия для мужчин и женщин наступали с момента вступления их в сожительство. Главным доказательством наличия семьи становилось общее хозяйство, совместное воспитание детей, свидетельство третьего лица. Был введён институт общей собственности супругов. При прекращении брака предполагался раздел имущества и обязательное содержание нетрудоспособного супруга в течение года, а безработного в течение 6 месяцев.

С этого времени исчезло из употребления такое понятие как внебрачные дети. Любое сожительство считалось браком, что не устраняло, однако, процедуры установления отцовства. Забота о детях возлагалась на мужчину (или на мужчин), который после установления отцовства обязан был платить алименты. Брачный возраст для женщин при этом повышался с 16 до 18 лет. Кодекс разрешил отменённое прежде усыновление. Многобрачие не разрешалось (запрет регистрации лиц, уже состоявших в фактических брачных отношениях). За калым, принуждение женщины к браку, многожёнство вводилась уголовная ответственность.

Конституция 1936 г. закрепила формальное равенство мужчины и женщины в СССР. Стремясь создать стимулы к увеличению деторождения, сильно упавшего в 1930-е годы, правительство предпринимает меры, укрепляющие семью и брак. Постановление ЦИК И СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» ввело ряд новелл. Отныне брак расторгался только при условии обязательного вызова супругов в ЗАГС, который был обязан принять все возможные меры к примирению супругов. Отметка о разводе ставилась в паспорта, увеличилась цена развода: от 50 рублей в первый раз до 300 рублей за третий развод.

Закон расширил круг лиц, которые могли подавать заявления об алиментах. Кроме родителя или опекуна это могли сделать прокурор, профсоюз, органы ЗАГС и др. Размеры алиментов определялись теперь не судом, а заработной платой ответчика: ¼ часть зарплаты на 1 ребенка, 1/3 – на двух, 1/2 на трёх и более детей. Для обеспечения алиментных исков мог быть наложен арест на долю зарплаты ответчика, произведены опись и арест его имущества. За неуплату алиментов устанавливалось уголовное наказание до 2-х лет лишения свободы.

Уголовная ответственность за аборты, запрещённые в 1936 г., была отменена для беременных женщин только в 1954 г., а для лиц, производящих аборты или понуждающих к ним, в 1955 г.

В СССР продолжали действовать законы 1920-х гг., и наследование осуществлялось по закону и по завещанию с уплатой налога на наследство, превышающее 1 тысячу рублей. Наследовать могли супруги, нисходящие и лица, в течение последнего года находившиеся на иждивении наследодателя. Чтобы рассредоточить капитал, закон призывал к наследованию всех наследников. Завещание ограничивалось кругом наследников по закону, воля была лишь в выборе их в одинаковой доле или в доле увеличенной. Но с 1928 г. закон запретил лишать наследства несовершеннолетних, наследственная доля которых не могла быть ниже ¾ причитавшейся по закону доли, и разрешил завещать имущество в пользу государства, его органов и общественных организаций.

Последующие изменения в порядке наследования произошли уже в 1945 г. после указа 14 марта «О наследниках по закону и по завещанию». Наследниками по закону были признаны дети, супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на его иждивении не менее одного года до его смерти (1 ряд). Если кто-либо из детей умирал раньше наследодателя, то наследственная доля их переходила к их детям (то есть к внукам наследодателя), в случае смерти последних – к их детям (правнукам). При отсутствии указанных наследников право наследования переходило к трудоспособным родителям (2 ряд), а при их отсутствии – к братьям и сёстрам умершего (3 ряд). Завещатель мог распоряжаться имуществом и по своей воле, он только не мог лишить наследственной доли несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных лиц. Таким образом, государство, взяв на себя функции социального обеспечения, вновь переложило часть этих функция на самих трудящихся.

Трудовое право. Развитие трудового права сдерживалось введением паспортов и института прописки в 1932 г., которые усиливали административный контроль над населением и ограничивали его свободу передвижения. Особенно это сказывалось на сельских жителях, не получивших паспортов вообще и фактически привязанных (прикреплённых) к месту проживания.

В 1930-е годы усилилась деятельность государства по «упрочению» трудовой дисциплины. С 1939 г. стали действовать дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство ввело на производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника.

В июле 1940 г. была повышена обязательная мера труда. Пятидневка (5 дней рабочих, один выходной), введённая в 1929 г. при 7-часовом рабочем дне, отменялась, и вводился 8-часовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Это дало увеличение рабочего времени на 33 часа в месяц. Самовольный уход работников с предприятий и учреждений и переход на другое предприятие запрещались. К нарушителям стали применяться уголовные наказания, как и за нарушение дисциплины труда: опоздания, прогулы. Наркоматы получили право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое в принудительном порядке. Стала разворачиваться сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих, которые пополнялись за счёт организованного набора подростков в колхозах. Обязательный призыв в школы ФЗО (как в армию) был отменён только в 1955 г.

Уголовное право. Массовые репрессии в СССР.