Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СМИ в последний период.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
293.38 Кб
Скачать

Де Голль и журналистика Пятой республики

Кризис войны в Алжире и внутренние политические и экономические противоречия показали неэффективность Четвертой республики. Франция оказалась на пороге гражданской войны. Осенью 1958 года на всенародном референдуме была утверждена новая конституция страны, согласно которой Франция превращалась из парламентской в президентскую республику. В декабре 1958 года президентом стал генерал Шарль де Голль.

Де Голлю удалось решить алжирский кризис и провозгласить в 1962 году независимость Алжира (формально Алжир считался частью французской территории) и, тем самым, завершить изнурительную войну. 23 ноября 1959 года в Страсбурге де Голль произнес речь, в которой обрисовал свое видение новой Европы: «Да, это Европа от Атлантики до Урала, это именно единая Европа, которая решит судьбу всего мира». Выражение «Европа от Атлантики до Урала», стоявшее у истоков европейской интеграции, стало поистине крылатым, а де Голль стал в 1960-е годы одним из ведущих мировых политических деятелей.

В то же время многие французские газеты, поддержав де Голля в первые годы его президентства, выступили против инициированного им предоставления независимости Алжира. Немалое число журналистов не без оснований воспринимали де Голля как противника свободы прессы. Так, например, журналист газеты Le Monde Пьер Вьянсон-Понте писал в 1960 году, что «деградация публичных свобод неуклонно продолжается и угрожает свободе прессы» (цит. по: Шарончикова Л. В. Пресса Франции в меняющемся мире (1944-2004 гг.). С. 125).

Впрочем, после окончания войны в Алжире французская пресса стала менее политизированной и санкции против газет и журналистов применялись все реже.

Студенческая революция 1968 года и пресса

Де Голль одержал победу на президентских выборах 1965 года, которые стали вторыми в истории Франции прямыми выборами президента (первые прошли в 1848 году, и на них победил Наполеон Третий). К началу 1968 года страна казалась, по выражению де Голля, «островом стабильности». 15 апреля 1968 года передовица газеты Le Monde, посвященная стабильности в обществе и отсутствию потрясений, была опубликована под заголовком «Франция скучает».

2 мая 1968 года в Латинском квартале Парижа, где расположены многие факультеты Сорбонны и студенческие общежития, вспыхнул студенческий леворадикальный мятеж. Руководство Коммунистической партии Франции не смогло воспользоваться случаем, чтобы возглавить выступления восставших. Более того, 3 мая 1968 года газета L’Humanite опубликовала статью одного из лидеров компартии Жоржа Марше под заголовком «Псевдореволюционеры, которых следует разоблачать». Марше обвинил студентов в авантюризме и попытке развязать гражданскую войну. Студенты, писал автор статьи, «пытаются внести смуту, сомнение и скептицизм в ряды трудящихся масс и в первую очередь молодежи. В то же время они служат интересам буржуазии и крупного капитала». Марше был возмущен, что восставшие студенты не готовы все как один погибнуть за идеалы светлого будущего, но выступают за «другую жизнь».

10 мая 1968 года Le Monde опубликовала манифест выдающихся парижских интеллектуалов, который подписали Жан-Поль Сартр, Андре Горц, Жак Лакан и др. «Возмутительно также не понимать, что насилие, которое с неодобрением усматривают в некоторых формах этого движения, — писали авторы манифеста, — представляет собой ответ на то всеобъемлющее насилие, которое служит большинству современных обществ прибежищем для самосохранения, что полицейская дикость есть разоблачение этого насилия».

Вскоре мятеж перерос во всеобщую бессрочную забастовку, в которой участвовали 10 млн. человек. Забастовщики выдвигали социальные и политические требования, в том числе выступали за отставку де Голля. Волнения прекратились лишь в конце месяца, после радиообращения де Голля к нации 29 мая, в котором он подтвердил, что не уйдет в отставку, объявил о роспуске парламента и назначении новых выборов (на них сторонники президента одержали убедительную победу).

События мая 1968 года привели, в конечном итоге, к многочисленным социальным и политическим реформам, к появлению новых газет. Так, один из духовных лидеров студенческой революции Жан-Поль Сартр (об авторитете Сартра среди восставших студентов говорит любопытный факт: захватив Сорбонну, студенты пустили внутрь только Сартра) в 1973 году начал выпускать газету Liberation («Либерасьон» — «Освобождение»), которая с первых же номеров отличалась независимостью и смелостью взглядов. Liberation стала французской разновидностью новой журналистики, находившейся в то время на вершине популярности в США.

Рассматривая события в Париже с точки зрения классовой борьбы, коммунисты упустили возможность повлиять на ход восстания и потеряли авторитет в разных слоях общества. Кроме того, лидеры партии не решались принимать решения без консультаций с руководством КПСС, которое с уважением относилось к де Голлю и не рекомендовало вести против него борьбу. «Компартия оказалась слишком революционной в глазах среднего класса и недостаточно революционной в глазах молодежи», — писала впоследствии газета Le Monde.

В результате влияние компартии в обществе стало падать, тираж газеты L’Humanite постоянно снижался. Если накануне событий мая 1968 года он составлял более 200 тыс. экземпляров, то в 1970 году —. 180 тыс., в 1975 — 151 тыс., в 1985 году — 110 тыс. экземпляров.