Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен, 4 курс.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
290.82 Кб
Скачать

Периферические коммерческие радиостанции

После войны во Франции сложилась уникальная система радиовещания - периферические радиостанции. Это частные коммерческие радиостанции, передатчики которых находятся на территориях сопредельных государств. Редакции, определяющие содержание вещания, находятся на территории Франции, а техническая база, осуществляющая непосредственное распространение сигнала, располагается за границей. Редакции связаны со своими зарубежными передатчиками специальным телефонным кабелем, который арендуется у министерства связи. Таким образом, несмотря на государственную монополию на вещание, на территорию Франции продолжали вещать коммерческие радиостанции. Они не только обеспечивали плюрализм в распространении информации, но и осуществляли экономическую функцию, так как распространяли рекламу. В финансировании почти всех этих станций значительную долю имело государство, поэтому их частный, коммерческий характер можно считать довольно относительным.

В 1942 г. во время режима Виши была создана компания СОФИРА (Сосьете финансьер де радьо) с французским и немецким капиталом, чтобы эксплуатировать радиостанцию Монте-Карло. В 1945 г. СОФИРА переименовывается в СОФИРАД (Сосьете фииансьер де радьодиффюзьен), в котором государству принадлежит почти 99% капитала. После освобождения 20% капитала «Радьо-Монте-Карло» принадлежали принцу княжества Монако, 80% - французскому государству, которое конфисковало акции Виши и немецкие акции. Эта радиостанция находилась в полной финансовой зависимости от французского государства, что обеспечивало ее лояльность по отношению к правительствам Республики. Но аудитория этой радиостанции в первые послевоенные годы ограничивалась южными регионами Прованс и Лангедок-Руссийон.

С 1939 г. существовало «Радио-Андорра», которое не прекращало вещание на испанском языке и во время войны и «использовалось вишистами в качестве орудия пропаганды». Французскому правительству не удалось получить контроль над этой радиостанцией, и в 1948 г. оно глушило ее передачи, а затем пыталось создать в этом регионе конкурентов («Радио де Вале», «Андоррадио»). Несмотря на то, что в капитале «Андоррадио» СОФИРАД принадлежал 51% капитала, эта радиостанция просуществовала недолго из-за конфликта с княжеством Андорра. Только после возвращения генерала де Голля возобновилось вещание из Андорры, когда была создана станция «Сюд-Радьо».

Еще до войны существовало «Радио-Люксембург», возобновившее вещание в 1945 г., в финансировании которого принимал участие парижско-нидерландский банк, а через посредство агентства «Гавас» государству принадлежало 15% акций.

Юридические нормы государственной монополии на вещание на территории Франции открыли большие возможности для периферических коммерческих станций, так как теперь у них не было конкурентов на распространение радиорекламы, хотя в первые годы аудитория этих станций была невелика.

Важным этапом в становлении системы периферического вещания явилось создание в 1955 г. радиостанции «Европа-1», в которой СОФИРАД принадлежало 35% капитала. Ее передатчик находился на территории ФРГ в Сааре, а редакции размещались в Париже. Значение этой радиостанции не только в том, что она очень скоро стала соперничать по охвату аудитории с «Радио-Люксембург», но в том, что она принесла с собой новую манеру радиожурналистики, которая позволяла приблизить к себе радиослушателей (отказ от дикторов, непосредственная работа журналистов в эфире, динамичная смена включений из студии и прямых репортажей с места событий, и, конечно, непринужденный диалог со слушателями, которые могли позвонить в редакцию). Это было начало эпохи интерактивного радио.

Таким образом, французское государство, с одной стороны, провозглашает абсолютную монополию на вещание, а, с другой, активно участвует в деятельности коммерческих станций. Именно финансовое участие государства позволяет ему поставить под свой контроль эти радиостанции, кроме того эти радиостанции зависели от государства, так как только оно могло обеспечить связь между студиями, находившимися на территории Франции, с передатчиками, расположенными за ее пределами. Это позволяло государству занимать доминирующее положение в аудиовизуальных СМИ и в то же время, представить эту систему как плюралистскую, ибо государственному вещанию все же существовала альтернатива: слушатель имел выбор. Но была и важная экономическая причина, которая объясняла заинтересованность государства в существовании этих станций. Во-первых, это уважение частных интересов французских, а иногда и иностранных вкладчиков, которые имели акции со времени создания этих станций. Во-вторых, это необходимость рынка для французских предпринимателей-рекламодателей. С конца 40-х годов только периферические станции могли им послужить. В этот период наблюдался подъем экономики и расцвет французской рекламы. Достигнув 1952 г. довоенного уровня, инвестиции в рекламу быстро растут, сопровождая обновление французской экономики и рождение общества потребления. Почти постоянный недостаток рекламоносителей вызывал недовольство в предпринимательских кругах. Периферические радиостанции оказались настолько необходимыми, что в 1952 г. Союз французских рекламодателей ставил вопрос об увеличении количества таких станций. Недостаток рекламного пространства особенно остро проявился в 1954-1955 гг. после еще более значительного подъема вкладов в рекламу.

Открытие в 1955 г. еще одной радиостанции «Европа-1», было ответом на эти потребности и результатом инициативы деловых кругов в преддверии создания Европейского экономического сообщества.

Периферические радиостанции, особенно «Европа-1», сыграли большую роль в обновлении всей радиожурналистики, что сказалось и на государственном радиовещании. В быстром ритме здесь репортажи с места событий чередовались с выступлениями в студии, куда врывалась сама жизнь. Непринужденный, иногда даже фамильярный тон, когда журналисты обращались друг к другу на «ты», разговор со слушателями, которые включались в прямой эфир, отказ от дикторов и замена их журналистами - все это обеспечило успех новому радио. Впервые во французской практике радио стало интерактивным.

Уже к середине 50-х годов периферические радиостанции имели значительную аудиторию слушателей. В 1951 г., по данным одного из первых исследований радиоаудитории, «Национальный канал» регулярно слушали 850 тыс. семей, «Парижский канал» - около 2 млн., «Радио - Монте-Карло» - 600 тыс., а «Радио - Люксембург» лидировало с большим отрывом - 2600 тыс. семей. Что касается «Радио - Андорра», его аудитория была довольно ограниченной, всего 9% охватывали в основном юго-запад Франции.

В 1959 г. государство через СОФИРАД приобретает 35% акций «Европа-1» и получает право «вето» при назначении президента - генерального директора.

Таким образом, радиоинформация не ограничивалась только передачами государственных станций, но и правительство не ограничивалось контролем только общественных радиостанций, оно имело возможность через СОФИРАД влиять на все периферические станции. Но эффективность этого вмешательства была невелика из-за частой смены правительственных кабинетов.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только государственным Службам. Выход: частные периферические радиостанции, передатчики которых расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Сеть частных коммерческих радио- и телестанций: Радио-Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.

К марту 1985 г. Высший совет по аудиовизуальным средствам (КСА) выдал 1268 разрешений на частное радиовещание.

Иновещание.

Радио-Франс-Энтеранасьональ к 1981 году по объему вещания занимало только 28 место среди стран, ведущих передачи на коротких волнах на заграницу, ведя передачи в течение 125 часов в неделю на пяти языках. К 1985 году иновещание Франции вышло на 12 место в мире. Объем передач - 628 часов в неделю, вещание ведется на 17 языках.

Телевидение

После войны французское телевидение начинало почти с нуля, хотя до войны велись уже экспериментальные передачи, а во время войны в Париже в апреле 1943 г. по приказу немецкой администрации были возобновлены телепередачи. Несколько десятков телевизоров были установлены в госпиталях и центрах отдыха оккупационных сил. В мае 1944 г. вещание велось 14 час в день. Техническим обслуживанием, а также подготовкой передач занимались французы, что дало им возможность получить полезный опыт.

После экспериментальной передачи 24 марта 1945 г. из студии на улице Коньяк-Жей прошли еще несколько эпизодических программ. С октября 1947 г. передачи стали регулярными по 12 час. в неделю; стандарт 441 линия держался до 1956 г., но уже с 1949 г. его дублировал другой - 819 линий. Это и было началом нового телевидения. Декретом от 4 февраля 1949 г. РДФ переименовывается в РТФ.

Со 2 октября 1949 г. постоянно стала выходить 15-минутная информационная вечерняя программа (телегазета), ее первым ведущим был двадцатилетний Пьер Сабаг. Программа выходила в 21 час и повторялась на следующий день в 12 час. 30 мин. Средств для ее производства было недостаточно. Из-за слабого развития телевидения и малого количества телевизоров, до конца 50-х годов охват аудитории был невелик.

Длительность еженедельных трансляций увеличилась с 20 час. в 1950 г. до 34 - в 1953 г. и до 50 час. - в 1959 г. Прогресс был медленным, так как телевидение до 1953 г. не имело даже своего, автономного от радио бюджета. Создание же передач и инфраструктур требовало средств и времени.

Первый передатчик в провинции был построен в Лилле в 1951 г., в Страсбурге в 1953. Только 10% французов могли тогда принимать передачи, в 1957 г. - уже 50% на одной трети территории, в 1959 г. - 70%, а в 1969 - более 90%.