Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
V_I_Dal.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
50.18 Кб
Скачать

Переезд в Нижний Новгород

Летом 1849 года Даль со своей большой семьей прибыл в Нижний Новгород, где поселился в здании удельной конторы на Большой Печерской улице (теперь это первый, угловой корпус НИРФИ, на нем сейчас установлена мемориальная доска). В конторе имелась просторная квартира для управляющего. Тогда, в отсутствие телефонной связи, такой порядок был общим: министр жил в министерстве, губернатор - в губернаторском дворце, директор гимназии - в гимназии.

Своим переездом в Нижний Даль был доволен и в первых же письмах столичным друзьям писал: "Живем мы в удельной конторе на Печерской улице. День за днем, все по-старому. Здоровье наше весьма изрядно, занятий много, но по силам, начинаю знакомиться и привыкать, а о Питере не пожалел ни разу".

Прибытие столичного чиновника и литератора было встречено в Нижнем неоднозначно. По воспоминаниям П. И. Мельникова-Печерского, интеллигенцию оно порадовало, а чиновников переполошило. Даже губернатор князь М. А. Урусов сначала не поверил, что такая крупная чиновная персона добровольно меняет Петербург на Нижний Новгород.

С приездом Даля в Нижнем сложилось своеобразное двоевластие. По своему общественному и служебному рангу член-корреспондент Академии наук, действительный статский советник чиновник IV разряда В. И. Даль не уступал генерал-лейтенанту Урусову. Жалованье он получал не меньше губернаторского.

Даль и нижегородская интеллигенция

Владимир Иванович Даль был человеком очень общительным. Современники признавали за ним изумительный дар рассказчика, пересыпавшего свою речь многочисленными поговорками и пословицами. Образованный и любознательный Владимир Иванович был интересным собеседником. К нему потянулась нижегородская интеллигенция.

И Владимир Иванович, отзываясь на этот общественный интерес, возобновил в Нижнем запрещенные ему в столице "далевские четверги" - вечерние встречи на квартире с друзьями и единомышленниками. У него Бывали врачи, учителя,и офицеры гарнизона, и даже отдельные чиновники. Учителя сами и с помощью учеников помогали Далю собирать слова для его "Словаря".

Даль подружился со многими нижегородцами, но наиболее близко сошелся с Павлом Ивановичем Мельниковым. По воспоминаниям Мельникова, он "почти все свободное время проводил в семействе Даля", который помогал ему преодолевать служебные и творческие невзгоды. По инициативе Владимира Ивановича Мельников стал редактором "Нижегородских губернских ведомостей" - единственной тогда местной газеты. Именно Даль рекомендовал министру внутренних дел Льву Перовскому поручить Мельникову исследование церковного раскола в России. Именно Даль убедил Павла Ивановича не бросать литературного творчества из-за первых неудач и даже порекомендовал ему псевдоним Андрея Печерского и всю жизнь почитал Даля "дорогим учителем и руководителем на поприще русской словесности".

Летом 1857 года Даль повидался с приехавшим на родину Николаем Александровичем Добролюбовым, у которого от этого свидания осталось "самое отрадное впечатление" и с великим русским актером Михаилом Щепкиным. Его несколько раз навещал Тарас Шевченко, возвращавшийся из ссылки, освободиться из которой ему в немалой степени помог Владимир Иванович.

Даля стал самым "интеллигентным" в городе, куда собиралось "все, что было посерьезнее и пообразованнее". Квартиру Даля считали "литературным гнездом" Нижнего Новгорода 50-х годов XIX века. Время пребывания Даля в нашем городе считали "плодотворным десятилетием".

Светское общество" в лице губернских помещиков и чиновников называло Даля "гордецом и чудодеем".Нечистоплотные чиновники и «придворное» окружение губернатора невзлюбили В. И. Даля за его свободомыслие, демократизм и неподкупность, презрительно называли его «несносно честным», сумели очернить Владимира Ивановича перед генерал-губернатором А. Н. Муравьевым, с которым Даль вначале работал «душа в душу». Обстановка сложилась невыносимая, и в 1859 году В. И. Даль вынужден был уехать из Нижнего, хотя мечтал жить в нем до конца дней своих. Уезжая, он оставил губернатору своё письмо, где писал, что в борьбе с бюрократическими пороками поможет только одно средство – гласность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]