Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
33.39 Кб
Скачать

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.АКМУЛЛЫ»

РЕФЕРАТ

по истории изобразительного искусства на тему:

«МОДЕРН В РУСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

ВЫПОЛНИЛ студент специальности А.М. Ибрагимова

«дизайн среды» 1 курс гр. 9412

ПРОВЕРИЛ Э.В. Хасанова

Уфа 2012

Содержание.

Введение……………………………………………………………..2

Тенденции модерна в русской архитектуре……………………….4

Заключение…………………………………………………………..9

Список использованной литературы………………………………11

Введение

Стиль модерн торжественно закрывает девятнадцатый и смело открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в обыденной окружающей жизни. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него является разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы, не сочетаемых, геометрических форм с пластичными линиями.

Осваивались свободные незастроенные земли, расширялись границы городов, возводились новые поселки, промышленные предприятия. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство – дворцов, особняков, усадеб. Богатство типологии строительства стало отличительной чертой архитектуры второй половины XIX в. Переменилось и представление об архитектурном стиле, упростился и изменился подход к решению ансамблевых, стилистических задач. В эпоху эклектики (историзма) проектирование в «исторических стилях» стало способом придать зданию стилевой облик, соответствующий его назначению. Единого «современного» стиля не было. Сложно было представить, возможность собрать его из фрагментов исторических стилей. Столь же проблематично было архитектуре «выбрать» какой то из стилей, культивировавшийся зодчими. Этот выбор означал бы отступление назад, в иную историческую эпоху. Нужен был новый стиль, и это стало все острее осознаваться в последние десятилетия XIX в.

Проблема стиля стала главной в архитектуре, несколько отодвинув на второй план типологическую проблематику, тем более что в жанровой структуре архитектуры начало XX в. не привело к решительным переменам в сравнении со второй половиной XIX в.. Изменения были скорее количественные, чем качественные.

Слишком сильно были сосредоточены интересы архитекторов на исторических аналогиях, задачах внешнего оформления современного каркаса здания. Новой стилевой системе трудно было отделиться от сложившейся практики эклектического стилизаторства. С другой стороны, новый стиль осознавался, как настоятельная потребность, и движение к нему, затронувшее вначале не только и даже не столько архитектуру, сколько графику, прикладные формы творчества, началось в последние десятилетия XIX в. во многих странах мира, захватив и Россию, где новое направление получило название «стиль модерн»

Тенденции модерна в русской архитектуре

Первым памятником, выявившим тенденции модерна в архитектуре, была церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1881 — 1882), над которой работали В.М. Васнецов, В.Д. Поленов и А.С. Мамонтов. В основе ее проекта лежал храм Спаса Нередицы конца XII в. близ Новгорода. Авторы подвергли образец стилизации в духе модерна: смело сопоставили кубический объем с кривыми линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен лишь немногими украшениями. Вспомним, что мастера эклектики отвергали гладкие поверхности и стремились заполнить их украшениями. Короткий период господства модерна в России приходится на самый рубеж XIX—XX вв. Характерные черты западноевропейского модерна — построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, асимметричная композиция, декоративное убранство, основанное на изогнутых формах, — приобрели в русском зодчестве ярко выраженные черты. Особо важную роль в архитектуре русского модерна играл цвет, так как приходилось учитывать национальные традиции русского зодчества.

Мастера воспитывались на таких прекрасных образцах, как собор Василия Блаженного в Москве, сверкающие многоцветными изразцами ярославские храмы XVII в. Некоторые художники, например М.А. Врубель, создавая декор зданий, сознательно старались подчеркнуть преемственность этих традиций. Интерес к активному использованию цвета в архитектуре всячески стимулировался концепцией модерна, его стремлением выявить в синтетическом художественном образе эмоционально-выразительные возможности пространственных искусств. Смелым, новаторским решением было включение в композицию фасадов монументальных мозаичных, изразцовых или майоликовых панно и фризов, а также больших ярких витражей в интерьеры общественных зданий и особняков. Облицовка разноцветной декоративной плиткой наружных стен вносила разнообразные цветовые акценты в колорит города.

Становление композиционных и декоративных приемов модерна, а также изменения, происходящие в творчестве таких архитекторов, как Ф.О. Шехтель, В.Ф. Валькот, Л.Н. Кекушев, И.А. Фомин, можно проследить на примере московских особняков той эпохи. Однако если модерн в своей наиболее прогрессивной линии стремился к выявлению внутренней логики конструкции, к соответствию внешнего облика здания его практическому назначению, то неорусский стиль, как правило, маскировал конструкцию причудливой орнаментацией. Таков, в частности, Казанский вокзал в Москве (арх. А.В. Щусев, 1913— 1926). Здание, вытянутое вдоль большой площади, собрано из различных объемов, которые, казалось бы, могут существовать самостоятельно. Асимметричная живописная композиция завершается точной копией башни Сюмбеки в Казани и производит театральное впечатление.

Еще один характерный образец поглощения стилем модерн неорусского стиля — дом Перцова в Москве (арх. СВ. Малютин и Н.К. Жуков, 1905—1907). Острые фронтоны, шатровые завершения невысоких башен, встроенных в основание здания, островерхие наличники окон, мозаичные панно на стенах составляют гармоническое единство. Причудливая ритмика всех конструктивных и декоративных элементов, выступающие и отступающие части здания — все вполне характерно для модерна, хотя внешние проявления стиля отличны, например, от Ярославского вокзала Шехтеля.

В 1899—1903 гг. в Москве по проекту В.Ф. Валькота была возведена гостиница «Метрополь» в стиле европейского модерна: романтический дворец с пластичными фасадами и сложным завершением с полукружиями, заполненными майоликовыми композициями (А.Я. Головин, М.А. Врубель). Башенки, трубы и чердачные отверстия в виде беседок на крыше составляют затейливую композицию. Стены опоясаны горизонтальными полосами, контрастирующими по цвету и декору. Модерн, как и неорусский стиль, имел наиболее благополучную почву для своего развития в Москве. В Петербурге процветал неоклассицизм, получивший особенное распространение в 1910-е гг., а в дальнейшем проникнувший и в Москву.

На рубеже XIX — XX вв. в Петербурге появился северный модерн, отличающийся подчеркнутой строгостью отделки, применением грубой кладки из неотесанного гранита в сочетании с цементной штукатуркой. Фасады домов и интерьеры обязательно оформляли рельефами с изображениями цветов, листьев и диковинных птиц. Те же растительно-«птичьи» мотивы украшали витражи на лестничных клетках.

Федор Осипович Шехтель (1859—1926). Творчество этого мастера охватывает, по существу, все виды архитектурного строительства — частные особняки, многоэтажные доходные дома с магазинами, конторами и квартирами, сдававшимися внаем, торговые фирмы, вокзалы, театры, кинематографы.

Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна в России является особняк СП. Рябушинского в Москве (1900—1902). В планировке здания торжествует принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов скомпонован по-своему. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию, рассчитанную на выразительную контрастную игру светотени. Это свободное развитие объемов в пространстве полемически заострено против уплощенно-фасадного понимания архитектуры. Здесь складывается свойственный модерну принцип уподобления архитектурной постройки органической форме — своими прихотливыми выступами крылец, эркеров, балконов, сильно вынесенного карниза здание, подобно растению, «пускает корни», органически врастая в окружающее пространство.

Вместе с тем оно тяготеет к монолитности, как бы символизируя принцип частного буржуазного жилища «мой дом — моя крепость».

Широкие оконные проемы, пропорции которых удачно соотнесены с пропорциями стен, не нарушают цельности стенной плоскости. Характерным приемом модерна является применение в застеклении окон цветных витражей. Строгое соотношение горизонталей и вертикалей оживляется криволинейными очертаниями арочных проемов и пилонов крылец. Здание опоясывает широкий мозаичный фриз со стилизованным изображением ирисов, объединяющий разнохарактерные по композиции фасады. Прихотливо-капризные извивы органической линии — излюбленный орнаментальный мотив модерна.

Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ограды и балконных решеток, этот мотив особенно богато разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме мраморных перил мраморной же лестницы, трактованных в виде волны, несущей светильник. Оформление интерьеров — мебель и декоративное убранство — также выполнено по проектам Шехтеля.

В 1902 г. Шехтель реконструировал здание Художественного театра и выполнил художественные элементы его внутренней отделки: осветительные приборы, мебель и др. Он же предложил эскиз оформления занавеса со знаменитой белой чайкой, которая стала эмблемой МХТа.

Модерн нередко пользовался достижениями неорусского стиля. В проекте здания Ярославского вокзала (1902—1904) Шехтель создает асимметричную композицию: центральная башня с главным входом сдвинута вправо, левая башня с шатровым завершением выше правой, но при этом она значительно удалена от центра. Здесь нашла воплощение тема зодчества Русского Севера, что соответствовало северному направлению железной дороги.

Сквозь сложное сочетание массивных кубических граненых объемов пробивается мотив волны в изогнутых линиях окон, входов, нависающем козырьке высокой кровли в центре и венчающем ее ажурном гребне. Композиция центрального портала в целом представляет собой стилизацию мотива триумфальной арки. В облицовке здания использованы полихромные изразцы. Именно эти отступления от традиций древнерусской архитектуры в сторону романтического преображения характерных мотивов национального зодчества, присущие неорусскому направлению, объединяют его со стилем модерн.