Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 3.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
445.95 Кб
Скачать

Мои предложения по названию

  1. Международные экономические организации – это очень широкое понятие, куда входят куча организаций, поэтому я предлагаю сузить до «Международные финансовые организации» и не ограничиваться только МВФ и ВБ, т.к. система международных финансовых организаций (МФО) включает в себя так же и региональные банки развития.

Раздел 3. Международные финансовые организации

3.1. Усиление взаимозависимости экономических операторов и неуправляемости мировых экономических процессов

3.2 Задачи реформы в контексте миссии и истории развития организаций

3.3 Россия в системе международных финансовых организаций

3.4 Рекомендации по повышению роли и качества участия России в международных финансовых организациях

3.5. Возможности различных вариантов реформирования международных финансовых организаций для повышения эффективности глобального управления.

3.1 Усиление взаимозависимости экономических операторов и неуправляемости мировых экономических процессов

Глобализация – важнейшая характеристика условий, в которых развивается мировая экономика в настоящее время. Эксперты МВФ трактуют глобализацию как «растущую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных перемещений товаров, услуг и международных потоков капитала, а так же более широкой диффузии технологий».

Причем усиление взаимозависимости идет как по линии развивающие страны – развитые, так и наоборот. Первым ярким примером усилившейся взаимозависимости стран, причем развитых от развивающихся стали нефтяные шоки 1970-х годов. В мировой экономической литературе не зря для описания резкого увеличения цен на нефть используется слово «шок». Шоком было не столько влияние роста цен на экономику развитых стран, сколько осознание своей практически полной беспомощности перед этим явлением.

Взаимозависимость – многомерное понятие, имеющее политическое, социальное и экономическое измерение. Однако, когда мы говорим о взаимозависимости, мы должны понимать, что степень зависимости стран друг от друга разная. Т.е. можно сказать, что в мировой экономике сформировалась модель ассиметричной взаимозависимости.

Большинство западных аналитиков рассматривают современную международную систему в рамках концепции «центр – периферия», в которой «центр» или «ядро» промышленно-развитые страны противопоставляются странам с переходной экономикой и развивающимся странам. Такая концепция предполагает, что «ядро» создает и распространяет на «периферию» основные ценности, политические и экономические институты, научно-технические инновации. Тем самым «ядро», в рамках этой концепции, становится единственным реальным субъектом мирового развития, а «периферии» отводится роль объекта воздействия.

Данную концепцию можно представить в виде атома и выглядеть она будет следующим образом: вокруг центрального ядра, которое составляют промышленно развитые страны, формируется сеть ассиметричных и поляризованных отношений обмена, охватывающая весь мир. В центральном ядре сконцентрирована основная масса международной торговли, инвестиций и т.д. По мере распространения «концентрических кругов» отношений от центра к периферии удельный вес внутризонального обмена уменьшается. Одновременно возрастает ассиметрия потоков товаров, капиталов, рабочей силы; усиливается специализация стран и все сильнее проявляются нарушения равновесия в обмене.

На практике зависимость или ассиметричная взаимозависимость выражается в конкретных показателях, тенденциях и способах разрешения национальных экономических проблем и характере взаимодействия с внешним миром. Для большинства развивающихся стран зависимость от внешних связей с развитыми странами охватывает все сферы жизни. Она предопределяется размерами и уровнем развития государства, обеспеченностью факторами производства, политическим прошлым и проявляется в структуре, объемах и условиях международного трансферта товаров и технологий, в растущей долговой зависимости, в усилении разрыва между богатыми и бедными как на национальном уровне, так и в международном масштабе, в неспособности самостоятельно отстаивать свои интересы на международной арене.

Т.е. глобализацию можно рассматривать как новую стадию интернационализации экономической жизни ведущую к принципиально иному качеству взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. При этом надо отметить, что в финансовой сфере глобализация протекает максимально интенсивно, опережая по темпам развития другие сферы мирохозяйственных связей. Это происходит благодаря ускорению процесса либерализации финансового сектора, который характеризуется дерегулированием банковской деятельности, снятием преград на пути международных финансовых потоков, открытием для нерезидентов фондовых рынков, быстрым переходом от фиксированных к плавающим валютным курсам. О размахе валютной либерализации говорит следующий факт: в 1976 году обязательства по VIII статье Устава МВФ (она запрещает ограничения по текущим платежам, дискриминационные валютные режимы и барьеры на пути репатриации средств иностранных инвесторов) выполняла 41 страна, в 2002 году – 152. Сравнительно недавно даже самые развитые страны Запада имели множество валютных ограничений. Так, например, в Англии до середины 1970-х резидентам запрещалось приобретать наличную иностранную валюту сверх установленного крайне низкого лимита, а во Франции в 1983 году были введены жесткие правила репатриации экспортной выручки, покупки валюты для импорта, покрытия валютных сделок на срок финансирования инвестиций за границей

Однако наряду с процессами глобализации, характерной чертой мировой экономики стали финансовые кризисы. Кризисы стали гораздо более частыми и масштабными, они поражают как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, так и промышленно развитые страны практически во всех регионах мира. Согласно исследованию МВФ, в период с 1980 по 1996г. почти три четверти стран – участниц фонда (133 из 181) столкнулись с серьезными финансовыми проблемами, 36 стран достигли кризисного состояния. В конце 90-х годов кризисом были охвачены страны Юго-Восточной Азии и Россия. В настоящее финансовые кризисы с определенной периодичностью возникают в странах Латинской Америки, Азии и др.

При этом издержки кризисов выше в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, нежели в развитых, то же самое касается и частоты кризисов. Однако возрастающая роль развивающихся экономик в мире повысила риск того, что их финансовые проблемы будут иметь увеличивающиеся негативные последствия для всех стран, включая развитые.

Следовательно, бурное развитие финансового сектора должно сопровождаться адекватным развитием международного финансового регулирования. Однако бреттон-вудские институты, которые создавались в отличных от сегодняшних условиях развития мировой экономики, не успевают реформировать свою деятельность таким образом, чтобы она отвечала современным вызовам. Поэтому сегодня на повестке дня стоит главный вопрос о том, что международные финансовые организации должны не бороться с последствиями кризисов, а своими действиями должны препятствовать их возникновению и распространению. Работа в этом направлении ведется уже более десяти лет, и о ее результатах будет сказано позже.

В целом надо отметить, что, несмотря на критику, обрушившуюся на международные финансовые организации в последнее время, нужно сказать, что альтернативы им в настоящее время пока нет. Ни одно государство не обладает столь мощными финансовыми ресурсами, которые можно использовать для поддержания международной финансовой стабильности и помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Неслучайно международные финансовые организации наряду с суверенными государствами и транснациональными корпорациями стали выделять в самостоятельный субъект мирового хозяйства, который непосредственно влияет на направление и интенсивность развития мировой экономики.

Капитал международных финансовых организаций по своей природе является официальным, это в значительной степени повышает его роль в борьбе с еще одной глобальной проблемой человечества – бедностью.

Усиление разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами это еще одна угроза благополучию всех субъектов мировой экономики, наряду с финансовыми кризисами. Так как пока существует бедность и нищета в глобальном масштабе, мировому сообществу не справится с проблемами терроризма, ВИЧ и т.д. По данным Всемирного банка 3 млрд. человек – почти половина населения земного шара – живут менее, чем на 2 доллара в день, из них 1,3 млрд. человек живут в крайней нищете – менее чем на 1 доллар в день. 14% населения Земли не получают необходимого минимума продуктов и почти 0,5 млрд. человек хронически не доедают, 1,3 млрд. человек не имеют источников чистой питьевой воды, 2 млрд. проживают в антисанитарных условиях и 2 млрд. – без электричества.1

Тревога за сохраняющуюся несбалансированность мировой экономики, нерешенности глобальных экологических, продовольственных, энергетических, демографических и социальных проблем являются общими для всех стран мира. «Мы являемся свидетелями беспрецедентной экономической глобализации. Революция в информатике, биотехнологии и других технологиях, либерализация рынков капитала и последующая интеграция торговых и финансовых механизмов – вот лишь некоторые примеры этого. Правительствам грозит опасность потери контроля. Национальные правительства все больше не в состоянии справится с ситуацией глобальной взаимозависимости. Перед нами стоит реальная возможность создания глобальной экономики одновременно являющейся несбалансированной, разрозненной и взаимозависимой», - заявила в своем выступлении на 44 сессии Генеральной Ассамблеи ООН премьер министр Норвегии Г. Бруналанд.2

Решить эти проблемы можно только совместными усилиями развивающихся стран и стран с переходной экономикой и международными финансовыми организациями, так как опыт последних десятилетий вызывает серьезные сомнения в способности международных частных рынков капитала обеспечить финансирование развития, состоящего в наращивании производственного, социального и человеческого капитала. Поскольку создание такой инфраструктуры необходимо для привлечения продуктивного частного капитала и мобилизации собственных финансовых ресурсов, официальное финансирование развивающимся странам сохраняет решающее значение для обеспечения соответствующего уровня структурных преобразований и создания благоприятной обстановки. Так как официальное финансирование может быть более устойчивым, чем чисто рыночные частные инвестиции, оно продолжает играть решающую роль для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которые в наименьшей степени способны скомпенсировать колебания при финансировании своего развития.

Таким образом, в условиях глобализации роли международных финансовых организаций будет повышаться по мере дальнейшего усиления взаимозависимости стран. Однако для повышения эффективности работы организаций необходимо с учетом принципиально новой политической, экономической и социальной ситуации провести реформу всей системы международных финансовых организаций.