Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Партийная система Пятой республики (Пономарев).doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
564.22 Кб
Скачать

Письма из Парижа.

О президентских выборах во Франции мы с друзьями-французами месяцами говорили столько, что тема приелась и я перестал следить за новостями. Даже дату забыл. Казалось, все ясно: во втором туре повязший по уши в финансовых и уголовных скандалах Жак Ширак не устоит перед сравнительно чистеньким социалистом Жоспеном. Многие не собирались голосовать вообще, другие хотели отдать свой голос за альтернативных левых кандидатов, заведомо не имеющих ни малейшего шанса. Просто чтобы плюнуть в лицо политической системе, не дающей, казалось бы, реального выбора. Ведь уже в прошлом году на референдум об ограничении президентского срока пришло так мало избирателей, что демократическое волеизъявление превратилось в фарс.

В те выходные у меня были другие заботы: 19 апреля вечером позвонила незнакомая еврейская мама и паническим голосом спросила, можно ли будет 20-го пустить ребенка в школу: в честь дня рождения Гитлера скинхеды объявили погром хуже царицынского. Успокоил ее, как мог, а сам приуныл: иностранцев убивают, евреи прячутся по домам — а реакции, казалось бы, все ждут только от власти? Суббота прошла неожиданно спокойно, но только благодаря заполонившей Москву милиции. На улице — ни одного кавказского лица.

А в воскресенье ночью, когда стали известны результаты выборов (националист Ле Пен прошел во второй тур), посыпались электронные письма — от знакомых русских парижан и от французов. Письмо “всем” (друзьям и случайным обитателям адресной книжки) пришло на смену политической листовке.

Когда эти строки выйдут из печати, второй тур будет уже позади. Его исход ясен — Ширак победит с большим перевесом. Но это уже не главное — революция во французской политической культуре произошла за эти несколько дней после первого тура. Циники стали борцами, апатичная молодежь встала на защиту демократии.

М.Г.

22 Апреля

Subject: Novosti iz fascistskoj Francii

Здравствуйте, друзья!

Короткое резюме того, что у нас тут творится в связи с президентскими выборами. Во-первых, хочу уточнить, что у нас шло два кандидата, относящих себя (совершенно официально) к крайне правым, а вовсе не к консерваторам, — Ле Пен и Мэгре, бывшая правая рука Ле Пена. Если сложить их голоса, то вместе они набрали больше всех остальных кандидатов, т.е. больше Ширака. Реально на этих выборах победил Национальный фронт, хоть и расколовшийся, слава богу. Третьим кандидатом была одна мадам, которая не решается отнести себя к “extreme right” в отличие от этих двух, она называет себя “консерватором”, но она абсолютно в духе Ле Пена. Главные пункты ее программы (пропечатанные) — запрещение абортов и гомосексуальных связей, “нет” эмиграции, ведущая роль церкви.

И если сложить голоса всех троих, то победили они еще и с перевесом.

Во Франции полный шок, я имею в виду у тех, “кто не”.

Вчера после оглашения результатов — полная паника, рыдания. (Я никогда не видела, чтоб на улицах из 10 человек шестеро заливались слезами. Париж — все же левый город, это не как Франция в целом — расистская вонючка.) Очень эмоциональный народ, все носовые платки исчезли из магазинов, не прошедшие кандидаты в зданиях своих партий плакали все как один, а им подвывали в камеры пришедшие их поддержать единоверцы.

Остальные плакали на улицах и перед экранами — как говорится, каждый о своем, но очень дружно. А в 11.30 вечера объявили демонстрацию “No pasaraґn”.

Пошли туда. Там уже не плакали, а пели, плясали и стучали всем и обо все — очень типичный для французов логический переход. Все же несколько сотен тысяч человек пришло, хоть и полночь. Сначала прошли весь положенный маршрут — все вперемешку, радикалы, зеленые, совершенно утершиеся соц-демы, коммуняки. (Да, потрясающая новость: компартия Франции впервые не набрала даже 5%, это французская ведь! — когда-то ведущая в Европе, оплот Коминтерна. А Жоспен, социалист и по совместительству премьер, так потрясен был результатами и тем, что Ле Пен его обошел, что со второго тура уходит со всех постов — и партийных, и государственных.)

Когда дошли до площади Республики, где был конец демонстрации, было уже около двух ночи, пошли стихийно к Елисейским полям, естественно, перекрыв собой движение по всему центру. Интереснейшая деталь — ни одного мента не было встречено за четыре часа марша через город, несмотря на то, что шли против движения, разметая немногочисленные, впрочем, машины (ночь все же) направо и налево. А по дороге там стоит статуя Жанны Д’Арк, позолоченная когда-то в 40-х нацистами, от которой отходят 1 и 9 мая традиционные шествия, 1-го — Ле Пена, а 9-го — всех остальных наци.

Левые радикалы залезли на золотую статую, отломали и стащили с нее венок, изукрасили плакатами и надписями. Пошли дальше. Дошли до площади Согласия, там все же американское посольство и еще кое-что, и стоял жиденький кордон ментов, ну просто смехотворный. И, несмотря на то что отдельными предприимчивыми участниками были разбиты окна ресторана “Максим” и вытащены запасы самого дорогущего французского шампанского (и немедленно распиты), менты так и не вмешались и никого даже не толкнули.

Только под конец пару шашек слезоточивого газа бросили, но как-то не в цель и вяло. Обычно несанкционированное шествие перегораживают сразу же.

Непонятное поведение ментов — еще одна загадка вчерашнего дня, ясно, что у них был такой приказ никого не трогать. Но может, они тоже плакали и были просто не в состоянии? Все время демонстрации участники подбадривали себя лозунгами: “Н. — как нацист, Ф. — как фашист, к черту, к черту Национальный Фронт”, “Ле Пен, сожми задницу (французское выражение, обозначающее крайнюю степень страха), мы приближаемся на страшной скорости” и “Ле Пен не пройдет, молодежь уже на улицах”, — все в рифму и очень лихо, что, правда, не вязалось с неподдельным мраком всего произошедшего и с тем, что у огромного количества участников на одежде было написано: “Сегодня мне стыдно, что я француз”, “Мне стыдно” и даже “Я плачу, плачьте и вы, Франция стала фашистской”.

Ваша А.К.