Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Партийная система Пятой республики (Пономарев).doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
564.22 Кб
Скачать

Плакатная война

Жан-Мари Ле Пен очень давно на политической сцене и, несмотря на свой преклонный возраст, держится очень бодро, хотя не выдвинул ни одной свежей идеи, его образ, равно как и его программа, не меняются коренным образом в течение этих лет. В 1972 г. он создал свою партию – Национальный фронт, его основной электорат – рабочие и пенсионеры из рабочих, но программа отражает главным образом протестные настроения. Он нужен своему электорату грубым, несдержанным на слова и поступки, с бешеной энергией и несомненной харизмой. Здесь нужно учесть, что французы владеют в достаточной мере ораторским искусством. Ораторский дар Ле Пена, а равно как навыки сценического движения выше всяких похвал, а коронная фраза лидера Национального фронта о том, кот он испытывал в своей жизни «холод, голод и нищету» хорошо заводит публику . Но его программа сильно сдобрена национализмом. Свои идеи он облекает в такую форму, что его нередко называют «фашистом» и «рассистом». К тому же, у Ле Пена нет ни одного симпатизирующего ему канала или газеты, и после его неожиданного выхода во второй тур все французские СМИ, как по команде «фас!», старались уничтожить Ле Пена потоками компромата.

Ле Пен уже на протяжении нескольких десятилетий выступал с ксенофобскими заявлениями и ставит в прямую зависимость рост преступности во Франции от увеличения числа иммигрантов в стране. В шоковое состояние повергло Францию его заявление в 1987 году, когда он назвал геноцид в отношении евреев «не-значительной деталью Второй мировой войны». Современная «мультикультурная» Франция действительно столкнулась с проблемой этнокультурных «анклавов» – разрастающихся очагов афро-арабской культуры, которые не удается в должной мере «переварить», интегрировав во французское общество. таким образом, появились традиционными европейскими болезнями – слабостью государства и неэффективностью бюрократии, явно «перекормленной» толерантностью, массовой политической апатией и крайне низкой мобилизационной способностью общества, не готового к противодействию инокультурной экспансии и урегулированию этнических конфликтов. Рецепты, предлагаемые для решения этих проблем Ле Пеном и «Национальным фронтом», – изоляция от объединенной Европы и плохо камуфлируемый упор на этнический национализм – архаичны и стоящих проблем не решают. Но 36% проголосовавших за Ле Пена в первом туре, уверены, что он способен выполнить свои обещания по борьбе с захлестнувшей страну преступностью, что в общественном восприятии выдает в нем уверенного и сильного политика.

Неожиданный исход первого тура выборов поверг не только политическую элиту страны, но и общественность в состоянии шока. Впрочем для Ширака такой ход событий оказался даже выгоден. Он призвал французов объединиться в условиях «угрозы самому существованию фундаментальных ценностей Пятой Республики». «Образ врага» в лице Ле Пена, обвиненного едва ли не в фашизме, позволил сплотиться самым разнородным политическим силам и вдохнул жизнь в электоральный процесс. Если в первом туре из более чем 40 мил. избирателей в голосовании приняли участие чуть более 28 мил., то второй тур проходил на фоне небывалой активности граждан. В преддверие его Ширак создал новое политическое объединение «Союз президентского большинства» (ЮМР) под руководством А.Жюппе, в который вступили не только голлисты, но и значительная часть группировок из СФД. Результат оказался закономерным – с уникальным результатом в 82% голосов Ширак выиграл второй тур выборов.