Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конспект Панарин Реванш истории.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
128 Кб
Скачать

Две ориентации современного политического прогнозирования

Политическая прогностика ориентируется на объекты двух типов: 1- социоцентричным, второй — кулыпуроцентричным..

1- связанно с бессознательным, заложенном в безличной логике различных общественных институтов и их сложном взаимодействии, нити которого очень трудно проследить;

2- связанно с бессознательным, заложенном в логике культуры, в неосо­знанном влиянии традиции, национального менталитета, груп­повых стереотипов и т. д.

Те или иные политические субъекты могут попадать то в институциональные ловушки, где давление организационных структур и механизмов может неузнаваемо преобразить перво­начальные замыслы и намерения, то в ловушки культуры, когда ментальные структуры оказывают мощное и при этом преиму­щественно неосознанное давление на политическое поведение и выбор приоритетов.

Проблемами первого типа занимается структурная прогно­стика, проблемами второго — культурологическая.

Структурный прогноз предполагает, что мы прослеживаем логику давления институциональных механизмов на поведение политических «акторов». Стратегическая «игра» политика с ин­ституциональной структурой почти всегда заканчивается реваншем «структуры».

Между реальной действительностью и субъектом решения находится экран, один слой которого образует сама организа­ционная структура, другой — ментальная структура. Первая уже называлась в нашем примере, ко второй относятся соответству­ющие стереотипы мышления.

Во-первых, это пласт национальных стереотипов,.

Во-вторых, ведомственные стереотипы, отражающие тради­ции учреждений.

В-третьих, давление различных профессиональных суб­культур, в которых переплетаются старые традиции и новейшая мода.

Линейная и циклическая модели в политическом прогнозировании

На самом деле линейно-кумулятивные процессы, во-пер­вых, в принципе не могут быть непрерывными — непрерывная экспансия в одном направлении исключает разнообразие и опу­стошает окружающую среду, и, во-вторых, они, как правило, охватывают лишь некоторые сферы социальной жизни, сосу­ществуя с другими, цикличными процессами.

В целом политика есть область циклической, а не линей­ной динамики. Циклически развивается сама политическая история.

При этом можно различать большой и малый циклы. Пер­вый Артур Шлезингер связывает с поколенческими сдвигами, образующими фазы длительностью примерно в тридцать лет.

Что касается малых циклов, то в той же Америке они связа­ны с чередованием правления республиканской и демократиче­ской партий.

Искусство прогнозирования состоит в том, чтобы распознать пульсацию циклической динамики и раскрыть ее механизмы. Каждому поколению, социализация которого приходится на определенную фазу большого цикла, представляется, что эта фаза знаменуется «окончательным» поворотом национальной и мировой истории.

Что может служить опорой прогнозисту?

1 - доля иронии — иронии будущего по отношению к самонадеянному настоящему.

Дело в том, что реванш будущего готовит культура, в которой назревают психологическая и нравственная реакции на односторонности предыдущей эпохи и нате общественные силы, с давлением которых эти односторонности связаны.

Бунт культуры может приобретать характер возмущения нравственного чувства; может носить и характер романтически-карнавальной реакции на крайности вездесущего технократического программирования и бюрокра­тического регламентирования.

2- должен обладать обостренной гуманитарной интуицией, чтобы уловить ранние симптомы грядущего бунта культуры против системы.

«реактивный» характер взаимоотношений различных фаз долговременного политического цикла прояв­ляется не только там, где прямо затрагиваются сознание и пси­хология участников политической драмы, но и в, казалось бы, культурно-нейтральных сферах, например в экономике. Так, инфляционистская «экономика спроса», связанная с политикой «дешевых денеп> на рубеже 70—80-х годов на Западе, сменилась чреватой обратными крайностями «экономикой предложения», связанной с решительным свертыванием социальных программ. Характерно, что в тех странах, где «экономика спроса» в свое вре­мя не достигла крайних форм, последующая «реактивная» фаза, связанная с «экономикой предложения», также избежала своих специфических крайностей.

Нации, сохранившие крепкие традиции, меньше поддаются крайностям политической моды, и потому их политическая история характеризуется большей преемствен­ностью.

Похоже, что в основе циклической динамики различных сфер современной жизни лежит динамика культуры, а потому «культурологический детерминизм» способен послужить луч­шим подспорьем долгосрочного политического прогнозирова­ния, чем недавно у нас господствовавший базисно-надстроечный детерминизм.