Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ_Литературное редакти...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
514.05 Кб
Скачать

4. Сопоставьте разработку элементов описания в двух портретных зарисовках.

 Ему тридцать три года. Похож на борца. Говорит ровно, не­сколько монотонно. На заре кинематографа, когда блистали Ру­дольфо Валентино и Рамон Наварро, обладатель таких глаз сде­лал бы в «великом немом» заметную карьеру.

О, эти вечные, набившие оскомину журналистские заверения о том, что героя очерка меньше всего можно было принять за артиста, сталевара, педагога. И вместе с тем, когда смотришь на руки Валерия, в голове как-то не укладывается, что они делают сложнейшие опе­рации самым маленьким детям, иногда только что родившимся. Ког­да он говорит о своём увлечении чеканкой, к этому относишься с доверием. Руки эти сильные и большие, и очень легко представить их держащими молоток или кирку каменотёса. Среди детских хи­рургов Валерий Акопян один из самых молодых докторов меди­цинских наук.

* * *

С Иваном Васильевичем Шматко мы встретились в Омской областной партийной школе, слушателем которой он тогда был. Рослый, широкогрудый, с юношескими глазами, он живо рассказывал о делах сегодняшней Сибири. В нём привлекало всё – и жаркая, образная речь, и располагающая внешность, и особенно руки, которыми он то и дело откидывал со лба густые волнистые пряди неподатливого чуба. А руки дей­ствительно были необыкновенные: бледно-розовая кожица на ко­стях казалась очень тонкой и туго натянутой, пальцы точно всё время старались сжаться в кулаки и почему-то не могли.

5. Оцените приём, избранный автором для сообще­ния фактов биографии н.М. Пржевальского и стилистические качества текста.

 Высокий, плотно сложённый мужчина сорока с небольшим лет внимательно взглянул в залу аудитории Московского университета. Как бы стряхивая с себя сонм воспоминаний, провёл широкой ладонью по чёрным, густым волосам с белой прядью, по благородному, твёрдому лицу, по густой щётке усов, по груди в орденах, медалях, с двумя рядами серебряных пуговиц. В сту­денческую залу, заполненную до крайности студентами всех фа­культетов, профессорами, доцентами, адъюнктами, – спокойно и в то же время гордо смотрел полковник Генерального Штаба. Член и почётный член Русского, Парижского, Берлинского гео­графических и многих других научных русских и иностранных обществ. Загорелый, прожжённый никому не ведомыми ветрами и солнцем. Переживший сотни смертельных опасностей. Офи­цер с профессиональной воинской выправкой. И в то же вре­мя — человек высочайшей культуры и необыкновенного обая­ния. Человек с отменными европейскими манерами и негром­ким, мягким голосом, в котором изредка прорезывались железные нотки. Всемирно известный путешественник, географ, геолог, зоо­лог, ботаник, этнограф... Почётный член Петербургской Акаде­мии Наук. Один из немногих европейцев, проникших в святая святых — в недоступные для христиан пустынные и горные деб­ри Монголии, Китая и Тибета... Словом, это был – Николай Михайлович Пржевальский.

6. Отметьте неточности в описании и логические недостатки текста.

 Тёмная однообразная труба тоннеля таганско-краснопресненского радиуса торопливо уходит вперёд, причудливо извиваясь, словно змея гюрза в неспокойной акватории. Состав послушно набирает положенную ему регламентированную семидесятикилометровую скорость, ловко маневрируя в многочисленных поворотах, которых, наверно, здесь не менее дюжины. В кабине машинистов на удивле­ние тихо, во всяком случае говорить можно спокойно, без оглуши­тельного крика. Дежурная женщина-диспетчер напряжённо вещает о том, что на следующей станции нас ждёт «выдержка в 1,5 минуты», хотя 90 секунд – это и есть средний интервал движения, а время верно подходило к тому моменту, когда заметно активизируется пасса­жиропоток. В последнее время понятие «час пик» стало несколько расплывчатым, посему интервал составов на весь день планируется почти равномерно. Вагон скоро отправится на капитальный ремонт: положенные ему 55 тысяч он уже откатал. Между прочим, на этой линии колесят практически самые древние локомотивы – ещё со своеобразной системой торможения, больше напоминающей кора­бельный штурвал, и пустыми кабинами посередине состава. На бла­го народа трудятся они со времён открытия маршрута в начале 70-х, но отправлять в утиль их никто не собирается: сейчас вместе с ремонтом вагоны ждут переоснащение и полная модернизация, в результате которых, дабы «не возить воздух», кабины, кроме, есте­ственно, головных, предполагается убрать. Связано это с тем, что встав­шие недавно на пути люблинской линии принципиально новые поез­да «Яуза», отличающиеся помимо внешнего вида также и техничес­кими данными (лучшая приёмистость, неприхотливый в обслуживании асинхронный тяговый двигатель и, как следствие, значительная эко­номия энергии), пока будут пребывать в ограниченном количестве (3 состава) в качестве экспериментального варианта. По словам начальника пресс-службы подземки Константина Черкасского, по­полнение парка новыми моделями происходит каждые 20 лет, но эти сроки к настоящему моменту не вышли.