Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Угол. право столбики 7.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
179.46 Кб
Скачать

Вопрос 65. Возникновение и развитие антропологической школы уголовного права.

Антропологическая школа возникшая в начале 70-х лет XIX ст. На это время развитие промышленности, рост городов, люмпенизация населения и ряд других факторов привели к значительному росту преступности (особенно профессиональной) во многих странах. Общество искало объяснение этому феномену, старалось выяснить причины преступности, требовало разработки соответствующих мероприятий, которые могли хотя бы сдержать рост преступности. Именно тогда и появилась антропологическая школа, которую часто называют ломброзианством за именем ее основателя - итальянского тюремного врача Чезаре Ломброзо (1835-1909). Идеи Ломброзо получили развитие в роботах его ученика Феррі (1856-1929) и другого итальянского юриста Гарофало (1851-1934). Вот почему антропологическую школу иногда называют итальянской школой криминального права. "Три мушкетеры", как их именовали их современники-криминалисты, и были главными представителями этого направления. Философской основой ломброзианства был вульгарный материализм Бюхнера, Фохта и Молешотта, который, как известно, біологі-зував все общественные явления. Чтобы вообразить себе эту вульгарную философскую базу, довольно привести слова того же Молешотта: "Пока яванці будут питаться рисом, а суриманські негры мучением, они будут подчиняться голландцам и англичанам, так как мозг последних вследствие употребления мясной пищи больший, чем у аборигенов". Идею біологізації общественных явлений ломброзіанці перенесли на преступность, назвав ее явлением биологическим. Если преступность - биологическое явление, то с ним следует бороться не путем наказания, а путем применения жестоких мероприятий репрессии, превентивных мероприятий безопасности. Отсюда отказ от демократических институтов цивилизованного криминального права, отстаивание реакционных мероприятий борьбы с преступностью.

Свои взгляды Ломброзо сформулировал в работе "Преступный человек" (1872-1876 г.): а) преступление - такое же явление, "как зачатие, рождение, смерть, психические болезни"; б) причины преступлений заложены в самой биологической природе человека; в) главное место должно занимать не действие, а деятель - преступник, его нужно изучать, применяя соответствующие методы измерения.

Ломброзо развил свое учение о прирожденном преступнике, которому от рождения присущий определенные клейма - стигматы.

Внешние стигматы - это, например, отклонение размера главы от типа, присущий расе, чрезмерные размеры челюстей и скул, асимметрия лица, чрезмерно малый или большой размер ушей, оттопыренных, как в шимпанзе, нос плоский - у воров или острый - у убийц, большое количество разнообразных, преждевременных морщин, дефекты грудной клетки, чрезмерная длина рук, лишнее число пальцев и т.п.. Об отдельных преступниках он писал: "Как правило, ворам присущий подвижность рук и лицо, небольшие, подвижные, неспокойные, чаще всего косые глаза. Обычные убийцы имеют холодные, стеклянные глаза, недвижимые и иногда наполненные кровью, челюсти сильные, скулы широкие, клыка хорошо развитые..."

Внутренние стигматы - сниженная чувствительность до боли, повышенная острота слуха, нюха, большая проворность, повышенная сила левых концовок, отсутствие раскаяния или мучений совести, цинизм, предательство, жестокость, тщеславие, мстительность, леность, любовь к оргиям и азартным играм, распространенность татуировок, особый язык "арго".

Прирожденный преступник - это явление атавизма, он воссоздает черты дикаря. Эти стигматы были подданные критике, вследствие которой было доказаниный, что, с одной стороны, названные Ломброзо стигматы оказались во многих людей, в том числе у выдающихся государственных деятелей, с другого - в книге Моргана "Старинное общество" было показано, что дикари не имеют тех рис, которые Ломброзо нашел у преступников. Под влиянием критики Ломброзо изменил свою точку зрения, признав, что преступник - это морально помешанный человек (сумасшествие в( сфере этики), а потом уже утверждал, что преступник - это эпилептик. Но и это не подтверждалось: много закоренелых преступников не обнаруживали никаких признаков эпилепсии, а много эпилептиков некогда никаких преступлений не совершали.

Если преступление, как считали представители антропологического вреда, - это биологическое явление, то наказание не может достичь своей цели, а потому надо отказаться от понятий вменяемости и вины, моральной ответственности. Надо применять вместо наказания мероприятия безопасности к лицам, которые имеют стигматы преступника. "Время прекратить жалеть преступника, - говорили антропологи, - надо пожалеть и общество". Они предъявляли требования отказа от суда присяжных, замены судов медицинскими учреждениями. Как писали критики, с точки зрения Ломброзо для преступника не нужен суд, а надо действовать по правилу "измерил, взвесил и повесил". Ломброзо - за широкое применение смертного наказания, это, по его мнению, искусственный отбор в обществе, в результате которого должны быть уничтожены обычные преступники. Антропологи - за широкое применение высылки преступников в колонии, в малярийные местности на пожизненную каторгу, за телесные наказания, расстриг женщин за содеянные преступления и т.п.. "Мы должны, - писал Ломброзо, - отказаться от современного сентиментального отношения к преступнику: высшая раса всегда удручает и истребляет низшую - такой закон человечества. Где дело идет о спасении высшей расы, там не может быть места жалости". Эти расистские взгляды широко использовались фашизмом и сейчас распространенные среди некоторых американских криминологов.

Реакционная программа антропологов не могла быть принята ни теорией криминального права, ни законодателем того времени через ее антинаучность, а также потому, что сводила криминальное право к средству расправы над человеком через ее биологические характеристики. Укажу, что в Украине, да и в России, приверженцев ломброзианства среди юристов почти не было. После посещения Ломброзо в 1897 г. Ясной Поляны Л. Толстой записал в своем дневнике: "Был Ломброзо, ограниченный, наивный старичок". Его взгляды Толстой считал "полной убогостью мысли, понимание и чувство". Это понял Енріко Феррі (1856-1929), который уже стоял ближе к социологической школе. Не возражая биологических факторов преступности, Феррі указал еще теллурические (климат, географическая среда) и социальные факторы, которые влияют на преступность, выдвинул идею субститутивів (заменителей) наказание - мероприятий социального характера, сформулировал уголовно-статистический закон уровня "криминальной насыщенности" преступности в каждой данной среде в определенный момент, опередив тем самым много идей социологической школы.

Подчеркивая реакционность антропологической школы, следует вместе с тем указать, что она дала толчок к изучению лица преступника, а также стала предтечей нового социологического направления, которое в значительной мере повлияло не только на развитие науки криминального права, но и на криминальное законодательство конца XIX-XX столетий.

Вопрос 66. Социологическая школа уголовного права и ее влияние на развитие современного уголовного законодательства. Социологическая школа возникшая в начале 80-х лет XIX ст. На это время идеи антропологов себя целиком дискредитировали, преступность возрастала, особенно рецидивная, ширилась и юношеская преступность. Разработки Кетле в сфере моральной статистики ставили новые проблемы перед наукой криминального права. Тезис Кетле о том, что "общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает", прямо связывает преступность с социальными и другими факторами. Необходимо было сформулировать новую научную концепцию криминального права, которое большей мерой отвечала бы потребностям действительности и была основанием для реформ законодательства. На это время получил значительное распространение позитивизм - философское течение, которое выходит не с метафизических умоспоглядань, а кладет в основу положительные факты, которые должны признаваться с помощью их описания, регистрации. Именно позитивизм Конта и Спенсера, как метод анализа отдельных социальных факторов, является философским основанием социологической школы. Социологи, как и антропологи, объявили науку криминального права, которая существовала к ним, такой, что не отвечает нуждам общества, устаревшая, и именно поэтому назвали ее "классической школой". Тем не менее в скором времени социологическая школа пережила определенную трансформацию. В 1889 г. социологи организовали Международный союз криминалистов, которая просуществовала к первой мировой войне и провела до 1915 г. 12 своих съездов. Причем для участия в этих съездах приглашались криминалисты с многих стран, в том числе и классики, неоклассики, нормативісти. Постепенно позиции классической и социологической школ начали сближаться. В конце концов социологи, не отбрасывая своих позиций, согласились воспринять концепции классиков относительно вины, вменяемости, наказание, оставив понятие "опасного состояния", мероприятий безопасности и другие свои взгляды. Много классиков признали необходимым применение этих положений относительно обычных преступников и рецидивистов. Появилась группа криминалистов, которые впервые интегрировали эти концепции, получив даже наименование "третьей школы криминального права". Из того времени такая интеграция еще больше усилилась, и сейчас среди специалистов, конечно, не без исключений, мы в основном видим приверженцев интегративных идей в сфере криминального права.

Наиболее значительными представителями социологической школы были: Ліст (1851-1919) - Германия, Принс (1845-1919), Бонгер (1876-1946)- Бельгия, Ван-Гамель (1842-1917)-Голландия, Тард (1843-1904)-Франция, Фойницький (1844-1910)-Россия, Чубинський (1870-1944), который работал много лет в Украине. Конечно, взгляды каждого из социологов имеют свои особенности, но для всех характерным есть рассмотрение таких проблем: учение о причинах преступности, учение об опасном состоянии и учении о наказании и мероприятиях безопасности.

Учение о причинах преступности. Преступление не является результатом свободної воде, как о том писали классики. Преступление - это результат сложного взаимодействия разнообразных факторов, с одной стороны - индивидуальных (в том числе и биологических), а с другой стороны - физических и социальных. Физические факторы - это географическую среду, климат, поры года, количество осадков, время пор и т.п..

Индивидуальные факторы - пол, возраст, происхождение и воспитание, образование, семейный положение, болезни, физическое и психическое свойства.

Социальные факторы - безработицу, уровень цен на продукты питания, уровень потребления алкоголя, заработная плата, жизненный уровень, проституция, люмпенизация населения и др.

Социологи предлагают ряд рекомендаций для устранения факторов преступности, особенно социальных: снижение безработицы путем Создания новых рабочих мест, регулирование цен, строительство жилья, помощь эмиграции, помощь беспризорным детям и т.п.. Социологи считали, вслед за антропологами и классиками, преступность вечным явищем. "Самая мысль, - как писал Ліст, - о возможности уничтожить преступность принадлежит к утопии". Укажем, что идеи социологов о факторах преступности и о том, что ее нельзя уничтожить, беспощадно критиковались в советской науке криминального права и официальной политике. Так, например, в программе КПСС, принятой на XXII съезде, прямо относилась задача ликвидации преступности в ближайшие года. Сейчас, когда эти идеи воспринимаются как еще один миф советской действительности, взгляды социологов в этой части должны, конечно, оцениваться иначе.

Таким образом, социологи правильно признавали преступность явлением социальным, которое порождается разными процессами, которые происходят в обществе.

Учение об опасном состоянии - это реакционная часть взглядов социологов. Отбрасывая крайнощі антропологов о прирожденном преступнике, они подтверждали, что есть люди, образ жизни которых или особенности лица представляют угрозу для общества. К этим категориям людей принадлежат не только те, кто совершает преступление, но и те, Кто не совершил конкретно ничего преступного, но вследствие определенных обстоятельств должны признаваться такими, что находятся в опасном состоянии. Это, по мнению социологов, участники антиобщественных организаций, нищие, бродяги, проститутки, сутенеры, безработные, алкоголики, дегенераты, душевно больные и т.п..

Основанием для репрессии, как о том твердили классики, есть не действия, а деятель, не состав преступления, а опасное состояние. Неуловимость признаков опасного состояния открывает широкие возможности для необоснованных репрессий и своеволия. Поэтому отказ от понятий вменяемости, вины, наказание и других институтов классического криминального права есть характерной для социологов. Приведем лишь две цитаты. Так, При-но писал без лишней скромности: "Я показал, что превращение в криминальном праве заставляют нас признать опасное состояние даже там, где нет еще преступника, и право вмешательства государства даже туда, где нет ни преступления, ни преступника". Ему будто вторит Ван-Гамель:

"Три понятия ужасно мешают нам, а именно: "вменяемость", "наказание", "преступление"; когда мы от них освободимся, в конце концов, все тогда пойдет на лучше".

Учение о наказании и мероприятиях безопасности. Социологи разработали классификацию преступников и в зависимости от этого рекомендовали разные виды репрессии. К так называемым "случайным" преступникам следует применять, исходя из принципа моральной вины, "отплатное наказание", относительно обычных преступников (непоправимых) Ліст рекомендовал их элиминацию (т.е. уничтожение) - смертное наказание или пожизненное заключение. К хроническим, обычных преступников следует применять также мероприятия безопасности, превентивное заключение, помещение к специальным учреждениям, отправлению у ссылку, полицейский надзор и т.п..

Представители социологической школы предлагали систему неопределенных приговоров, передавая вопрос о сроке наказания тюремной администрации. Вместе с тем они предлагали ввести к законодательству условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания, замену краткосрочного лишения свободы штрафом, создание специальных судов и особых мест лишения свободы для несовершеннолетних преступников.

Идеи социологов сделали важное влияние на законодательство. Так, в Франции в 1885 г. был выдан закон относительно непоправимых рецидивистов, мероприятия безопасности впервые были предусмотренные УК Норвегии 1902 г., в Англии (1908 г.) был принят закон относительно предупреждения преступности. Вообще почти все уголовные кодексы XX ст. воссоздают дуалистическую систему мероприятий репрессии - наказание и мероприятий безопасности (в предыдущем разделе учебника говорилось об идее "двойного пути" в действующему УК Германии), причем не только в Европе, но, например, и в странах Латинской Америки.

Идеи социологов получили новый импульс после Второй мировой войны, когда возникшая школа новой социальной защиты, которая объединяет юристов, медиков и социологов больше как 70 государств. Своим учителем она называет бельгийского социолога Адольфа Принса. Основателем концепции новой социальной защиты считается французский юрист М. Ансель (1902-1990), что был представителем демократического направления этого течения. Школа новой социальной защиты отстаивает сохранение основных концепций классиков, закрепленных в УК цивилизованных стран (принцип ответственности за вину, применение наказания согласно тяжести преступления), требуя лишь изъятие из научного употребления разнообразного рода фикций, связанных с "господством юридического априоризма" классической школы (например, учение о негодном покушении). В то же время главной задачам криминального права новая социальная защита считает "ресоціалізацію" лица, с тем чтобы возвратить преступника к "большой семье людей". Ансель и его приверженцы выступают за сохранение суда и криминального судопроизводства, но предлагают ввести специальное "досье преступника", в котором бы фиксировалась "биография" осужденного. Они считают необходимым введение должности специального "судьи из наказание", который бы контролировал поведение осужденного. В то же время новая социальная защита предлагает применение мероприятий безопасности, в том числе и к некоторым "передделіктних станів" - к бродягам, нищим. Следует отметить, что идеи новой социальной защиты получили закрепление в новому УК Франции 1992 г.