Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зад педсем.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
133.12 Кб
Скачать

3 Задание

Ребёнок хочет научиться рисовать, как настоящий художник. Подчеркни действия, которые ты считаешь самыми необходимыми для достижения его цели.

А) Будет рисовать на уроках и переменах.

Б) Будет копировать (срисовывать) картины знаменитых художников.

В) Будет рисовать предметы с натуры.

Г) Будет вставлять свои картины в красивые рамки.

Д) Начнёт ходить в ИЗО-студию.

Е) Купит много разноцветных мелков, красок, фломастеров и карандашей.

Ж) Будет просить дорисовать свою картину, если она не получилась, друзей или учителей, умеющих хорошо рисовать.

4 Задание

Миша и Ваня друзья. Как-то Миша не согласился с Ваней. Ваня ему и говорит: «Раз ты не согласен, раз ты против меня, ты мне не друг».

Объясни Ване, в чем он ошибается, делая такой вывод.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5 Задание

Раздели все перечисленные растения на две группы. Дай четыре варианта классификации. Укажи признак, по которому их разделили, над каждой группой.

Роза, Ежевика, Репейник, Смородина, Волчья Ягода

Задание для 5-11 классов «Мыслю, знаю, действую!»

Инструкция для понимания первого задания студентом.

Задание первого тура состояло в переписывании монологического текста в полилог трех позиций критика, понимающего и автора. Фактически речь идет о создании собственного творческого произведения, где творчество учащегося состоит прежде всего в реализации способности понимания и способности отношения к исходному тексту. Для нас принципиально, что способность понимания является глубоко личностным процессом и в силу этого развернутые и продуманные формы понимания являются не репродуктивными, а творческими. Это означает, что чем более развита способность понимания у учащегося, тем более интересные вопросы к тексту и обсуждаемому в нем содержанию он способен задать, постепенно углублять и наращивать.

Основные характеристики позиций, которые оценивались при проверке работ учащихся:

Понимающий должен иметь вопрос относительно исходного текста и стремиться получить ответ на него, также он должен высказывать свое понимание (полученное либо при чтении, либо в самом диалоге) и сравнивать его с авторским текстом.

Критик должен восстанавливать суждение автора, с которым он не согласен. Он также может критиковать сам метод рассуждения. В любом случае он называет предмет своей критики и , как правило, общую норму как это должно было быть понято или сделано.

В позиции имитирующей участие в диалоге Автора понимаемого текста, учащийся должен удерживать общие установки, заложенные в исходном тексте и уметь их реализовывать при ответах на вопросы, на которые впрямую в тексте ответа дано не было.

Задание 1.

Прочтите текст. Постарайтесь как можно более отчетливо понять, представить себе о чем текст, какова позиция автора, что он хочет от читателя, с кем он спорит. Перепишите данный текст (создайте свое произведение) в форме воображаемой беседы автора Торо (американский философ), его критика (человека, который ему возражает) и читателя (человека, который хочет разобраться и уточнить, о чем идет речь).

Хорошее чтение – т.е. чтение подлинно хороших книг в надлежащем духе – благородное дело, требующее от человека больших усилий, чем любое из принятых ныне занятий. Для него нужна такая же подготовка, какую проходили атлеты, всецело посвятившие себя своей цели. Книги надо читать также сосредоточенно и неторопливо, как они писались. Умения говорить на языке, на котором они написаны, еще недостаточно, ибо между языком устным и языком письменным, языком . который мы слышим и языком, на котором читаем, - расстояние немалое. Первый недолговечен, это звук, речь, говор, нечто животное, чему мы бессознательно, как животные, научается от матерей. Второй воплощает зрелость и опыт первого; если первый язык наших матерей, то второй – язык отцов, тщательно отобранные средства выражения, слишком значительные, чтобы просто ловить их на слух : для овладения ими надо родиться заново. В средние века толпы, умеющие всего лишь говорить по-гречески и по-латыни, не могли, по случайности рождения, читать написанные на этих языках гениальные творения, ибо это был не тот греческий и не та латынь, которую они знали, но утонченный язык литературы. Этот благородный язык Греции и Рима был им незнаком, самые рукописи были для них негодным хламом, и они предпочитали им дешевую современную литературу. Но когда у народов Европы появилась своя, пусть еще грубая письменность, удолетворявшая потребностям их развивающихся литератур, тогда возродилась и ученость, и из глубины веков ученым стали видны сокровища древней культуры. То, что не могла слышать уличная толпа Рима и Греции, сумели много веков спустя прочесть несколько ученых, и только ученые читают это до сих пор. …

Как бы ни восхищали нас порой взлеты ораторского красноречия, благороднейшие памятники письменности обычно так же возвышаются над эфемерной устной речью, как звездное небо над облаками.

Задание и его смысл.

Во втором туре происходит решительное усложнение задания для учащихся. Если исходно они должны были показать способность понимания текста, выраженную в его преобразовании на основе понимания и критики, то теперь к этой задаче присоединяется задача сложить понимание в коммуникации. Эта работа может быть охарактеризована как «Понимание текста, для того, чтобы реализовать, продолжить позицию автора (его голос) в общении.

Для этого необходимо было осуществить как минимум две задачи:

1) Выделить для каждого из авторов некий «набор» суждений, к которым автор все время обращается и полнота учета которых в построении реплик и задает чувство «близости» к автору, ощущение «голоса» философа в новой ситуации.

Для Асмуса таковым набором тезисов является отношение к книге как к своеобразному миру (и не вымысел и не действительный мир), и к труду читателя (попытке разобраться в чем он состоит).

Для Монтеня – основная установка выявление того, что дает чтение для него самого, для его самопознания. Он не видит смысла в труде работы с книгой только ради того чтоб что-то в ней понять и приобрести дополнительные знания, которые ему не нужны.

2) Найти те точки в отношении к книгам, к занятию чтением – которые могли бы стать предметом обсуждения для данных персонажей. И сделать их предметом обсуждения (предметом своего творческого диалога).

И здесь мы переходим ко второй точке – пониманию в коммуникации.

Что означает построить диалоговое отношение включающее понимание. Первый, очевидный ответ прост – надо выявить позицию собеседника по твоим центральным пунктам и попытаться его убедить в своей правоте. Такой тип ответа задает структуру диалога-спора.

Более сложный момент – выявить основания работы собеседника и попытаться понять их значение из своей позиции. Такой тип задает отношение понимания и исследования позиции другого в диалоге.

Наконец, предельная форма диалога – когда делается и первое и второе, но при этом строится и некоторая общая рамка, задающая единство данных позиций в специально построенном контексте деятельностных отношений(проблемном, задачном).

Задание 2.

Перед вами два текста: Асмуса В.Ф. и Монтеня. Оба они обсуждают чтение книг. Вам и вашему товарищу надо придумать текст диалога между этими авторами о том, как лучше читать книги. У вас есть время подготовиться – потом вы расскажете или прочтете (письменный вариант нужен для подстраховки) этот диалог по ролям. Один из вас будет продолжать в диалоге линию Асмуса, другой – линию Монтеня. (Если вы затрудняетесь в написании диалога, подумайте, какие предметы могли бы быть обсуждены данными авторами, в чем они согласились бы друг с другом, в чем они начали бы спорить. Где они понимали бы друг друга, где нет. Смогли ли бы они прийти к общему мнению?).

После диалога каждый из вас должен рассказать, в чем лично он согласен и не согласен со своим героем (голос которого он продолжал).

В.Ф. Асмус «Чтение как труд и творчество»

Приступая к чтению художественной вещи, читатель входит в своеобразный мир. О чем бы ни рассказывалось в этой вещи, какой бы она ни была по своему жанру, по художественному направлению - реалистической, натуралистической или романтической, - читатель знает, пусть даже безотчетно, что мир (или отрезок , кусок мира), в который его вводит автор, есть действительно особый мир. Две черты составляют его особенность. Мир этот, во-первых, не есть порождение чистого и сплошного вымысла, не есть полная небылица, не имеющая никакого отношения к действительному миру. У автора может быть могучая фантазия, автор может быть Аристофаном, Сервантесом, Гофманом, Гоголем, Маяковским, - но как бы ни была велика сила его воображения, то, что изображено в его произведении, должно быть для читателя пусть особой, но все же реальностью.

Поэтому первое условие, необходимое для того, чтобы чтение протекало как чтение именно художественного произведения, состоит в особой установке ума читателя, действующей во все время чтения. В силу этой установки читатель относится к читаемому не как к сплошному вымыслу или небылице, а как к своеобразной действительности.

Второе условие чтения вещи как вещи художественной может показаться противоположным первому. Чтобы читать произведение как произведение искусства, читатель должен во все время чтения сознавать, что показанный автором посредством искусства кусок жизни не есть все же непосредственная жизнь, а только ее образ. Автор может изобразить жизнь с предельным реализмом и правдивостью. Но и в этом случае читатель не должен принимать изображенный в произведении отрезок жизни за непосредственную жизнь. Веря в то, что нарисованная художником картина есть воспроизведение самой жизни, читатель понимает вместе с тем, что эта картина все же не сама доподлинная жизнь, а только ее изображение.

И первая и вторая установка не пассивное состояние, в которое ввергает читателя автор и его произведение. И первая и вторая установка - особая деятельность сознания читателя, особая работа его воображения, сочувствующего внимания и понимания.

Ум читателя во время чтения активен. Он противостоит и гипнозу, приглашающему его принять образы искусства за непосредственное явление самой жизни, и голосу скептицизма, который нашептывает ему, что изображенная автором жизнь есть вовсе не жизнь, а только вымысел искусства. В результате этой активности читатель осуществляет в процессе чтения своеобразную диалектику. Он одновременно и видит, что движущиеся в поле его зрения образы - образы жизни, и понимает, что это не сама жизнь, а только ее художественное отображение.

Что обе указанные установки не простые и не пассивные состояния сознания читателя, что они предполагают особую деятельность ума, ясно видно в тех случаях, когда одна из обеих установок отсутствует. Как только прекращается деятельность ума, необходимая для указанного двоякого осознания образов искусства, восприятие произведения как произведения художественной литературы немедленно рушится, не может состояться, вырождается . ..

Монтень. «Опыты».

Я, разумеется, хотел бы обладать более совершенным знанием вещей,чем обладаю, но я знаю, что дорого обходится знание, и не хочу покупать его такой ценой. Я не хочу ломать голову ни над чем, даже ради науки, какую бы ценность она не представляла. Я не ищу никакого другого удовольствия от книг, кроме разумной занимательности, и занят изучением только одной науки, науки самопознания, которая должна научить меня хорошо жить и хорошо умереть:

«надо, чтобы мой конь напряг все силы для достижения этой цели» (с лат.)

Если я при чтении натыкаются на какие-нибудь трудности, я не бьюсь над их разрешением, а, попытавшись разок-другой с ними справиться, прохожу мимо.

Если бы я углубился в них, то потерял бы только время и сам потонул бы в них, ибо голова моя устроена так, что я обычно усваиваю с первого же чтения, и то, что я не воспринял сразу, я начинаю понимать еще хуже, если упорно бьюсь над этим. Я все делаю весело, упорство же и слишком большое напряжение действуют на мой ум удручающе, и утомляют и омрачают его. При вычитывании я начинаю хуже видеть, и внимание мое рассеивается. Мне приходится отводить глаза от текста и опять внезапно взглядывать на него; совершенно также, как для того, чтоб судить о красоте алого цвета, нам рекомендуют несколько раз скользнуть по нему глазами, неожиданно отворачиваясь и взглядывая опять. Если какая-нибудь книга меня раздражает, я выбираю другую и погружаюсь в чтение только в те часы, когда меня начинает охватывать тоска от безделья.

Я редко читаю новых авторов, ибо древние кажутся мне более содержательными и более тонкими, однако не берусь при этом за греческих авторов, ибо мое знание языка не превышает познаний ребенка или ученика.

К числу книг просто замечательных я отношу из новых – «Декамерон» Бокаччо, Рабле… Скажу еще – может быть, смело, а может, безрассудно,- что моя состарившаяся и отяжелевшая душа нечувствительно больше не только к Ариосто, но и к доброму Овидию: его легкомыслие и прихоти фантазии, приводившие меня когда-то в восторг, сейчас не привлекают меня.

Задание 4.

Разработайте задачу на понимание для учителей, которая бы была направлена на способность понимания, которая определяется как самостоятельность человека (возможность его непосредственного видения ситуации, текста, произведения искусства и т.д.) в построении своего представления.

Задача подобного исследования имеет практические приложения, связанные с анализом эффективности технологий работы и эффективности использования данной способности самим учителем.