Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семёнов Ю. И. Первобытная коммуна и соседская к...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
453.63 Кб
Скачать

43. A. R. Radcliffe-Brown. The Andaman islanders. N.Y., 1964, p. 270.

«Она - сообщает Ф. Белл о роли пищи в жизни меланезийцев островов Танга, - играет очень важную, если не наиболее важную роль в жизни этого примитивного народа. Их экономические усилия почти полностью направлены на производство пищи. Интересы индивида, так же как и общины, сконцентрированы главным образом на пище, и тот род жизни, который они ведут, в конечном счете, определяется их нуждой в пище»44. «Пища - вторят ему африканисты М. Фортес и С. Фортес, – есть главная практическая проблема в социальной жизни таллензи. Она, как и во всех вообще примитивных обществах, является фундаментальной составляющей бесчисленного множества социальных ситуаций, непосредственно не связанных с питанием, например жертвоприношений духам предков или погребальных церемоний»45. И число таких высказываний можно было бы умножить46. Нельзя не отметить, что в двух последних цитатах речь шла о народах, давно уже перешедших к земледелию и скотоводству и производивших довольно значительный избыточный продукт. Тем более велико было значение пищи в жизни собирателей и охотников. Главная их забота всегда состояла в том, чтобы добыть столько пищи, чтобы ее хватило для обеспечения существования.

Но хорошо известно, что ход и исход таких видов хозяйственной деятельности, как охота и рыболовство, во многом зависит не столько от собственных усилий человека, сколько от случайного стечения обстоятельств. «Какими же методами, - писал, характеризуя жизнь людей первобытного общества, Л. Я. Штернберг, - человек борется за свое существование? В первую голову он применяет свои собственные силы... Его основной метод борьбы за существование - это метод техники, изобретений. Но вот оказывается, что все его гениальные изобретения недостаточны для борьбы с природой. При всем своем искусстве в одном случае он направляет стрелу в животное даже в самую плохую погоду и убивает его, а в другом случае при самых благоприятных условиях делает промах, стреляет и не попадает. В одном случае он может наловить рыбы в один день столько, что ее хватит надолго, а в другом случае могут пройти целые месяцы и он не поймает ни одной рыбы. Одним словом, перед ним в борьбе за существование встает «его величество случай», то, что мы называем удачей, счастьем и т.д.»47

_________________

44. F. L. S. Bell. The place of food in the social life of the Tanga. “Oceania”, vol. 19, N1, 1948, p. 74.

45. M. and S. L. Fortes. Food and domestic economy of Talinsi. “Africa”, vol. 9, N 2, 1936, p. 237.

46. F. L. S. Bell. The place of food in the social life of Ctntral Polynesia. “Oceania”, vol. 2, N 2, 1931; A. I. Richards. Hanger and work in a savage tribe. London, 1932, p. 14.

47. Л. Я. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Л., 1936, стр. 246, 247.

Зависимость самого существования людей от случайностей с особой силой давала себя знать на той стадии развития, когда весь общественный продукт был жизнеобеспечивающим, и только жизнеобеспечивающим. В этих условиях неблагоприятные случайности легко могли привести к гибели людей. И естественно, что необходимым условием существования общества была нейтрализация власти случайностей над добыванием пищи. А это могло быть достигнуто одним способом – установлением собственности социального организма на всю пищу, доns. еuо членами, причем совершенно независимо от того, была ли она добыта совместно или в одиночку. И эта собственность социального организма на пищу могла проявиться и проявлялась в распределении пищи между всеми его членами, причем совершенно независимо от того, участвовали они в ее добывании или не участвовали. Только утверждение коммуналистической собственности на пищу делало возможным погашение неудач одних членов коллектива в добывании пищи удачами других его членов и тем самым систематическое обеспечение каждого прожиточным минимумом.

Так как вся пища была полной собственностью коллектив а, то естественно, что и орудия, с помощью которых она добывалась, и средства труда, использовавшиеся для изготовления этих орудий, тоже были полной собственностью коллектива. И вполне понятно, что их распределение между членами коллектива определялось теми же принципами, что и распределение пищи. В этих условиях и труд членов коллектива всегда носил непосредственно общественный характер совершенно независимо от того, трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку48.

На стадии, когда избыточный продукт полностью отсутствовал или был сравнительно незначительным, производственные отношения с неизбежностью должны были быть коммуналистическими, и никакими другими. Их характер был, таким образом, обусловлен объемом производимого обществом продукта. Но объем продукта есть не что иное, как показатель уровня развития производительных сил общества. Уровень производительных сил, определяя количество производимого продукта, детерминировал тем самым природу производственных отношений, существовавших на первой фазе первобытного общества.

Сами коммуналистические отношения не оставались неизменными на протяжении всей этой фазы. По мере развития производительных сил и объема общественного продукта они претерпевали определенные изменения. В их эволюции можно выделить два основных этапа.

На первом все основные особенности коммуналистических отношений выступали особенно наглядно. Он характеризовался тем, что все продукты труда, и, прежде всего пища, находились не только в полной собственности, но и в безраздельном распоряжении коллектива. Общественным продуктом мог распоряжаться только коллектив в целом, но ни один из его членов взятый в отдельности. Каждый из членов коллектива имел право на долю продукта, но она не поступала в его распоряжение. Он не мог использовать ее для какой-либо другой цели, кроме непосредственного физического потребления. Иначе говоря, он мог потреблять ее, и только. И вследствие этого процесс распределения пищи был одновременно и процессом ее потребления. Все, что было не потреблено, не находилось в распоряжении ни одного из членов коллектива, и каждый из них имел равное с другими право взять часть данного продукта, но с таким расчетом, чтобы это не лишило остальных членов коллектива возможности удовлетворить свои потребности.

___________