Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анастази А. Происхождение дифференциальной псих...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
479.23 Кб
Скачать

УДК 820(73) ББК 88.3 А 64

Перевод с английского Д. Гурьева, М. Будыниной, Г. Пимочкиной, С. Лихацкой

Научный редактор кандидат психологических наук Крашенинников Е.Е.

Разработка серийного оформления художника В. Щербакова

Серия основана в 2000 году

Анастази а.

А 64 Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые разли­чия в поведении /Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с. (Серия «Кафедра психологии»).

ISBN 5-04-006108-0

Данный фундаментальный труд Анны Анастази зарекомендовал себя как один из лучших классических учебников по дифференциальной психологии мирового уровня, со знакомства с которым должен начинать любой студент, изучающий эту дисциплину. В учебнике в доступной и увлекательной форме рассматриваются проблемы индивидуальных различий человека как отдельного индивида и как представителя той или иной группы, исследуются причины и механизмы его поведения.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов, изучающих психологию человека и группы, а также для всех, кто интересуется данной тематикой.

УДК 820(73) ББК 88.3

О Перевод, оригинал-макет книги.

«Апрель Пресс», 2001 © Оформление. ЗАО «Издательство ISBN 5-04-006108-0 «ЭКСМО-Пресс», 2001

Глава 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Ч еловек всегда понимал, что живые существа бывают раз­ные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и явля­лись отражением его мировоззрения. Но во все времена он вос­принимал существование этих различий как данность. Среди древнейших следов человеческой деятельности существуют сви­детельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их. В то время, когда еще не было письменности, уже существовали люди — первобытные художники, знахари и вож­ди, — которые не могли не обладать особыми способностями и личностными свойствами. На каком бы уровне развития ни на­ходилась культура, она не может существовать без разделения труда, а следовательно, предполагает признание различий меж­ду людьми.

Человек видел, что индивидуальные различия характерны не только для людей, но и для животных. И в научной, и в худо­жественной литературе можно найти признание того, что у сло­нов, буйволов и подобных им стадных животных есть индивиды, выполняющие в стаде функции вожаков, «лидеров». Часто упо­минаемая «иерархия едоков», распространенная, например, среди цыплят, также свидетельствует об этом. Обычно отноше­ния социального доминирования цыплята проявляют при раз­даче корма. При этом индивид А нападает на индивида В, но не наоборот. Драка же возникает тогда, когда кто-то начинает ос­паривать авторитет «главного едока». И этот и многие другие примеры иллюстрируют наличие различных реакций индивида на других представителей своей группы.

Объективное количественное исследование индивидуаль­ных различий в поведении и является предметом дифференци­альной психологии. Какова природа этих различий, насколько

б Дифференциальная психология

они велики? Что можно сказать об их причинах? Как на них влияют подготовка, развитие, физическое состояние индиви­дов? Каким образом различные характеристики соотносятся друг с другом и сосуществуют? Вот некоторые из фундаментальных вопросов, которыми занимается дифференциальная психология и которые будут рассмотрены нами в первой части этой книги.

Кроме этого, дифференциальную психологию интересует анализ природы и свойств большинства традиционных групп, — людей маргинальных и гениальных, различающихся по призна­кам пола, расы, национальности и культуры. Это является пред­метом рассмотрения последних семи глав. Изучение таких груп­повых различий преследует триединую цель. Во-первых, через конкретные группы характеризовать современное общество, по­этому их подробное исследование несет в себе практическую пользу: информация о них может повлиять на восприятие обще­ством данных групп и в конечном счете способствовать улучше­нию межгрупповых отношений.

Во-вторых, сравнительное исследование разных групп по­может прояснить фундаментальные проблемы индивидуальных различий в целом. В таких группах можно увидеть как проявляют­ся индивидуальные различия и проследить к чему они приводят. Групповые различия в поведении, рассматриваемые совместно с другими сопутствующими различиями между группами, по­зволяют эффективно анализировать причины различий между людьми.

В-третьих, сравнение того, как некий психологический феномен проявляется в разных группах, может способствовать более четкому пониманию самого феномена. Выводы общей пси­хологии, проверенные на самых различных группах, иногда ока­зываются не такими уж «общими». Исследование феномена во всех его разнообразных проявлениях позволяет лучше понять его суть.

В отличие от широко распространенных ранее представле­ний об индивидуальных различиях, сформировавшихся в про­цессе приспосабливания к повседневной жизни, систематичес­кое изучение таких различий появилось в психологии сравни­тельно недавно. Поэтому мы начнем с рассмотрения тех усло­вий, которые способствовали возникновению современной диф­ференциальной психологии.

Происхождение дифференциальной психологии 7

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАННИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ1

Одним из наиболее ранних примеров явного изучения ин­дивидуальных различий, является «Государство» Платона. Основ­ной целью его идеального государства являлось, на самом деле, распределение людей в соответствии с предназначенными для них задачами. Во второй книге «Государства» можно найти сле­дующее утверждение: «...два человека не могут быть совершенно одинаковыми, каждый отличается от другого своими способно­стями, одному следует заниматься одним, другому — другим» (11, с. 60). Более того, Платон предложил «показательные уп­ражнения», которые можно было бы использовать в идеальном государстве для отбора солдат. Эти «упражнения», предназна­ченные для отбора людей, обладающих качествами, существен­ными для доблести военного, представляют собой первый сис­тематически составленный и записанный тест на профпригод­ность.

Разносторонний гений Аристотеля также не мог пройти мимо индивидуальных различий. В его работах значительное мес­то отведено анализу групповых различий, в том числе, различий видовых, расовых, социальных и половых, проявляющихся в психике и морали. Многие из его работ содержат также скрытое допущение индивидуальных различий, хотя Аристотель и не про­водил их развернутого исследования. Создается впечатление, что он считал наличие таких различий слишком очевидным и пото­му не требующим специального рассмотрения. То, что он отно­сил эти различия частично к врожденным факторам, следует из его утверждений, которые подобны следующему:

«Возможно, кто-то может сказать: «Поскольку в моей вла­сти быть справедливым и добрым, то я, если захочу, стану луч­шим из людей». Это, конечно, невозможно... Человек не сможет

1 В дополнение к краткому историческому экскурсу в область исследова­ний индивидуальных различий, представленному в этом и последующих раз­делах, мы рекомендуем читателю ознакомиться с классическими работами по истории психологии Боринга (7), Мэрфи (23) и Рэнда (28).

Библиографические ссылки здесь и далее даются списком в конце каж­дой главы.

8 Дифференциальная психология

стать лучшим, если у него нет для этого природных задатков» (29, «Большая этика», 1187b).

В «Этике» Аристотеля неоднократно встречаются высказы­вания, в которых косвенно говорится об индивидуальных разли­чиях. Например, следующее утверждение не оставляет ни малей­ших сомнений в том, что думает Аристотель по этому поводу:

«Сделав эти разделения, мы должны отметить, что во вся­ком протяженном и делимом существует избыток, недостаток и значение, — все это существует в отношении друг к другу или в отношении других к нам, например, в гимнастическом или ме­дицинском искусствах, в строительстве и навигации, в любом действии, научном или ненаучном, умелом или неумелом (29, Евдемова этика, 1220b).

После этого Аристотель описывает качества людей, обла­дающих избытком или дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и др.

В средневековой схоластике индивидуальные различия при­влекали к себе сравнительно мало внимания. Философские обоб­щения о природе разума формулировались преимущественно на теоретической, а не эмпирической основе. Поэтому исследова­ния индивидов, если и играли, то очень малую роль в развитии таких доктрин. Об особом интересе к дифференциальной психо­логии св. Августина и св. Фомы Аквинского свидетельствует их «психология способностей». Такие способности, как «память», «воображение» и «воля» рассматриваются сейчас некоторыми учеными как предшествующие качествам и факторам, опреде­ляемым в настоящее время средствами статистического анализа тестовых значений. Как бы то ни было, эти недавно определен­ные факторы отличаются по ряду существенных параметров от способностей, которые были умозрительно выведены схоласти­ческой философией.

Представители множества разновидностей ассоцианизма, процветавших с семнадцатого по девятнадцатый век, также мало что могли сказать об индивидуальных различиях. Ассоцианис-тов интересовал, прежде всего, механизм, посредством кото­рого объединяются идеи и который позволяет образовываться сложным мыслительным процессам. Они формулировали об­щие принципы, не оставлявшие места индивидуальным разли­чиям. Однако Бейн, последний из так называемых чистых ассо-

Происхождение дифференциальной психологии 9

пианистов, в своих работах обратил внимание на индивидуаль­ные различия. Следующий отрывок взят из его книги «Чувства и интеллект» The Senses and the Intellekt», 1855): «Существует естественная способность к ассоциированию, особая для каж­дого типа людей и отличающая индивидов друг от друга. Это свойство, подобно всем остальным характерным свойствам че­ловеческой природы, распределено между людьми не в равной пропорции» (3, с. 237).

Параллельное развитие теории образования имеет к рас­сматриваемому нами предмету прямое отношение. В трудах и в практической деятельности группы просветителей «натуралис­тов» в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века, вклю­чая Руссо, Песталоцци, Гербарта и Фребеля, отражается оче-видное возрастание интереса к индивидуальности ребенка. 06-разовательная стратегия и методы определялись не внешними критериями, а исследованием самого ребенка и его способнос­тей. Однако акцент по-прежнему делался скорее на подходе к каждому ребенку как к представителю человечества, а не на том, что отличало его от других детей. Несмотря на то что в работах просветителей можно найти немало высказываний об индиви-дах, отличающихся друг от друга, и об образовании, которое должно учитывать эти отличия, они подчеркивали значимость свободного, «естественного» образования скорее в противовес навязываемым извне педагогическим воздействиям, чем вслед­ствие действительного осознания значимости индивидуальных различий. Понятие «индивидуальный» часто использовалось как синоним понятия «человеческий».

ЛИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВЫЧИСЛЕНИЯХ В АСТРОНОМИИ

Довольно курьезно, что первое систематическое измере­ние индивидуальных различий было проведено не в психоло­гии, а в рамках гораздо более старой науки — астрономии. В 1796 году Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсер­ватории, уволил Киннебрука, своего ассистента, за то, что тот зафиксировал время прохождения звезды на секунду позже, чем он. В то время подобные наблюдения осуществлялись методом