Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чайковский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
112.13 Кб
Скачать

IV Концерт с комментарием к пьесам «Детского альбома»

В прологе «Утренняя молитва» в трех последних тактах трезвучие G-dur восходит вверх, открывая цикл как занавес, а в эпилоге «Песнь жаворонка» в противоположном движении закрывает его в конце. Это композиционная арка. Это подтверждает роль крайних пьес и выделяет линию Героя.

Перед началом цикла прослушаем несколько строк из стихотворения, написанного В. Луниным к первой пьесе «Утренняя молитва».

«Господи Боже!

Грешных спаси:

Сделай, чтоб лучше

Жилось на Руси…»

В этой пьесе – прологе Вы услышите в первой части – благоговейную созерцательность, а во второй – мечту, ожидание счастья.

И если для ребят – музыкантов эта пьеса звучит как начало дня ребенка по традиции тех лет с молитвы, то в представлении Петра Ильича это рождение Человека, приход Его в этот мир в ожидании счастья.

№ 1. Итак, занавес открыт, интонация церковного пения в начале переходит далее в лирическое высказывание, можно представить себе эту музыку в исполнении ясных детских голосов, где верхний голос ведущий, и очень выразительна басовая линия. Эти крайние голоса рельефно оттеняют контуры музыкальной ткани. Итак «Молимся звуками и образами красоты». Звучит «Утренняя молитва».

Далее идет вторая пьеса «Зимнее утро». Она рисует в звуках атмосферу дома, где ребенок решил взглянуть в окно, а там … совсем неприветливое туманное, морозное утро. Для ребенка это природа, а для композитора внешний мир, встречающий нового человека, конфликт (ранимость, беззащитность, не способность к противостоянию).

Пьеса трехчастна, где крайние части в рисунке порывистых интонации создают впечатление зыбкости, а средняя часть с оттенком грусти полифонична и можно придать звучанию голосов в нижнем регистре более мрачный и напряженный характерный тембр.

№ 2. Звучит пьеса «Зимнее утро» в тональности Главного Героя – D - dur.

Однако в мягкой обстановке «первого домашнего цикла» можно обнаружить и противопоставление предыдущей пьесы. Это пьеса «Мама». Кто как не мама поможет ребенку спрятаться от «метелюшки».

«А воробушек, пташка малая,

Пташка малая, неразумная,

От метелюшки хочет спрятаться,

Хочет спрятаться, да не знает, как …»

Это строки из стихотворения к предыдущей пьесе. Зато в стихах к пьесе «Мама» звучат и нежность, и радость, и Любовь!

«Я так я люблю тебя!

Мне нужно, чтобы ты

И в час и в день любой

Всегда была со мной …»

Пьеса с трогательным названием, так много говорящим и детскому сердцу и сердцу Петра Ильича. Это вальс, его пульс придают музыке трепетность, романтическую взволнованность. И звучит в главной тональности цикла – D – dur.

Особенностью фактуры является ее полифоничность. Если в партии правой руки двухголосье эпизодически чередуются с одноголосьем, то в партии левой руки на протяжении всей пьесы линия мелодических фигураций как бы накладывается на звучание басового голоса.

Демонстрируется иллюстрация из нового издания «Детского альбома» стр. 30-31 (мама в детской комнате. Художник Вера Павлова). На иллюстрации есть окно, но в нем виден солнечный пейзаж, что символизирует то тепло, что дает присутствие мамы, как символ защиты и опоры, в противовес пьесе «Зимнее утро», где холодно и туманно.

№3. Исполняется пьеса «Мама».

Далее в домашнем цикле идут пьесы, изображающие детские игры забавы, привязанности. Для детей это очень яркие образы, для композитора трогательные и милые воспоминания из прошлого.

№ 4. Звучит пьеса «Игра в лошадки» тональность D - dur.

Пьеса написана в простой трехчастной форме в виде токатты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим цокот копыт скачущей лошади. Пьеса созвучна с миниатюрой Роберта Шумана «Смелый наездник».

«Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по дому, по комнатам

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками …»

А вот бравые деревянные солдатики. Композитор рисует образ точными скупыми средствами; ощущение кукольности, деревянности передается четкостью ритмического рисунка. Пьеса предвосхищает собой создание балета «Щелкунчик». Под сухую дробь барабана солдатики идут тесным строем «плечом к плечу».

«Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд».

№ 5. Ученица озвучивает «Марш деревянных солдатиков» тональность D - dur .

Далее идет знакомство с трилогией о кукле:

«Новая кукла»

«Болезнь куклы»

«Похороны куклы»

Это самый популярный цикл.

Первые потери маленького человека, очень серьезные переживания, встреча со смертью, созвучны с пьесой Р. Шумана «Первая утрата». Но сначала «Новая кукла» - это вальс восторг. Ритмическая пульсация в партии левой руки напоминает взволнованное биение сердца. В средней части в мелодии создается впечатление, будто одна интонация наскакивает на другую, напоминая речь «взахлеб».

За ней звучит печальная пьеса «Болезнь куклы». Петр Ильич считал, что с детьми надо разговаривать не как-нибудь особенно, приноравливаясь к ним, а просто, как со взрослыми:

В музыке вы услышите и вздохи

И слезы и порывистое дыхание.

И в третьей пьесе прозвучит вся серьезность чувств ребенка, вложенные в музыку хорального звучания. Обращает внимание неподдельность чувств, вложенных композитором в образ своего маленького героя. Он его уже сейчас готовит к жизненным испытаниям. И это подтверждает обречено звучащий бас.

№ 6; 7; 8. Звучит трилогия о кукле.

Три иностранных танца, сгруппированы вместе. Первым предстает «Вальс». Это кульминация 1-го Детского цикла, преодоление безысходности. Для ребенка это момент переключения, ухода от печали, а для композитора раздумья о роли искусства в его жизни как катарсисе (очищении) в трагические моменты судьбы.

Можно отметить, что и пьеса «Новая кукла» и «Вальс» написаны в трехдольном размере. В обоих случаях это пробуждение Героя к новой жизни.

Вальс один из любимейших жанров П.И. Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения в I части, и становится характерным, блестящим во II части. А можно представить I часть как «улыбку ребенка», а II часть как «всхлипывание». Об этом напоминают повторяющиеся басы как символ неуловимого времени и жизненных испытаний. Ведь только дети умению и улыбаться, и всхлипывать одновременно.

№ 6. Звучит «Вальс».

Вальс заключает кукольный цикл и открывает центральную часть «Детского альбома», связанную с искусством народов Европы. Цельность обеспечивается едином тоном планов. Это нота «ре», с которой начинается большинство пьес. Это отношения героя с искусством русским и зарубежным, то есть знакомство «с тем, что возвышает сердце». Мы помним, что композитор только что вернулся из-за границы, это элемент автобиографичности, а для юного героя это учебное знакомство с культурой разных стран, без которой невозможно вырасти полноценной личностью, образованным человеком.

Сейчас мы прослушаем «Польку» - танец изящный и веселый с задорным юмором в крайних частях и с оттенком комической угловатости и неуклюжести в средней. Так и хочется продекламировать:

«Мишка с зайкою ловко топают

И ладошками громко хлопают,

Громко хлопают …»

И следом прозвучит «Мазурка» задумчивая и элегическая в I части и во II части в образе танца с волевым характером.

№ 10. Звучит «Полька».

№ 11. Звучит «Мазурка».

Ощущая русскую культуру как часть общеевропейской мы прослушаем три ярких русских образа в пьесах: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская».

Из письма к композитору Танееву: «Я не совсем понимаю того обособления русской музыки, которое Вы доказываете». И в другом письме: «Я бы сравнил музыку с целым садом, в котором произрастают деревья: французское, немецкое, итальянское, венгерское, испанское, английское, скандинавское, русское, польское». Согласимся, что это звучит очень современно в духе времени – «Единая Европа» и русской музыке в этом цикле отведена особая роль как в целом в общеевропейской культуре. Здесь и песня, и национальный инструмент и пляска – своеобразные «три кита». Песня записана с подлинно народной мелодии известной как «Голова ль ты, моя головушка». Это форма представляет тему с одной вариацией, мелодия звучит сдержанно с достоинством.

Далее будет исполнена миниатюра «Мужик на гармонике играет». В колоритной образной сценке из русской народной жизни композитор остроумно имитирует игру на гармонике. По форме это тема с вариациями. Для детей это образ мужика на завалинке, пытающегося научиться играть на гармонике. И вот кульминация русского цикла «Камаринская», написанная в Ре мажоре, как и «Зимнее утро». Это тональность героя цикла. Это также тональность «Первого домашнего цикла», кульминация сюжетной линии, итог всего предыдущего развития героя, момент завершения его формирования как русского человека. В единении с русским народом герой обретает и собственную жизнестойкость. В «Камаринской» слышна народная песня – пляска, удалой, задорный характер. По форме это вариации. В двенадцатитактовой теме слышим гудящий басовый звук «ре». Вместе с другим, верхним голосом в партии левой руки он напоминает звучание народного инструмента волынки, на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Кульминация пьесы находится во второй вариации. Плотная, массивная кладка аккордов, изложенных в двух октавах, создает тяжеловесное впечатление и напоминает звучание гармошки, а дальше можно услышать и переборы балалайки. Эта пьеса словно восклицает: «Россия процветет искусством!» (ст. т. 25-36).

«Пляшет кошка, пляшет кот,

Пляшет Жучка у ворот,

И катка, и ушат,

И грабли, и ухват,

И веник, и метла,

И ножки у стола …

Пляшут миски, пляшут ведра,

Пляшет таз …

До чего сегодня весело у нас!»

(демонстрируется иллюстрация стр. 75).

Теперь прослушаем эти три пьесы:

№ 12. «Русская песня» (фонограмма М. Плетнева)

№ 13. «Мужик на гармонике играет»

№ 14. «Камаринская»

Теперь, когда наш Герой подрос, ему необходимо путешествие, как и Петру Ильичу. Это прямая связь с общеевропейской культурой, чтобы почувствовать параллели между своей жизнью и жизнью другого народа. Чувствуются тональные и смысловые связи цикла Путешествий с Кукольным циклом.

Мы прослушаем:

«Итальянскую песенку»

«Старинную французскую песенку»

«Немецкую песенку»

«Неаполитанскую песенку».

Хочется поговорить о каждой.

В первой пьесе мелодия народная и записанная на ее родине (Флоренция, 18 февраля 1878 г.). Из письма Чайковского к брату: «… Вечером я ходил по набережной в тщетной надежде услышать где-нибудь знакомый чудный голосок… Встретить и еще раз услышать пение этого божественного мальчика сделалось целью моей жизни во Флоренции…»

Из другого письма: «Вечером мне предстояла встреча с певцом - мальчиком… Что со мной сделалось, когда он запел? Описать невозможно! Я плакал, изнывая таял от восторга… Я записывал все его песни…» (П.И. Чайковский. Письма к близким. Избранное. Музгиз. М. 1995, с. 149, 151).

Виктор Лунин так описывает в своих стихах эту мелодию:

«… Прекрасны здесь небеса!

Прекрасны птиц голоса!

Льет солнце с высоты

На эту землю мягкий свет,

Лучше нашей Италии нет!»

№ 15. Звучит «Итальянская песенка» в тональность Героя D - dur.

Теперь обратимся к «Французской песенке».

Это подлинная мелодия прозвучит впоследствии у Чайковского в опере «Орлеанская дева». В пьесе присутствует ощущение «старины» благодаря суровости, аскетичности в характере музыки. Настойчиво опевается один и тот же звук «ре», протяжно и заунывно «гудит» бас «соль».

№ 16. Исполняется «Старинная французская песенка» опять звучит тональность D - dur.

А в «Немецкой песенке» слышится тирольское пение, так называемый Йодль – жанр народных песен у альпийских горцев. В коротких интонациях мелодического голоса с чуть заметной опорой на слабые вторые доли такта ощущается оттенок юмора, подчеркнутый пунктирным ритмом.

В средней части звучание приобретает большую распевность, широту дыхания (в представлении возникает звучание пастушьих рожков). Мелодический «взлет» на полторы октавы вверх вызывает ощущение «пространства», «воздуха».

№ 17. Звучит «Немецкая песенка».

№ 18. И завершает «Путешествие» «Неаполитанская песенка».

Теперь наш герой возвращается из «Путешествия» домой. Мы знакомимся со «Вторым домашним циклом». Это переосмысление детства взрослым человеком с измененным мировосприятием. Сложные ассоциации связывают эти пьесы с «Первым домашним циклом». «Баба Яга», например, ассоциируется с «Зимнем утром», «Сладкая греза» с пьесой «Мама». Первые две пьесы написаны в миноре, вторые две в мажоре. Эти образные связи, как и тональные отношения, подтверждают цельность Героя «Детского альбома». Сейчас прозвучит «Нянина сказка». Слушая музыку «Няниной сказки», представляешь себе старушку-няню, которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи (к примеру, пушкинской Наины). Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности, басовая линия напоминает о детских страхах.

№ 19. Исполняется «Нянина сказка».

В продолжение темы следует пьеса «Баба-яга».

Угловатое звучание начала произведения похоже на прихрамывающую походку сказочного персонажа. В движении восьмых в средней части чудится фантастический полет, сопровождаемый «свистом ветра», штрих «стаккато», придает характеристику музыки зловещую причудливость.

«… Кто

Там?

Кто там летит над землей?

Чей

Там слышится хохот и вой?

Это Баба-Яга, костяная нога

Над землею кружит

Темный лес сторожит …»

№ 20. Звучит пьеса «Баба-Яга».

А теперь мы знакомимся с маленьким фортепианным романсом, изложенным в виде дуэта с трехдольным вальсовым пульсом, который придает музыке пластичность и трепетность.

№ 21. Звучит «Сладкая греза».

И далее в автографе «Песнь жаворонка». Обратите внимание - не песня, а песнь! Это слово высокого стиля. Для детей это пташка над полем, для композитора это символ полета его фантазии, вдохновения. Это катарсис (очищение), просветление Героя в «Детском альбоме». Возвращение в воспоминании к утру жизни, ведь пичуга поет рано утром. Это противовес «Зимнему утру»! Это момент обретения единства. Эта пьеса - кульминация всего цикла. «Песнь жаворонка» как бы пронизана «птичьим пением». Это тонкая живописная зарисовка со светлым и радостным настроением, лишь во II части в грации вальса слышится налет грусти.

«Здесь, над землей,

Мой дом родной,

Здесь жизнь моя,

Здесь счастлив я,

И потому пою я».

№ 22. Звучит «Песнь жаворонка».

Итак, Жаворонок – это сам композитор, певец и творец. В первой пьесе - «Утренняя молитва» написана в главной тональности цикла G – dur, и эта пьеса написана в G - dur. В первой пьесе жила мечта о счастье, и вот оно свершилось. Каждый человек должен найти свою песню в жизни и достойно исполнить ее подобно птахе. Композитор словно восклицает: «Устремите свой ум на радость творчества!» А далее занавес закрывается: соль-мажорная гармония форшлагами опускается вниз, символизируя окончание цикла.

И каждый человек должен найти свою песню в жизни и достойно исполнить ее подобно птахе.

Далее звучит пьеса.

№ 23. «В церкви». Эта пьеса призывает «развить в себе великий дар прозрения в Единство Человечества».

Музыка вызывает в памяти строки А.С. Пушкина:

«Благословен и день забот,

Благословен и тьмы приход…»

В этой пьесе нет борьбы, тревог, отчаянья, как в пьесе «Зимнее утро». Здесь Чайковский обращается к канону вечернего Богослужения, в котором присутствует три момента:

Прославление Бога,

Покаяние,

Мысль о смерти, что для композитора, как для любого верующего человека является проявлением Божественного порядка. Эта пьеса звучит, как призыв искать «дорогу к храму». Спасение людей в соборном единении – восклицает композитор. Чайковский обращается к детям с надеждой, что мрачное начало жизни можно преодолеть. Из жизненных конфликтов можно выйти с помощью близких людей - пьеса «Мама», обращению к искусству - «Вальс», в единении с народом - «Камаринская», и, наконец, в собственном творчестве - «Песнь жаворонка». Пьеса «В церкви» исполняется как хорал в строгом звучании с настроением отрешенности. Петр Ильич был сыном своего времени и отдал дань духовной музыке, создав ряд превосходных хоровых произведений; крошечным отголоском этой музыки и является эта пьеса. Здесь возникает ассоциация с пьесой «Утренняя молитва» (тональность G - dur). Это как «утро жизни» и ее «закат» (тональность e - moll).

Через несколько лет после создания «Детского альбома» Чайковским был написан вокальный цикл из 16-ти песен для детей (соч. 54). Одна из песен под названием «Легенда» очень близка нашей миниатюре по своему интонационному строю.

Теперь прослушаем этот хорал.

Звучит пьеса «В церкви».

«Господи мой, Боже!

Душу возношу к тебе.

Святый научи меня,

Дай мне понять, что есть Любовь …»

Характер первой части поземному сосредоточенно углубленный. Вторая часть словно небо, облака (опять басы символизируют неумолимо уходящее время). Многим напомнит церковный канон «Господи, помилуй…»