Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В сатир. 29 вопрос..docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
21.64 Кб
Скачать

2.3. Третья форма коммуникации: интеллектуализирующая (рационализирующая).

•    Слова: разумные, объясняющие, оправдывающие, разговор часто идет о «хорошем» и «плохом». •    Синтаксис: устранение представления о содержании пережитого, т.е. отсутствуют субъект активные глаголы, например, «можно увидеть» вместо «я вижу» или: «это является помехой» вместо «мне это мешает». Часто используются безличные предложения, слова «это», «люди», другие обобщения, номинализации («фрустрация», «стресс» и т.д. ) •    Голос: часто монотонный •    Тело: неподвижно, напряжено •    Характеристика личности: страх волнения и чувств, с которыми связано большое опасение потерять контроль.

            Реакция реципиента. Человек, получающий сообщения в такой форме, часто:

- чувствует, что ему скучно или ощущает себя маленьким и глупым - ничего не переживает и «исчезает» - начинает тоже делать доклады - восхищается и преклоняется перед собеседником  - ему кажется, что на него не обращают внимания, и в ответ он упрекает или злится.

            Собеседнику, возможно, кажется, что ему надолго отведена пассивная роль, и слушание становится для него напрягающим, трудным, утомительным.             Терапия: Консультанту следует двигаться очень медленно, обращать внимание на нюансы, на невербальные проявления. Терапевту желательно уподоблять свою речь речи своего визави, так как если он слишком быстро попадает в область чувств, у его собеседника вырастает ощущение угрозы. Важно давать много признания и способствовать невербальному выражению.             Состояние терапевта: Если терапевт потерял дистанцию по отношению к системе, то он пытается убедить остальных в том, что он более разумен.

2.4. Четвертая форма коммуникации - отклоняющая, избегающая, отстраняющаяся.

•    Слова: не имеющие отношения к сути, клоунада, частая перемена темы и акцентов, избегание всего конкретного •    Тело: угловатое и двигающееся в разные направления, красочное, броское. •    Характеристика личности: стремление к контакту и одновременно страх перед ним, переживание одиночества и бессмысленности, крайняя боязнь чувств. Единственная цель: отклонить контакт.

            Реакции реципиента: могут быть очень разными. В начале контакта многие собеседники реагируют расслабленно, со смехом, радостью, удовольствием. Они дают увлечь себя на некоторое время и наслаждаются контактом (если сами они скорее склоняются ко второй или четвертой форме). Если же они чаще используют первую или третью форму, то скорее поначалу они реагируют со сдержанным восхищением, но скоро с отчуждением или страхом. Затем партнеры начинают терять интерес и отстраняются. Если человек часто строит свою коммуникацию по отклоняющему типу, то у тех, кто с ним в близких отношениях, в большинстве случаев возникают:

- раздражение, смущение, растерянность, боязливость, страх  - отчуждение, глубокое разочарование - тенденция к отдалению или отказ от контакта - усталость  - одиночество, чувство растерянности, опустошенности, изоляции  - злость и ненависть.

            Терапия: руководить, помогать устанавливать коммуникацию, использовать фокусировку проблемы, завершать тему или действие, подводить итоги, оставаться ясным. Где возможно, идти на телесный контакт.             Терапевт, потерявший дистанцию по отношению к системе: не установил ни одной полноценной интеракции.             3. Желания и страхи, приводящие к дисфункциональной коммуникации

            Незавершенная коммуникация может выполнять ряд функций в межличностном взаимодействии. Эти функции не всегда носят дисфункциональный характер, хотя коммуникация является дисфункциональной. Например, они могут скрывать существующие просьбы и желания, вуалировать смущение в том случае, если чья-то просьба (любого характера) не будет выполнена, помогать прятать страхи и защищаться (например, прятать просьбу, как будто заранее предвидя отказ),  пытаться вызвать нужные чувства.             Т.е. часто дисфункциональная коммуникация направлена на удовлетворение потребности в любви и признании, с одной стороны, и на необходимость чувствовать себя достаточно сильным и защищенным, с другой стороны. Если человеку удается принять существование этих сторон, то он успешен в реализации обеих тенденций и обнаруживает, что они обогащают друг друга.             В заключение хочется отметить, что коммуникативная модель предлагает несколько вариантов проведения терапии. Так,  В. Сатир (Virginia Satir) описывает 5 этапов.             Во время первого этапа выявляется угроза, которая побудила обратиться семью к терапевту. Установление «диагноза» возникающей угрозы и его расширение через анализ коммуникаций в семье составляют содержание первого этапа.             На втором этапе проясняется необходимость кого-либо  включиться во взаимоотношения членов семьи и их изменить. Однако, в это же время, семья старается отвергнуть постороннее воздействие  на нее.             Третий этап – этап хаоса, непонятных коммуникаций и противоречивого поведения, который показывает, что семья уже не может жить по-старому.  На этом этапе начинается «рост» семьи, выражаются эмоции, раскрываются потребности,  усиливается стремление к личностным изменениям. Это позволяет переходить к заданиям 4-го этапа, т.е. к практике.             Цель четвертого этапа – новая практика в применении навыков общения. Т.к. человек тяготеет к старым привычкам, только понимание новой коммуникационной ситуации еще не гарантирует сдвига. Поэтому нужны практические знания, тренировки, помогающие закреплению новой коммуникации.             5-ый этап – этап новой семейной ситуации. Он может быть сходным с первым, и на нем можно приступать к осуществлению нового цикла терапии. Особенности дальнейших циклов  - этап хаоса становится короче и менее противоречивым.