Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Первые шаги в архитектуре.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
114.65 Кб
Скачать

Первые шаги в архитектуре

Братья Веснины — Леонид, Виктор и Александр — родились и выросли на Волге, в старинном русском городе Юрьевце, расположенном на полпути между Костромой и Нижним Новгородом. Их отец - Александр Александрович Веснин (1852—1911 гг.) поселился здесь в конце 70-х годов прошлого века, после того как женился в Нижнем на Елизавете Алексеевне Ермолаевой, (1861 —1901 гг.), которой принадлежала небольшая усадьба на самом берегу Волги, на окраине Юрьевца.

Отец Весниных происходил из старой, патриархальной семьи новгородских торговых людей и приехал в Нижний из Старой Ладоги, где издавна жили его родители, братья и сестры. Не исключено, что известный по летописям XVII в. новгородский „каменного и плотничного дела мастер" Иов Веснин был одним из предков Весниных.

Небольшой, тихий городок Юрьевец, живописно раскинувшийся у крутого склона высокого правого берега Волги, против впадения в нее Унжи, с одной широкой, главной улицей почти весь скрывался в зелени садов, на фоне которых особенно четко выделялись белые силуэты древних церквей и высоких колоколен. Красота окружающей природы немало способствовала раннему пробуждению художественных наклонностей будущих архитекторов.

„В семье нас было трое братьев, близких по возрасту", — вспоминал впоследствии В. А. Веснин. „Любовь к рисованию и живописи проснулась у нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге. Это было началом нашего дружного творческого коллектива, в котором протекала вся наша дальнейшая жизнь и работа.

Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре. Нижний Новгород с его кремлем и соборами, поездки к дедушке, на Волхов с силуэтами старинных церквей по его берегам, Старая Ладога с памятниками древнего зодчества — все это еще более усилило нашу любовь к архитектуре".

В 1891г. младшие братья поступают в Московскую практическую академию — среднее учебное заведение, где уже учился их старший брат. Практическая академия славилась в то время хорошим составом преподавателей, среди которых были такие крупные ученые, как профессор Н. Е. Жуковский — общий любимец всех учащихся. Большой популярностью пользовался также и преподаватель рисунка — художник М. В. Мамистов, организовавший специальный кружок любителей живописи, где занимались по вечерам, а по праздникам знакомивший своих питомцев с московской художественной жизнью — с театрами, музеями, частными собраниями и художественными выставками.

Окончив практическую академию, старший брат Леонид едет в Петербург и в 1900 г. успешно - держит экзамен и поступает на архитектурное отделение Академии художеств. В Петербург позднее приезжают и младшие братья для поступления в Институт гражданских инженеров. В Петербурге братья живут вместе, много времени, они проводят в библиотеке Академии художеств, посещают просмотры и выставки студенческих работ класса профессора Л. Н. Бенуа, где занимался старший брат. Одновременно братья продолжают заниматься рисунком и живописью в студии художника Я. Ф. Ционглинского.

Как и многие студенты того времени, братья Веснины активно участвуют в различных революционно-демократических организациях: в студенческом старостате, политическом Красном кресте, а также в забастовках и демонстрациях. После подавления революции 1905 г. царское правительство издает распоряжение о закрытии ряда высших учебных заведений — очагов студенческого революционного движения. Неожиданное прекращение учебных занятий, а также стесненные материальные обстоятельства отца, переехавшего к тому времени из Юрьевца в Москву, вынуждают братьев сделать длительный перерыв в занятиях и искать работу в частных проектных и строительных конторах.

Возвратившись в Москву, они начинают работать в качестве помощников архитекторов у академиков архитектуры А. Иванова-Шиц и Р. Клейна, в проектных конторах П. Висьневского, Н. Великовского, Н. Милюкова, А. Измирова. Работая в качестве помощников без дипломов, они постепенно начинают самостоятельно выполнять отдельные работы, а позднее и все стадии проекта от первоначальных эскизов до рабочих чертежей. Тщательная разработка технической документации проекта осталась характерной чертой во всех последующих работах братьев Весниных. Расчеты перекрытий, ферм, балок и опор В. А. Веснин иной раз предпочитал делать самостоятельно, даже когда в его распоряжении было специальное конструкторское бюро.

В Москве братья продолжают заниматься живописью и рисунком сначала в студии К.Ф. Юона, а несколько позднее, близко подружившись с В.Е. Татлиным, организуют совместную студию у себя на квартире.

Участие в живой, практической работе на крупных постройках того времени — Музея изящных искусств на Волхонке, гостиницы „Метрополь" и ряде других — еще более скрепляет дружный - творческий коллектив. Одновременно с работой в проектных конторах и на постройках братья начинают принимать участие в многочисленных открытых конкурсах, которые устраивало в то время МосковскВ 1908 г. был принят к постройке их конкурсный проект церкви в селе Балаковё, на Волге. Не имея дипломов, дающих право ведения строительных работ, братья соглашаются с предложением академика архитектуры Ф. И. Шехтеля, бывшего в жюри этого конкурса, взять на себя руководство этой постройкой. В том же году был рекомендован к приобретению их второй крупный конкурсный проект — театра им. Ф. Волкова в Ярославле. В этих первых самостоятельных проектах братьев-студентов заметно несколько романтичное увлечение древнерусским зодчеством. Проект церкви в Балакове во многом напоминает знаменитую шатровую церковь XVI в. в селе Коломенском, тогда как проект Ярославского театра представлял своеобразный архитектурный синтез Потешного дворца и Грановитой палаты Московского Кремля.

Памятники древнерусского зодчества они изучали не только по книгам и увражам. Летом, во время каникул, они занимались обмерами древних церквей в Юрьевце, исследовали древние постройки Пскова, Новгорода, Старой Ладоги. После прекращения занятий в академии Леонид Александрович по приглашению академика А. В. Щусева вел реставрационные работы по восстановлению древнего храма в Овруче. Естественно, что влияние древнерусских архитектурных мотивов сказалось и в этих первых самостоятельных работах.

Увлечение практической работой отвлекает братьев от продолжения учебных занятий в Петербурге. Но диплом архитектора надо было получить. В 1909..г. Леонид Александрович оканчивает архитектурное отделение Академии художеств и получает звание архитектора-художника, а в 1912 г. успешно защищают свои дипломные проекты и младшие

братья. Сразу же после получения диплома Л. А. Веснин совместно с художником В. А. Симовым приступает к выполнению заказа на проектирование и строительство загородного дома для В. А. Носенкова в подмосковном селе Иванькове.

Первая самостоятельная постройка молодого архитектора обратила на себя внимание „современностью" архитектурного облика без каких-либо характерных для того времени стилевых ассоциаций. Асимметричная и одновременно уравновешенная композиция объемов, удачно найденное сочетание каменного низа и деревянного верха здания, разнообразные по форме черепичные кровли — все вместе создает привлекательный облик современного, уютного и сравнительно скромного загородного дома. Здесь интересны горизонтальные „ленточные" окна, большой стеклянный эркер в центре главного фасада и строгая простота в отделке интерьеров. Уже в этой первой постройку встречается ряд архитектурных приемов, ставших характерными для многих работ Весниных последующего времени.

После получения первой премии в конкурсе на проект здания Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве (1910 г.) и второй премии в товарищеском конкурсе на проект дома Московского архитектурного общества (МАО, 1911 г.) работы братьев Весниных приобретают некоторую известность и регулярно публикуются в каждом выпуске ежегодников МАО. К этому времени относится ряд проектов доходных домов и особняков, построенных в Москве различными проектно-строительными конторами, привлекавшими молодых братьев Весниных главным образом для разработки фасадов зданий.

Среди этих построек, выполненных в самых различных стилях на вкусы богатых заказчиков, следует отметить доходный дом Н. Е. Кузнецова на Мясницкой ул.1910 г. фасад Московского

Главного почтамта на той же улице (1911 г.); здание банка Юнкера на Кузнецком мосту, 16 (1913 г.); дом-особняк Арацкого на 1-й Мещанской .1913 г. (пр. Мира, 18); здание манежа в подмосковной усадьбе В. А. Балина в деревне Сухманиха (1913 г.)скаковые конюшни и жокей-клуб при Московском ипподроме (1914)

В архитектурном облике этих построек нет какого-либо художественно-стилевого единства или ярко выраженной творческой индивидуальности архитекторов. В этом отчетливо сказался дух времени, когда творчество архитектора могло быть ограничено требованиями и вкусами заказчиков. Именно об этом времени говорил В. И. Ленин в известной беседе с Кларой Цеткин: „Подумайте о том влиянии, которое оказывали на развитие нашей живописи, скульптуры и архитектуры мода и прихоти царского двора, равно как вкусы и причуды господ аристократов и буржуазии. В обществе, базирующемся на частной собственности, художник производит товары для рынка, он нуждается в покупателях".

Это влияние сказалось в господстве так называемой „фасадной архитектуры", когда функциональное назначение здания, целесообразность и удобство его внутренней планировки порой приносились в жертву красивому фасаду и зачастую не имели органической связи с внешним обликом здания. Оно сказалось также и в стремлении архитекторов к обилию внешних украшений фасадов, как средству повышения рыночной стоимости сооружения, его представительности, доходности.