Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gl_3_Noymann.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
313.34 Кб
Скачать

Гл. 3. Создание европы: русский «другой»

В Силезии мы увидели много подкреплений, идущих к русской армии, большие отряды казаков, но более все­го нас поразил отряд из нескольких сотен азиатских та­тар, вооруженных луками, стрелами и легкими копья­ми. Все их снаряжение было очень странным. У них ки­тайские лица, точь-в-точь как у людей, нарисованных на чайных коробках. Лорд Абердин, 1813 (цит. по: Balfour 1922: 80)

 

Если предыдущая глава была посвящена европейским представ­лениям о «Турке» (прежде всего потому, что эти представления были исторически значимы для формирования европейской идентичности), то одна из главных причин, по которой в насто­ящей главе обсуждаются представления о «России», — это ее заметное положение в современном мире. Помимо ее исключи­тельной значимости для всего дискурса о формировании евро­пейской идентичности, вопрос о том, относится ли Россия к Евро­пе. - это центральный компонент непрекращающегося дискур­са о системе европейской безопасности. Этот вопрос попадает центр большинства ежедневных дискуссий об институциональной конкретике, например, о расширении таких организаций, как ЕС и НАТО. Этот же вопрос постоянно всплывает в дискуссиях экономическом развитии - не только в спорах о рынках нефти или алюминия, но и в общих дебатах о том, что чаще всего называют переходным периодом бывших коммунистических экономик.

 

Когда эти вопросы привлекают внимание ученых (а это случается довольно часто), в результате обычно появляются ста по практическим проблемам, возникающим при контактах с Россией в конкретной политической области, или же статьи, в которых обсуждаются системные факторы, приведшие к распаду Советского Союза, и то, как эти факторы благоприятствуют или препятствуют включению России в так называемые западные или европейские институты. Устойчивым спросом пользуются исследования русистов-политологов, посвященные переходному периоду или борьбе за так называемые реформы, поскольку эта борьба разворачивается не в Европе, а в Москве, Санкт-Петербурге и бесчисленных российских провинциях. Любой политик и ученый знает о давнем споре западников и славянофилов, но­ваторов и традиционалистов, демократов и патриотов, и многие исследователи пользуются этим спором, чтобы продемонстри­ровать, как вчерашние метафоры становятся полноправной частью российского политического настоящего (см., напри­мер: Neumann 1996). В годы холодной войны нередко обсужда­лись параллели между режимами Ивана Грозного и Сталина. В начале 1990-х в большую моду вошли параллели между Петром Великим и государственным деятелем, которого зачастую име­новали царем Борисом1.

В самой России легитимность и осмысленность ссылок на прош­лое при обсуждении современных повседневных политических проблем очень редко ставится под вопрос. Русские с легкостью проводят параллели между правителями XVI века и ХХ-го. Мож­но предположить, что в России на полном серьезе будут обсуж­дать, как старые европейские и западные метафоры окрашивают сегодняшнее отношение к вопросу о том, относится ли Россия к Европе. Наверное, очень немногие политики и дипломаты и только самые ревностные ученые-позитивисты будут возражать против генеалогической предпосылки, которая заключается в том, что обсуждение того или иного политического вопроса в прошлом оказывает воздействие на сегодняшнюю политику. И все-таки, когда дело доходит до вопроса о том, принадлежит ли Россия к Европе, научной рефлексии по поводу того, как с этим комплексом вопро­сов обращались раньше, явно не хватает. В то время как предыдущая глава могла разворачиваться в виде критики обобщений, сделанных другими учеными, относительный дефицит исследований европейских представлений о России означает, что эта глава прежде всего должна продемонстрировать, какими, собственно, были эти представления. Поскольку другие ученые предложили мало обобщений, мои обобщения должны вырасти из самого материала. За оговоренным исключением, в настоящей главе рассматри­ваются те же вопросы, что и в предыдущей.

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]