Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Воронина.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.07.2019
Размер:
30.89 Кб
Скачать

О.А.Воронина

ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

(тезисное изложение лекции)1

I. Дифференциация понятий пол и гендер

Дифференциация понятий пол и гендер в русле работ феминистских ученых 80-х годов вывело исследования на новый теоретический уровень.

Антропологи были первыми, кто, изучая различные общества, обнаружил значительные различия в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, короче, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе.

В 1972 г. появляется ставшая довольно быстро знаменитой книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под ред. Розальдо и Ламфере. Статья Шерри Ортнер «Соотносится ли женское с мужским также, как природное с культурным», в последующем вызвала бурные дискуссии. В этой работе отмечается тот универсальный факт, что репродуктивная роль женщин не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому что женщины ассоциируются с природным, а не социальным.

Пожалуй, одной из первых работ, в которой появилось довольно четко проговоренное различие понятий пол и гендер, является работа Гейл Рабин «Обмен женщинами» (1974). Используя методы психоанализа и структурной антропологии, Рабин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами. В результате этого она пришла к выводу, что именно обмен женщин между племенами воспроизводит мужскую власть и структуры гендерной идентичности, при которых женщины оцениваются как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере. На основе этого конструируется «... поло-гендерная система как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности», - писала она. Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, целью которой является концентрация материального и символического капитала в руках отцов. Семья является властным союзом, который обеспечивает благополучие мужчин и утверждает гетеросексуальность как доминанту политической экономии для обоих полов. Как таковая, гетеросексуальность является институтом, который поддерживает гендерную систему, заключила Рабин.

Далее в нашем анализе заслуживает внимания работа психолога Роды Унгер «О редефиниции понятий пол и гендер», в которой она предложила использовать слово sex только когда относятся к специальным биологическим аспектам человека и использовать термин гендер только когда обсуждаются социальные, культурные и психологические аспекты, которые относятся к чертам, нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин.

Однако гендер и его компоненты (гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерная идентичность) могут также варьиро­ваться в континууме от чрезвычайно маскулинного на одном конце до чрезвычайно феминного на другом. Более того, гендер следует мыслить как независимый от биологического пола персоны. Например, мужчина может вести себя таким образом, который считается немужским в данном обществе, однако это никоим образом не делает его менее «мужчиной».

Следующей важной работой была книга Андриенны Рич «Материнство как опыт и институт». Я хотела бы здесь выделить в целях нашего анализа только одну из идей, почерпнутую ею из анализа работ «черных феминисток». Я имею в виду идею о том, что гендер не является монолитной категорией, которая делает всех женщин одними и теми же, но что гендер скорее является знаком позиции субординации, который сопровождается и уточняется рядом властных вариаций.

Кроме того, анализируя механизмы контроля сексуальности и расовые проблемы, А. Рич приходит к утверждению того, что гендер является сво­еобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Таким образом, понимание гендера у нее отличается от бинарной модели ранних версий и становится частью сложной сети властных компонентов.