Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МИХАЭЛЬ БРАМБРИНГ Воспит.сл.реб.раннего возр.в....rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.07.2019
Размер:
1.21 Mб
Скачать

“Страх высоты”

Возраст Кристины: 2 года 1 месяц (Письмо 25)

24.10.1990

Дорогая семья А.,

видеосъемки последнего тестирования развития Кристины, за некоторым исключением, получились отлично. Я привезу пленку с собой на следующую встречу, и мы посмотрим ее вместе. Тест подтверждает, что для своего возраста Кристина является очень хорошо развитым слепым ребенком.

Во время моего последнего визита я опять сделал для себя удивительные открытия. Например, Кристина снова узнала игрушечного слоненка только по звуку, который он издавал. Хотя она делала это уже во время одного из моих последних посещений, но на этот раз Кристина вспомнила, что “куколка” в животе слоненка может издавать писк, и потребовала от меня, чтобы я продемонстрировал ей это.

94

Этот эпизод свидетельствует о хорошей памяти Кристины, она уже способна удерживать множество различных событий. Я был удивлен также, когда Кристина начала потрошить свою коробку с игрушками и узнавала отдельные предметы после прикосновения только к одной детали игрушки.

Кристина, очевидно, располагает хорошим восприятием формы и может по детали сделать вывод о целом предмете. Владение этими навыками меня очень порадовало.

Ее поведение на лестнице мы с Вами подробно обсуждали уже во время моего последнего посещения. Я надеюсь, Вы восприняли мое замечание, что не следует поощрять Кристину прыгать на руки с лестницы не как критику в Ваш адрес. Более того, я хочу отдать Вам должное: то, что Вы делаете с Кристиной, — очень важно: Вы прививаете ей чувство, что можно спрыгивать с высоты. Но, пожалуйста, — не на лестнице, потому что эта мраморная витая лестница очень трудна и опасна. Кристина должна научиться самостоятельно преодолевать лестницу вверх и вниз, и у нее должно появиться ощущение длины лестницы и времени на ее преодоление. Если ей помогать слишком часто, то потребуется больше времени, прежде чем она научится уверенно по ней спускаться и подниматься. Я знаю, что у Вас не всегда есть время позволять Кристине самой ходить по лестнице. В таком случае Вам следует поднимать или опускать Кристину на руках.

Позднее, когда девочка хорошо овладеет лестницей, можно будет изредка помогать ей.

Однако такие “игры”, как обучение Кристины прыгать в Ваши руки, — отличная тренировка. Слепым детям очень трудно правильно оценивать высоту и решаться спрыгивать с возвышения. Кроме того, часто можно наблюдать, что слепые дети прыгают очень жестко, т. е. не амортизируют ногами при спрыгивании с высоты или при прыжках в длину. Кристине следует упражняться в мягком приземлении и развивать в себе решимость спрыгивать со ступеньки, детского стула, софы или кровати. Для таких бурных игр скорее всего подходит папа, поэтому я могу только от души порекомендовать Вам такие занятия.

Любая форма движения хороша для Кристины. Я понимаю, что ходьба с Кристиной отнимает в три раза больше времени, чем со зрячим ребенком, но в долгосрочном плане движение положительно скажется на ее развитии. Надеюсь, что я требую от Вас не слишком многого. Разумеется, все, что Вы проделываете с Кристиной, должно доставлять Вам удовольствие и никогда не выливаться в принуждение. Один день без ходьбы не повредит Кристине и не задержит ее развитие.

С дружеским приветом.

Ваш М.Б.

95

«СТРАХ ВЫСОТЫ»

Отец. Я думаю, что Кристина всегда немножко боялась высоты. Когда она была совсем маленькой, то ей нравилось, когда я ее подбрасывал вверх. С тех пор ей это разонравилось, поэтому я почти не делаю этого. Она не хочет также, чтобы ее поднимали к потолку.

Во время последнего отпуска (Кристине было два года и девять месяцев) мы много плавали в бассейне — Кристина на своем надувном кругу. Она, конечно, слышала, как другие дети — Сабрина, Анн-Катрин и Томас — все время прыгали в воду. Каждый раз она слышала звук: “Плюх!”

Мать. Ну и, конечно, брызги во все стороны.

Отец. И вдруг Кристина говорит, что тоже хочет прыгнуть. Я сразу же уцепился за это. Ставлю ее на край бассейна, держу за обе руки и говорю: “А теперь прыгай”. Она спрыгнула. После десяти таких прыжков с моей помощью я решил попробовать, сможет ли Кристина спрыгнуть сама: “Теперь давай сама”. Получилось совсем неплохо. Я подвел ее к краю бассейна, согнул ее пальцы на ногах и сказал: “Пощупай, вот край бассейна, а теперь ты можешь прыгать”. Пару раз она так и сделала. Но потом Кристина отпрыгнула недалеко и попкой ударилась о край бассейна.

Мать. С тех пор без помощи она уже не хотела прыгать.

Отец. Ну она успеет еще научиться.

Мать. Вчера в больнице произошла другая история. В вестибюле стояли высокие стулья, Кристина стала ими греметь. Пациентам это, конечно, не понравилось. Поэтому я посадила ее на стул и сказала: “Теперь сиди на стуле”. Она, естественно, захотела с него слезть. Я говорю: “Посмотрим, как ты слезешь сама”. Тогда она развернулась на стуле таким образом, что ее ноги свесились. Я сказала: “Теперь прыгай”. Она закрыла глаза и спрыгнула. Было не очень высоко, но все равно Кристина спрыгнула как бы в пустоту. Я полагаю, что у нее отсутствует страх.

Отец. Я думаю, что это зависит от воспитания. Если ты будешь нормально воспитывать Кристину, то когда-нибудь это придет. С Сабриной было то же самое. Она уже в 5 лет научилась плавать и сегодня прыгает с 5-метровой вышки. Я тоже не боюсь прыгать с 5 или 10 метров.

Мать. На детской площадке Кристина ходит на горку.

Отец. Недавно мы были в крытом бассейне. Там есть большой скат, может быть 30 метров. Кристина услыхала, что там есть скат, потому что дети то и дело говорили о нем. Ей тоже захотелось. Я, естественно, поднялся с ней.

Интервьюер. А Вы объяснили ей, что это совсем другой скат.

Отец. Нет, но она сама заметила, что это был другой желоб, потому что там текла вода. То, что спуск на этом желобе будет таким быстрым, она не могла подумать. Да и мои объяснения, я думаю, вряд ли что дали бы. Ей просто нужно было это попробовать и все. Ничего не могло случиться, потому что я ее держал и она не могла утонуть. Но после одного спуска Кристина больше не захотела. Но я думаю, что через год она снова захочет, тем более что первый опыт у нее уже есть. Просто нужно пробовать и не быть слишком боязливым.

96

Родители затронули, на первый взгляд, небольшую, но для слепых людей существенную проблему: как правильно оценивать высоту или глубину и преодолевать их без риска для себя? Без предварительного опыта или сообщения человека, обладающего зрением, слепой человек, находящийся в незнакомом месте, не знает, насколько глубока, например, какая-нибудь выемка или обрыв. К счастью, на наших улицах и дорогах редко можно встретить “пропасти”, поэтому слепой человек с белой тросточкой или собакой-поводырем может передвигаться по улице в условиях относительной безопасности. Строительные площадки должны огораживаться, а края тротуаров и ступеньки, ведущие вниз, слепой может своевременно нащупать. Иными словами взрослый слепой человек, как правило, в состоянии адекватно реагировать на внешние факторы опасности. А как обстоят дела со слепыми детьми?

Даже родители зрячих детей в первые годы жизни очень пристально следят за тем, чтобы их малыши не упали с лестницы, так как знают, что их дети еще не могут правильно оценивать угрожающую им опасность. Зрячие дети должны еще выработать в себе способность адаптироваться к опасностям внешнего мира. Перед слепыми детьми стоит гораздо более фундаментальная проблема — вообще научиться воспринимать высоту и глубину. В их случае речь идет, таким образом, о проблеме восприятия и опасности. Зрячие дети могут непосредственно воспринимать, что такое глубоко, а что такое высоко, так как они видят высокое дерево, гору, крутой склон или лестницу в доме. Что такое высота, трудно объяснить слепым детям, так как они не могут воспринимать ни дерево, ни дом в их целостности. Высоту предмета они могут оценить только на ощупь, например, ощупывая стол или шкаф, но и то лишь на длину своих рук. Когда слепые дети узнают, что в комнате есть потолок? Думаю, что никто не может в точности ответить на этот вопрос.

Что такое глубина, слепым детям так же трудно объяснить, пока они полностью не овладеют речью. Зрячий ребенок сразу же замечает, что, скажем, тротуар слегка приподнят над поверхностью улицы. Слепой же ребенок сначала имеет дело с “пустотой”. В этом возрасте объяснять что-либо с помощью языка бесполезно. Поэтому сначала можно лишь учить слепого ребенка преодолевать перепады по высоте путем осторожного подведения, оказания помощи и ободрения.

В родительском доме Кристины, к примеру, есть сравнительно высокая ступенька на пороге между кухней и детской. Сначала Кристина с большим трудом преодолевала это препятствие. Ей “показали”, что она может держаться двумя руками за дверной косяк и осторожно спускаться вниз. Прошло время, и теперь она без труда перешагивает эту ступень, но даже в 3 года не отваживается спуститься со ступеньки без помощи рук или держась только одной рукой.

97

Со второго — третьего года жизни зрячие дети любят такие игры, как подпрыгивания, спрыгивания с мебели или со ступенек. Они с удовольствием карабкаются на невысокие стенки. Все эти телодвижения помогают выработке у них понимания высоты и глубины, а повторение одних и тех же движений формирует у них ловкость и пружинистость при спрыгивании с высоты. У слепых детей нет такого разнообразного опыта. Часто они боятся прыгать с высоты, а если и прыгают, то им трудно амортизировать приземление, так как они не могут точно оценить высоту. Каждый зрячий по собственному опыту знает, как больно бывает приземляться, если при спрыгивании неправильно оценить высоту. Не обладая зрением, чрезвычайно трудно мягко и расчетливо произвести прыжок вниз и приземлиться. Поэтому следует придумывать такие виды активности, которые помогали бы слепым детям в приобретении подобного опыта. Одна из таких “игр” с Кристиной заключалась в том, чтобы приучить ее спрыгивать с низенького детского столика в уголке, специально оборудованном для шумных подвижных игр. На последнее Рождество родители преподнесли Кристине в подарок трамплин — чудесное средство для обучения ее подпрыгиванию и мягкому пружинистому приземлению. Спрыгивание с края бассейна в воду также может помочь в преодолении страха высоты, даже если в случае с Кристиной небольшая “авария”, когда она попкой приземлилась на край бассейна, на некоторое время возымела негативные последствия, лишив ее удовольствия продолжать эти упражнения самостоятельно.