Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
183.81 Кб
Скачать

Технико-технологическая сторона культуры

Культура охватывает не только плоды деятельности, но и приёмы, способы, процедуры, с помощью которых деятельность осуществляется, так как все они не даны человеку от рождения, а вырабатываются в самом процессе деятельности и потому принадлежат культуре в такой же мере, как и создаваемые с их помощью продукты. В каждом роде и виде деятельности её техника и технология должны быть специфичными, чтобы обеспечить максимальную эффективность данной специфической деятельности. Это значит, что общая структура технико-технологической стороны культуры та же самая, что и структура её предметно-продуктивной грани.

В области материальной преобразовательной деятельности следует выделить инструментальный и собственно технологический компоненты этого арсенала. Первый представляет собой совокупность вещественных средств, которые используются в качестве орудий; второй – совокупность навыков, умений, приёмов пользования этими средствами. Культура производства характеризуется с этой точки зрения его инструментально-технической оснащённостью, с одной стороны, а с другой – уровнем мастерства участников производственного процесса, его организованностью, слаженностью, упорядоченностью.

Те же стороны можно обнаружить в культуре социально-управленческой деятельности, или медицинского обслуживания, или педагогического процесса, то есть во всех сферах труда. Точно так же физическая культура имеет свою инструментальную базу и свои технические процедуры, выражающиеся в культуре исполнения тех или иных упражнений, в свободе владения спортсмена своим телом.

Культура коммуникативной деятельности, рассматриваемая в том же технологическом аспекте, выявляет аналогичную двусторонность: роль инструментов играют здесь различные системы знаков – языки человеческого общения, а способы оперирования ими представляют собой технологию языкового поведения.

Поскольку общение между людьми необыкновенно богато и разносторонне, человечеству необходимо множество знаковых систем. Их многообразие зависит от особенностей передаваемой информации (отличие художественной информации от научной определяет отличие языков искусства от языков науки), от особенностей коммуникативной ситуации (использование обыденного языка и жестов в частной беседе, но языка науки во время лекции или языка графических символов при регулировании уличного движения), от уровня развития культуры, характеризующегося расширением набора каналов связи между людьми (язык жестов и устная речь на заре истории и техническая база полиграфии, кинематографии, радиосвязи, телевидения и т. д. впридачу к тому, что было ранее).

Такими же культурными ценностями являются организационные формы, в которых осуществляется общение посредством тех или иных знаковых систем, например, беседа, диспут, переписка, обряд и т. п. Все эти разнообразные формы служат общению, обмену информацией, объединению людей.

Знаковую роль могут играть не только специально созданные для этой цели языки, но и предметы или действия, не являющиеся по природе своей знаками и лишь в определённых условиях начинающие функционировать в качестве знаков. Один из примеров такого рода «обрастания» человеческих действий семиотическими (знаковыми) функциями - этикет, где форма, в которой совершается поступок, становится знаком, говорящем об уважении или пренебрежении, о социальной среде, к которой принадлежит человек. Другой пример – одежда как знаковая система: по ней можно определить род деятельности, социальное окружение, уровень благосостояния, даже характер человека, а, с другой стороны – характер событий, в которых участвуют люди: траурный, деловой, праздничный, торжественный и т. п.

Итак, человеческое общение многоканально. Культура общения определяется как многообразием знаковых систем, так и эффективностью их использования отдельным человеком, социальной группой или обществом в целом на том или ином этапе его исторического развития.

В технологическую грань культуры входят и механизмы духовных видов деятельности: познавательного и ценностно-ориентационного. Правда, рассматривая средства, используемые для создания, хранения и передачи знаний и идей, мы обнаруживаем, во-первых, те же самые средства, которые используются в преобразовательной и коммуникативной деятельности: и познавательная, и ценностная информация воплощается прежде всего в языке, а затем и в других системах знаков. Во-вторых, инструментальные и социально-организационные средства, используемые в этой сфере культуры, частично принадлежат и к сфере материальной культуры (например, контрольно-измерительные приборы, двигатели или мастерские), частично – специфические (например, радиотелескоп или научная конференция). В-третьих, такие неспецифические средства деятельности, как мышление и чувства, приобретают в сфере духовной культуры глубокое своеобразие, мощное развитие, чем вносят существенный вклад в технологическую грань культуры вообще. Имеются в данном случае в виду те механизмы духовной деятельности, которые называют культурой мышления и культурой чувств.

Оба последних термина – не красивые слова, а выражения, имеющие точный научный смысл. Достаточно сравнить мышление человека на разных ступенях его интеллектуального развития – в детстве, в школьные годы, на студенческой скамье, в зрелом возрасте, чтобы стал очевидным процесс «окультуривания» природных способностей интеллекта, постепенное обретение, шлифовка навыка мышления. Мыслить человека учат так же, как производить или общаться с другими людьми. Это умение существенно характеризует и социальный и индивидуальный уровни культуры. И в филогенезе (развитии всего человечества), и в онтогенезе (развитии индивида) в эмоциональной сфере психики протекает ряд важных процессов, существенно изменяющих то, что дано природой. Эмоциональные реакции человека облагороживаются и интеллектуализируются (например, половое чувство). Вырабатываются высшие духовные чувства, например, чувство любви к Родине. Развивается дисциплина чувства, т. е. умение человека сдерживать свои эмоциональные порывы, соизмерять силу переживания и меру его проявления в той или иной ситуации. Культура чувств характеризует и отдельного человека, и те или иные социальные группы, и разные исторические уровни развития общества.

Художественная деятельность представлена в технико-технологической грани культуры теми же двумя компонентами, что и все другие: художественное творчество имеет свою инструментальную базу и своё мастерство.

Инструментальный аппарат художественного творчества слагается из совокупности инструментов, используемых во всех областях материального и духовного производства: это прежде всего рука художника, вооружённая карандашом, резцом, кистью или оперирующая музыкальным инструментом, или создающая выразительный язык жестов; это всевозможные орудия труда, которыми работают мастера прикладного искусства, зодчие; это язык как основное орудие общения людей, которое становится и орудием творчества; это широчайший набор приспособлений, которые художественная деятельность берёт из других областей культуры и приспосабливает к своим специфическим нуждам (фото- и киноаппараты, телекамеры и др.). Если же какие-то инструменты создаются специально для художественного творчества, скажем, музыкальные, то и они отражают технический опыт практической деятельности людей: пастушеский рожок, фортепиано и электромузыкальные инструменты представляют разные уровни развития самой техники.

Подобным образом соединяет художественная деятельность разнообразные уменья человека. Культура мышления, культура чувств, культура общения, культура производства – всё это сплавляется в культуре художественного мастерства. Это означает, что искусство связано с культурой своего времени идейно, психологически, мировоззренчески, концептуально и технологически. Поэтому оно позволяет судить и об идейном, мировоззренческом «климате» эпохи, и о достигнутом уровне научно-технического, технологического прогресса.

Таким образом, и в предметно-продуктивной грани и в технико-технологической художественная культура обнаруживает интегративный, синтетический характер. Это ставит искусство на особое место в культуре, но не в смысле почёта, а в том отношении, что в искусстве культура как бы удваивает себя, точнее, изоморфно в нём отражается (изоморфизм есть отношение между двумя структурами – отражаемой и отражённой, - при котором каждому элементу одной соответствует элемент другой, а каждой связи между элементами одной структуры соответствует связь в другой). Искусство оказывается таким компонентом культуры, в котором вся она отражается, как в зеркале, что позволяет судить о культуре эпохи в первую очередь по её искусству, которое содержит в себе как бы целостный образ культуры определённой эпохи.

Есть у культуры одно важное общее свойство – наличие в каждой из сфер культуры определённого эстетического потенциала. Широта и уровень его реализации выражается в понятии «эстетическая культура общества». Её не следует считать отдельным слоем, наряду с материальным, духовным и художественным слоями культуры. Она определяется, с одной стороны, удельным весом эстетической ориентации (то есть стремлением творить «по законам красоты») во всех областях материального, духовного и художественного производства, а, с другой стороны, удельным весом эстетических установок в процессах материального, духовного и художественного потребления. Это значит, что эстетическая культура не только определяет один из важных показателей уровня культурного развития общества, социальной группы или индивида, но и является одним из связующих звеньев всей культуры, делающим её целостным признаком общества.