Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП лекции 2011.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
1.35 Mб
Скачать
  1. Все элементы (разновидности) иммунитета основаны на суве­ренитете государства;

  2. иммунитет государства в целом и соответственно каждый из его элементов — это право государства, а не обязанность, что пред­полагает возможность отказа от него. Однако такой отказ должен носить явно выраженный характер;

  3. отказ от одного из элементов иммунитета не влечет автомати­чески отказ от остальных.

Судебный иммунитет означает неподсудность государства суду другого государства. При этом не имеет значения, в связи с чем и по какому поводу намереваются привлечь государство к суду.

Среди относительно недавних примеров можно назвать дело о так называемых царских долгах, возбужденное в 1982 г. в одном из районных судов Нью-Йорка против СССР. Первоначальное решение, принятое в 1986 г. не в пользу СССР, было пересмотрено в 1987 г. Решением 1987 г. оно было признано ничтожным в связи с отсутствием у суда юрисдикции, что было впоследствии подтвержде­но Апелляционным и Верховным судами США.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска и принудитель­ного исполнения решения означает, что в отношении государства не могут быть применены никакие принудительные меры, предусмот­ренные законодательством страны суда, как для предварительного обеспечения иска, так и принудительного исполнения решения, за исключением случая явно выраженного согласия со стороны госу­дарства, причем соблюдение данного иммунитета никоим образом не связано с участием государства в процессе судебного рассмотрения иска.

Иммунитет собственности государства означает, что данная собственность абсолютно неприкосно­венна.

Иммунитет сделок государства состоит в том, что сделки, заклю­чаемые государством с иностранным физическим или юридическим лицом, должны регулироваться правом этого государства, если толь­ко стороны сами не договорятся о применении иного права.

Рассмотренные выше элементы иммунитета государства в част­ноправовых отношениях составляют доктрину абсолютного имму­нитета государства, действующую в течение длительного времени. Она была заложена в прецедентном праве либо в законодательстве или международных договорах и признавалась в качестве одного из принципов международного (публичного) права.

Наряду с доктриной абсолютного иммунитета все большее распространение получает доктрина ограниченного (функционального) суверенитета. После Второй мировой войны доктрина ограниченного имму­нитета получила правовое закрепление в Европейской конвенции об иммунитете государства от 16 мая 1972 г.

Государство в силу своего суверенитета пользуется иммунитетом лишь при совершении им действий в качестве субъекта политическо­го властвования. Если же государство вступает в имущест­венные (частноправовые отношения) и приравненные к ним отношения, оно тем самым молчаливо отказывается от иммунитета, ставит себя в по­ложение частного лица и подчиняется обычному коммер­ческому режиму. Иными словами, представители концепции ограниченного иммунитета считают, что когда государство ставит себя в положение частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры.

В ряде стран в 70-х гг. XX в. были приняты законы, отражающие эту док­трину: в Австрии (1974 г.), США (1976 г.), Великобрита­нии (1978 г.), Сингапуре (1979 г.), Канаде и Пакистане (1981г.).

Этот подход порождает на практике целый ряд проблем, которые не находят однозначного разрешения: что понимать под частноправовой деятельностью государства,к разграничить частноправовую и публичноправовую деятель­ность государства, как поступать в отношении государств, которые по-прежнему исходят из доктрины абсолютного иммунитета, Каким образом может быть исполнено судебное решение, вынесенное против государства и др.

Российское законодательство исходит из концепции абсолютного иммунитета государства. В то же время сфера применения обычной международно-правовой нормы об абсолютном иммунитете государства постоянно сужается. Первая «брешь» в доктрине абсолютного иммунитета была «пробита» принятием в 2002 г. новой редакции Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации (от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ), в ст. 251 которого закреплено, что иностранное государство пользуется иммунитетом в отношениях, находящихся в компетенции государственных арбит­ражных судов, только в случае, если оно выступает в качестве носи­теля власти. Таким образом, если иностранное государство участвует в предпринимательской или иной экономической деятельности на территории РФ и вступает при этом в правоотношения с физически­ми или юридическими лицами в качестве, используя формулировку одного из решений английского суда, «торговца», то иммунитетом оно не пользуется.

В новом российском законодательстве в области международного частного права учтены современные тенденции в вопросе об участии государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом. В ст. 1204 ГК РФ предусмотрено: "К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом".

Это положение сформулировано как двусторонняя коллизионная норма. Оно не ограничено в отношении только российского государства или его субъектов, а подлежит применению и к гражданско-правовым отношениям, в которых участвует иностранное государство в тех случаях, когда к нему будут применяться нормы российского международного частного права, установленные в разд. VI третьей части ГК РФ.